Дубулты. Поэтические встречи. Июль 2010. Часть 1

Надежда Бесфамильная
Июль. Вершина лета. Нынешний июль с начала года у меня ассоциировался с двумя событиями. Первое – чудесная константа моей прошлой, настоящей и, надеюсь, будущей жизни: собрать вишни в родительском саду, проверить на прочность все вишнёвые макушки и самоё себя, понаблюдать за птицами, игнорирующими моё присутствие в облюбованной ими кроне, и затем – новая встреча с Ригой, Рутой Марьяш и друзьями по стихам – друзьями старыми и новыми. (Знаю, дорогой Читатель: несопоставимо по значимости, но как хорошо и счастливо предвкушалась Рига на этих самых вишнёвых макушках!)

По правде сказать, продолжение рижских хроник мной не планировалось: опасалась повторов - эмоциональных и событийных. Но Рига зимой и Рига летом – это две большие... нет, простите, эта речевая фигура - из Одессы...

Как это здорово: сев в прокалённый московской аномальной жарой вагон и промучившись добрую половину ночи в купе, постепенно выдуваемом свежим ветерком, заснуть с пониманием того, что утром разбудит не будильник, а таможня,  и шлепком штампа с отметкой визы в паспотре мне будет объявлен,   пусть и короткий, но отпуск на Рижском взморье в кругу друзей!

Как бы ни банально звучало, но  небо в этот раз  кажется ещё синее и сосны – зеленее: они с готовностью и по-хозяйски принимают наш поезд в объятия своих мохнатых игольчатых лап, а вдоль полотна навстречу бегут сплошной полосой пижма и иван-чай – верные приметы того, что лето перевалило на вторую половину.... Перелески, в которых преобладают хвойные, а также дуб и берёза, неприметные зимой, но обнаружившие себя теперь роскошью листвы.  Луга с круглыми валками свежескошенного сена.  И череда озёр. Озёра – моё новое личное открытие этого утра!  Латгалия – край голубых озёр... Тогда, зимой, под толстой снежной шубой ничто не намекало об их присутствии в ландшафтах Латвии. Хороши, просторны, зеркальны,  наверняка, с рыбой!

Рига встречает жарой – почти как в Москве. На перроне толпа встречающих; у многих в руках букетики душистого горошка – сейчас как раз его пора! - и почти столько же телекамер: на носу юрмальский «КиВиН», а за ним – «Новая волна».  С московским поездом приехало много участников этих звёздных мероприятий, но дальше нам не по пути – я в этом не понимаю, давно разучилась понимать...   Бегом вниз – купить билет на электричку и опять вверх на соседний перрон. Электрички ходят часто. Через 10 минут после прихода московского поезда я уже еду в сторону Рижского взморья.  До чего же удобны вагоны в электричках, нам бы в Подмосковье (и не только) такие... На бегущей строке над входной дверью вагона сменяются названия станций, а вот и мост через реку Лиелупе и мы уже у моря; поезд сворачивает влево  и от станции к станции начинает терять своих пассажиров.
Булдури, Дзинтари, Майори, Дубулты... Справа за окном узнаю сине-голубой двухэтажный домик – Музей Аспазии. Через 100 метров поезд остановится и высадит последних своих пассажиров.

 Говорила подругам – «Не встречайте, не крадите время у моря!» Но на перроне вижу Марину Шапиро и Антонину Казаченко. Ищущий взгляд Марины. С Тоней, приехавшей на нашу встречу из Таллина, мы знакомы пока что только виртуально по Стихире, но именно она узнает меня первой. Приветствия, объятия и от перрона наискосок по дорожке мимо дома Аспазии на другую сторону улицы - в тенёк  под кроны старых, могучих, недавно отцветших лип -  ещё пару сотен метров. А там, в конце дорожки, знакомый силуэт женщины в шелковом светло-голубом платье в белый горошек. И издали уже машем друг другу руками. Здравствуйте, здравствуйте, Рута Максовна! Вот и  состоялась наша новая встреча, а ведь в январе прощались, не зная, что там впереди..!

Можно было бы писать не так подробно, без бытовых деталей, и я буду  избегать их в последующем, а сейчас делаю это только с одной целью: показать обычную сторону совершенно необычной истории - ведь  речь идёт не о встрече родственников или старых друзей юности. Речь идёт о встрече людей, объединённых стихами и Стихирой. И пора бы привыкнуть к этому Чуду, да не привыкается...

