Бой по правилам. Юрий Семецкий

Блиц-Молния
Обзор


Участник 1

Он говорил,
прихлебывая из фляги,
что всегда на насмешки
отвечает лезвием,
что тут собралась
мелюзга, доходяги,
а его самого
авторитеты местные
зовут по отчеству,
но это мелочи.
Опять прихлебывал.
А захмелев в ночи
вдруг стал рассказывать
про одиночество,
измены женские.
Просил прощения
И даже пробовал
упасть в колени ей,
случайно встреченной
любви из прошлого.
Он все надеялся
на невозможное.
Но только каждый взгляд
был как удар под дых.
Он воздух ртом хватал
и под конец затих.
Он вел невидимый
для глаз кулачный бой,
но вновь проигрывал
в борьбе с самим собой.
 
Интересная зарисовка. Финал неожиданный, но не сказать, что удачный. Такое впечатление, что его прилепили, чтобы связать стихотворение с конкурсным заданием. Не понял я и личность героя — заявлял, что он в авторитете, а потом чуть не разревелся, пробовал упасть в женские колени, то есть проявлял слабость. Значит, про авторитетность свою врал — вот в этом бы и искать ударную концовку — мол, хвастал, как Хлестаков, а сам бомжует (например).
Оценка 4.

 
Участник 2
КОДЕКС РЕАЛЬНОГО ПАЦАНА
             (посвящается А.Тарасу, автору книги "Боевая машина")

.
Чтоб не считаться трусом и изгоем,
Чтоб не прощать насмешки дураков,
Есть правило хорошее, простое:
Бить первым, не жалея кулаков!

Чтоб ночью не реветь под одеялом
От униженья, боли и тоски,
Запомни - раз и навсегда! - недаром
Даются человеку кулаки!

Конечно, в драке нож куда надёжней,
Но лишь достанешь лезвие - в момент
Крик: "Убивают!!" - и, вполне возможно,
На горизонте замаячит мент.

С ножом - ты вроде как уже преступник.
Но если кулаки висят не зря,
Ты - правильный мужик, боец, заступник,
Герой народный, проще говоря!

Не надоело хлипким быть и робким?
Не надоело падать носом в грязь?
Из дома выйди твёрдою походкой,
Ни бога и ни чёрта не боясь!

      " - Ну, что ты смотришь, как пахан на зоне?
          Нет, не курю... Такая вот беда!
          И денег нет! И даже телефона!
       - А в морду?!
       - В морду? Это - завсегда!
         Что не встаёшь? Вставай, ещё добавлю.
         В коленях дрожь или в мозгах сквозняк?
         Я этот мир загаженный исправлю,
         Хотя б совсем чуть-чуть,
                хотя бы так!"
 
Судя по всему, в этом стихотворении всё время беседуют два человека. В первой части — отец и сын. Во второй, тот же отец с неопознанным хулиганом. Если это так, то здесь композиционный просчёт — надо было это оговорить, начать стихотворение с того, что это именно отец, воспитывая сына, говорит ему весь последующий текст. И ещё надо дописать переход от первой части ко второй — закончив воспитательную беседу, отец идёт на улицу искать хулиганов и приключений. Ещё было бы правильным, объяснить мотивацию героя — так, мол, и так, живёт он по кодексу настоящего мужчины, книжек про боевую машину начитался. Данное произведение сюжетное, а не какая-то там лирика, значит, все сюжетные ходы должны быть прописаны.
И название я бы поменял на «кодекс настоящего мужчины», потому что оригинальное название ассоциируется с блатной романтикой, которой в стихотворении нет.
Оценка 5

 
Участник 3
«Мы с приятелем надели голубые труселя...»



                «Раззудись, плечо!
                Размахнись, рука!..»
                ( А.В.Кольцов )

Праздник был на той неделе
У соседнего села.
Мы с приятелем надели
Голубые труселя.

Встал я в стойку, наклонивши
Головы своей кочан.
Супротив – соперник. Вижу –
Насмешим односельчан.

