Двухнедельное ревью 32. Максима Перминова

Психоделика
Это не конкурсная страница, хотя здесь любой автор Стихиры имеет право вывесить свой оригинальный поэтический текст, сопроводив его ссылкой на первоисточник. Если у вас есть клоны, то вы можете принести даже не один текст, а несколько (хотя не обязательно все они окажутся участниками ревью разобраны).

** Что здесь можно делать и чего нельзя?
МОЖНО: оставлять замечания и критику под любыми текстами, а также на неё отвечать, стараясь не вступать в открытые конфронтации при расхождении мнений.
НЕЛЬЗЯ: переходить на личности, скандалить, обижаться на критику, использовать инвективную лексику в чей-то адрес. Если вы обидчивы и самолюбивы - не стоит приносить сюда свои тексты, ибо их могут критиковать достаточно жёстко.


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления ведущего (в конце 10 дня) приём текстов прекращается, и далее все новые тексты со страницы будут удаляться.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более - по желанию) лучших или наиболее интересных текстов - и пишет на них развёрнутые комментарии, вывешивая эти комментарии не позднее утра 13 дня.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Текущего Обозревателя.
день 15 — Открывается новая страница Двухнедельного Ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов на следующее двухнедельное обозрение с новым Обозревателем.


Всем участникам просьба помнить, что ЭТО НЕ КОНКУРС. Текущий Обозреватель не ранжирует отобранные им 5 (или более) наиболее интересных текстов, а лишь пишет на них комментарии. В каком виде могут быть представлены эти комментарии? - В виде критических зарисовок, в виде мини-эссе, в виде пародий или шаржей на избранные тексты, в виде развёрнутых аллюзий или ассоциативных экскурсов, либо даже в виде авторских миниатюр по мотивам оригинальных текстов. В каждом конкретном случае выбор остаётся за самим Обозревателем.


** Какую пользу приносят и чему служат такие ревью?
— Авторам они дают возможность показывать свои новые (а также хорошо забытые старые) произведения читающей публике.
— Желающим высказаться они предоставляют такую возможность - без нарушения этических канонов.
— Любителям предметно пообщаться они предлагают широкий выбор тем и текстов.
— Тем, кому важна критика, они дают желаемую обратную связь, а также право не только выслушивать комментарии, но и на них отвечать.
— Обозревателям они дают возможность выступить перед публикой со свободным микрофоном и продемонстрировать свой ничем не скомпрометированный вкус (в отличие от конкурсов, здесь никаких призов авторам выбранных Обозревателем текстов - не выдаётся).

Организаторы надеются, что настоящие ревью восполняют тот дефицит общения между сильными авторами, который образовался на Стихире - в связи с падением уровня всех без исключения конкурсов, превратившихся в конвейер сугубо развлекательных мероприятий, а также из-за образования не-литературных тусовок и почти повсеместного процветания попсы. 


____________________________________
***** Обозреватель  Максим Перминов

 = = = = = = = = = = = = =  ОБЗОР СТИХОТВОРЕНИЙ  = = = = = = = = = = = = =

1. Смарагда Вторая. "Три орешка для Золушки".
"Сказки — это язык, которым мне легче рассказывать о несказочных вещах. У меня очень много таких стихов, с виду сказочных, а по сути — не очень". — Так улыбнулась Ирина моему первому отклику на "Три орешка..." — "Замечательнейшая сказка! Читаешь, как свежим воздухом дышишь..." И что же? Зайдя на страничку к Ирине, я убедился в правоте её слов. В "Трёх орешках...", как и в других Ирининых стихах, сказочность — лишь сосуд, внутри которого густой плодовый сок: трезвящее, глубокое чувство жизни.

2. Чёрный Георг. "Песни ветра с другой стороны".
Человек на этой странице новый, я, кажется, начал понимать, что такое психоделическая поэзия, благодаря этому стихотворению, и то не сразу. За день до того, как написать эти строки, я подыскивал слова, чтобы передать свои ощущения от "Песен ветра..." Это впрямь именно ощущения — некоей вещественности, и тонкой... лёгкой. Особая влага воздуха — вот что здесь. Как если бы воздух улыбался, и эта улыбка была осязаема, чуема, представима. Обаятельное стихотворение, показывающее фактом каждой строфы своей, что эфир — реален, что пятая стихия насущна.

3. Марина Ратнер. "Маленькие и большие".
Удивительное стихотворение! Пока произносишь его вслух, кажется, что это журчит по камушкам, для каждого из них находя своё слово, речка... оно и входит в сердце своей песнеговорчивостью. На слух — живое, как речка, и по смыслу — река времени... "Лирическое осмысление связей времён..." — сказала о нём Наталия Веденеева. Аб-солютно так: именно и прежде всего сердечное, оно — о связи поколений... О маленьких и больших людях и деревьях...
Стихотворение подкупает и простотой (чистосердечностью), и сложной образностью, тонкой и правдивой. Скажем, "...застучат по улице осенней / погожие сентябрьские деньки / блестяще, лакированно и твёрдо» или «Как славно скачет маленький каштан / по серой и упрямой мостовой". — Не правда ли, какой необычный образ? Упругий скачок орешка отзывается в эпитете "упрямый", и мы взлетаем вслед за каштаном с мостового камня.

4. Михаил Микаэль. "Виновным".
Здесь хочется говорить о слоящихся смыслах, вернее, о слоении смысла — как о процессе. Пока это стихотворение читаешь, вспоминаешь многие стихи Мандельштама, в которых длительность произнесения слова органически соотносима с его смыслом, богатеющим, пока слово рождается и произносится, и обогащающим смыслы других слов — соседей; в результате возникает совершенно самобытный поэтический синтаксис и образность (вспомним хотя бы "Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож...").
Культуроцетричное, мистичное и сумрачное стихотворение Михаила для нашего времени уникально: своим строем напоминает эту уже и вовсе переставшую (после Бродского) быть популярной поэтику... я о мандельштамовском отношении к слову.
Но не будем о грустном. Послушаем, как начинается стихотворение Михаила:

Чёрно-жёлтый удар иудейской волны
По гранитным брегам Петербурга —
Отвори своё солнце, не ведай вины,
В щепы, боком галеры об угол

Поворота летейского — берег промёрз...
Раздирай гвоздодёром обшивку —
Не успеть. Варит скоро похлёбку из слёз
Век болезный... —

поэтический объём последовательно и естественно слоится (от строки к строке и от слова к слову; особенно красив поворот в месте, где строфы соприкасаются, как гондолы в узком канале). Именно такой, "сталагмитный", рост поэтического объёма аукается с поэтикой, которую давно люблю.

5. Аюна Аюна. "Он долго рассказывал".
Может быть, это стихотворение Аюны — одно из самых характерных для неё. Или одно из самых характеризующих её поэтический язык — невероятно ёмкий, одновременно романтичный и психологически тонкий. Кажется, всё стихотворение уподобилось одному слову, "речка движется и не движется": все события (то, что рассказывает лирический герой, и то, что отвечает ему лирическая героиня) сплелись в цельную гармонию, прозрачную и нерушимую, при этом воздушную.
Чтобы не показаться голословным, приведу окончание этого стихотворения:

иипоне амод
глаза у дроздов изумрудные
иипонее амод
дожди никогда не плачут
иипонее ааамоод
и ты пой на рассвете

Даже по этому причудливому языку видно стремление к кристалличности, прозрачности, лёгкости и лаконичности.