Причины труда как скрытые переменные

Шолохов Виталий
Причины труда как скрытые переменные исторического развития социума
Проблемы философии истории сегодня со всей остротой стоят перед общественной мыслью, так как связаны с основным вопросом, поставленным перед философами жизнью: по какому пути пойдёт развитие России (1). Философия истории – «концепция философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализа методологических проблем исторического познания» (2). Основные трудности и достижения современной философии истории связаны с разнообразием методологических подходов к историческому познанию. Так, если классический подход берёт в качестве онтологического основания детерминизм и познаваемость мира (организованная простота), то неклассика переходит на позицию объективного существования случайности и возможности познания закономерностей бытия с определённой вероятностью (неорганизованная сложность). Постнеклассическая же наука в лице синергетики с её концепцией многовариантности оснований бытия вообще выдвигает идею непознаваемости мира (организованная сложность), что находит отражение в постмодернизме. «Современная философия конституирует себя не только как постсовременная (собственно, postmodernism), но и как постфилософия, что предполагает отказ от традиционных для философии проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и классических семантико-аксиологических приоритетов. Так, философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию и гносеологию и т.д.» (3). 
Познание общества выражается, прежде всего, в выявлении и рассмотрении исторической закономерности социального процесса, носящей характер причино-следственного отношения. Познание закономерностей связывается нами с открытием и исследованием причин этих изменений. Физика редко ставит вопрос о причинах явлений, которые она изучает. На это обратил внимание Бертран Рассел (4). Но идея причинности коренится в человеческих усилиях по созданию и изменению вещей и систем.  Аристотель в своё время определил четыре вида причин труда человека. Это: работник – действующая причина; предмет труда (вещество) – материальная причина; свойства продукта (процесса) – формальная причина; цель труда – целевая (конечная) причина.
Оценивая труд величиной изменения энтропии в системе человек – общество, мы установили, что структура размерности энтропии может быть интерпретирована как система скрытых переменных, описывающих производственную деятельность (труд) человека (5). Эта система в основном совпадает с перечнем причин труда по Аристотелю:
Работник Физическое время
Вещество Ресурсы. Энергия.
Свойства продукта Продукт + Условия производства
Цель труда Богатство (деньги) = информация
Таким образом, причины эволюции социума, установленные в своё время Аристотелем, являются скрытыми переменными любого стохастического ансамбля. Они имеют физическую размерность и образуют сферы деятельности социума. Отношения между этими сферами создают социальную структуру, а изменения – законы развития социума.
24 - 28 мая 2005 г. г. Москва
Четвертый Российский философский конгресс
"ФИЛОСОФИЯ И БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ"  Секция 4. Социальная философия
1) Чесноков Г.Д. История философской мысли: традиции и новации. – М.: Изд-во РАГС, 2003.-342 с. С.311.
2) Фурс В.Н. Философия истории //Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А.А.Грицанов.- М.: АСТ, Мн.:Харверст, Современный литератор, 2001. С.1135.
3) Можейко М.А. Постмодернизм //Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А.А.Грицанов.- М.: АСТ, Мн.:Харверст, Современный литератор, 2001. С.809.
4) Рассел Б. История западной философии/Пер. с англ.:в 2 т.= Новосибирск.-1994.
5) Шолохов В.Г. Социальное – природное. Монография. // М.- СИП-РИА, 2003. 216 с.