И давай пыхтеть мы с другом,
Общепризнанным «качком».
Засопели от натуги,
Он - «Кличко» и я - «Кличко».

Мой приятель - парень дерзкий.
Если честно - бывший мент.
Взгляд - острее сотни лезвий,
Но реакции-то - нет

После цельной фляги пива...
...Раззудеться дам плечам.
- Эй вы, жертвы креатива,
Начинайте! - нам кричат...

Так топтались еле-еле,
Всю округу веселя.
…Мы с приятелем надели
Голубые труселя…
 
Шуточное стихотворение, а шутки я люблю. В стихах такого рода часто необходимо коверкать слова и целые фразы. Но это должно быть оправдано сверхзадачей (как минимум вызывать улыбку — это тоже может быть сверхзадачей) или работать на образ.
«Праздник был на той неделе
У соседнего села» - почему в селе нельзя было устроить праздник? Нет обоснования, эта фраза не вызывает улыбки, значит — ошибка.
В шуточном стихотворении и выразительные средства должны облегчить путь читателя к шутки, а не наоборот. То есть, рифмы, например, должны быть точными. Пусть будут банальными, но точными.
Поэтому рифма «наклонивши-вижу» неудачная.
«И давай пыхтеть мы с другом,
Общепризнанным «качком».
Засопели от натуги,
Он - «Кличко» и я - «Кличко»» - в этой строфе первые две строки несут ту же смысловую нагрузку, что и следующие две. Так разбазаривать поэтическое пространство недопустимо. А про инверсию я промолчу, но для себя на ус намотаю.
Практически в каждой строфе есть какая-нибудь неточность.
А главное, я так и не понял, драться то они начали или только голубыми трусами похвастались.
Концовка не понравилась. Если поначалу голубые труселя ещё как-то играли, то, как финальный аккорд, они не сыграли — уже не смешно.
Оценка 3

 
Участник 4
ЗАБАВА.

               По руслу замерзшей реки
               У Богом забытой станицы
               Сходились на бой мужики,
               Бросая на лед рукавицы.

               Насмешки лепя, как снежки,
               Швыряли незлобно " врагам ",
               И падали в снег матюки
               Горячей слюною к ногам.

               Сжимался до боли кулак.
               Пьянил и мороз на бегу,
               И запах сивушный из фляг,
               Оставленных на берегу.

               Сходились ватаги хрипя,
               Трещали натружено плечи,
               И били, зубами скрипя,
               В пах, голову, сердце и печень.

               Не ныли, забывши о страхе,
               Упавшие навзничь без сил,
               А у покалеченных в драке
               Прощенья никто не просил...

               За Родину, Правду и Честь?
               А может быть просто от лени...
               Вот это наверно и есть
               Забава раба на коленях.
 
И чего все такие длинные стихи пишут? Судьям нравятся короткие стихи.
Если Вы пишите стихотворение метрическим размером, разбиваете стих на столбики, то выполняйте и правило чередования рифм. Задали в первой строфе — мужская-женская-мужская-женская — так и надо продолжать.
А зачем мужики рукавицы бросали на лёд? Я, если бы встретил хулигана, а на моих руках были бы рукавицы, снимать их не стал бы. Какая-никакая, а защита костяшкам.
Использовать одну и ту же рифму в соседних строфах не надо — это всегда плохо звучит. Здесь «реки-мужики-снежки-матюки».
«Пьянил и мороз на бегу» - несуразная какая-то фраза. Что хотел сказать автор, что мороз пьянил благодаря бегу, или бег отдельно, мороз пьянил отдельно?
Оценка 3,5
 
Участник 5
Разные времена

Раньше были кулаки
Аргументом в спорах.
Бились «стенкой» у реки,
На родных просторах.

Под  насмешки  из толпы
Не щадя, «до крови»
Изуродовав носы,
Рассекали брови.

Не досчитывал зубов
Каждый второй-третий,
Но в кулачный бой готов      
Ринуться, заметим.               