Быстренько обустроиться в номере Дома творчества писателей. От ранее большого комплекса, расположенного на берегу моря в тени вековых сосен, дубов и лип, за Домом творчества писателей сохранился  только этот милый небольшой двухэтажный особняк.  Основное же пристанище пишущей творческой интеллигенции в советские доперестроечные времена - многоэтажный современный корпус -  распродан под  элитные квартиры.  По словам А. Вознесенского, если  собрать воедино все произведения, написанные в Доме творчества писателей в Дубулты, то можно говорить о дубултском периоде советской литературы. Гранин, Паустовский,  Каверин, Маршак,  Арбузов, Рождественский, Окуджава... А ещё раньше... но это последняя треть 19-го века: русскими писателями-первопроходцами Юрмалы/Дубулты  считаются И. Гончаров и Н. Лесков, любившие проводить здесь летние месяцы и  находившие в этом удивительнейшем сочетании моря, дюн, сосен и нешумного спокойствия подпитку для творчества. А дальше - больше: постепенно рядом с улицей Гончарова образовалась целая писательская колония... О том, что побережье Юрмалы было, по сути, вторым - летним - домом латвийских писателей и поэтов, и говорить не приходится!

Мне  достался небольшой уютный номер на втором этаже - тот самый, в котором из лета в лето останавливалась в последние годы красавица Дзидра Тубельская, жена одного из Братьев Тур, известных в своё время драматургов, а в первом своём браке с Евгением Шиловским – невестка Елены Сергеевны Булгаковой. ((http://www.stihi.ru/2009/11/10/963
 и  http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8609.php
 - по этим  сноскам можно прочитать воспоминания Зюки Тур – Дзидры Тубельской).

Дзидры не стало в ноябре 2009 года, но её дочь Вика, глубоко переживающая уход матери, всё же приехала из Москвы в Дубулты в это лето, хотя и занимает теперь другой номер. Опережая события, я уже здесь напишу, что на следующий день после наших чтений Вика устроит мне настоящую экскурсию по одной из красивейших улиц Рижского взморья - Юрас Иела – Морской улице, протянувшейся от Майори до Дзинтари вдоль побережья и отделённой от него всего лишь узенькой полоской дюн и сосен. Здесь, как и век назад,  спорят друг с другом своей красотой и своеобразием особняки состоятельных рижан (и не только рижан, ведь на юрмальском побережье любила отдыхать и русская аристократия начала 20-го века).   Многие  из тех – старых -  сохранились, и реставрируются их нынешними новыми владельцами с одним условием государства: не менять внешний облик здания. Прекрасное условие, работающее на сохранение архитектурно-исторических и культурных традиций Латвии!

Но вернусь к первому дню наших общих впечатлений. Вернее, к вечеру. Его мы проведём на концерте в дубултской лютеранской церкви . Церковь, построенная в конце первого десятилетия 20-го века в стиле модерн по проекту архитектора Вилхелмса Бокславса, несёт в себе черты как средневековой архитектуры, так и национального романтизма. Приковывает взгляд асимметрия здания: левый неф (боковая часть), отсутствует полностью, зато правый обращает на себя внимание вдвойне:  сначала снаружи -  необычностью и новизной формы, а затем изнутри – деревянными хорами второго уровня, соединёнными под углом с деревянной же галереей, на которой, непосредственно над входом в церковь, находится орган. Нам повезло: сегодня вечером здесь даёт концерт  Боннский камерный хор под управлением Карин Фрайст Виссинг.  Это любительский коллектив высокопрофессионального уровня, состоящий из молодёжи и зрелых певцов, среди которых учителя музыки, студенты, юристы, сотрудники научно-исследовательских институтов. Двадцать женских и столько же мужских голосов, направленных в зал то из алтарной части, то делящихся пополам и звучащих с двух сторон – от алтаря и с противоположной стороны, от органа,  поражают чистотой каждого отдельно прослушиваемого голоса и стереофоничностью звучания всего хора в целом. Исполняются a capella произведения, написанные во славу Бога. Пение хора сменяет игра органа (Штефан Хортц). В концерте звучат произведения И.С. Баха, Х.В.. Циммермана, Ф. Листа, М. Остржига, Й. Райнбергера. Как интересно наблюдать за одухотворёнными лицами певцов! Не менее  интересно подсматривать за сидящими справа и слева слушателями  и видеть  на их лицах зеркальное отражение лиц исполнителей, помноженное на восторг и восхищение...  И какое же чувство досады испытываю от того, что призывные афиши «Новой волны» можно встретить на каждром шагу длинного юрмальского побережья, в то время как этот  концерт афиширован очень скромно...Какую высокую планку нам задали, однако, певцы из Бонна! Мы понимаем это, покидая после концерта церковь и обмениваясь впечатлениями со слушателями, которые придут завтра в Дом-музей Аспазии на наш поэтический вечер…

И опять у меня не получается уложиться в одно эссе. А это значит, что окончание следует.


Москва – Рига – Дубулты, июль 2010г.