…А теперь лежачих бьют
Только лишь ногами.
Чтоб упал – железный прут
Просвистит кругами.

Нож в руках или кастет.
Побелев от злобы
На убийство, смертный грех,
Люди те готовы.

Дерзки, смелы все пока
По числу их больше.
Победить наверняка
В большинстве  ведь проще!!!

Честь не ведома таким.
Что за униженье –
На коленях в Храме им
Вымолить прощенье?
 
«Изуродовав носы, Рассекали брови» - автор видит в этом связь? Деепричастный оборот — это продолженное действие. То есть, должно быть что-то вроде — изуродовав носы, на этом не остановились. А уродование носов и рассекание бровей — это процесс параллельный, а если в каком-то отдельно взятом случае это и произошло последовательно, то без взаимосвязи друг с другом.
«Каждый втОрой-третий» - ритмический сбой.
«Толпы-носы» - не рифма.
Оценка 3

 
Участник 6

***
За собственную дерзость отвечал я
И никогда прощенья не просил.
Кулачный бой хорошее начало,
Так исстари ведется на Руси.

Кто рвется в бой, показывая удаль.
Кому за честь победа дорога.
А я считал когда-то, что не буду,
Бить по лицу случайного врага.

Меня сбивали, снова поднимался,
И, оттряхнув колени, говорил,
Что лучший бой, тот, что не состоялся.
Дай, Бог хватило б мудрости и сил.

Но время нам свои барьеры  строит.
И как в насмешку зреет мысль о том,
Решать дела банальным мордобоем
Намного эффективней, чем трудом!
 
Не могу согласиться с автором — мордобоем дела не решаются. Мордобой — это экстремальная ситуация, а не повседневное занятие.
«И никогда прощенья не просил» - кажется, где-то я это уже читал.
«Так исстари ведется на Руси» - и эта фраза до боли знакомая. Ни в чём автора не обвиняю, окромя банальности.
«Кто рвется в бой, показывая удаль.» - Тот что? Или точка здесь стоит по ошибке, а должен стоять знак вопроса?
«Кому за честь победа дорога.» - Тот же вопрос. А ещё хочется попросить перевести эту фразу на русский язык.
Оценка 3,5

 
Участник 7

***
Тип в рубахе голубой
Из-за местной крали
Заварил кулачный бой;
Честь её попрали!

Оппонент (того ж ума,
Полный сил и лени),
Заявил, что дрянь сама
Села на колени.

Ругань, свисты, бабий вой.
Кто кого прикончит?
Подоспел городовой
(Мент обычный нонче).

- Что за дерзость, мужики?
На челе бороздки.
- Не ломайте кулаки
Ради вертихвостки!

И добавил, словно тост,
- Буде вам, ребята!
Торопиться на погост
Аль не рановато?

Но один уже лежал,
Жалил взглядом ясным.
Острый ноготь, как кинжал,
У того, что в красном…

На песок сочилась кровь,
Сердце билось адски.
За нелепую любовь
Сгинул по-дурацки…
 
Тональность юморная, а нигде не смешно. Это минус. Сама по себе история банальная. Таких уже миллион до нас рассказали. Но и её можно было бы оживить. Самый простой способ — открываете новостную ленту и вставляете в свою историю актуальные на данный момент новости. И стих заиграет новыми красками.
Кроме того:
 
Но один уже лежал,
Жалил взглядом ясным.
Острый ноготь, как кинжал,
У того, что в красном…
 
Данная строфа шибко зашифрована. Это что же, один другого ногтем убил? Вот это смешно. Но чтоб сообразить, сильно надо задуматься.
Оценка 3,5


 
Участник 8
                Снова собрался на ярмарке люд
Скоро увидят такое,
Шпага и лезвие здесь не пройдут
С бражкою фляга тем более.

                Стенка на стенку стоят мужики
Схватка для них дело чести,
Кто победит? Все решат кулаки
Дерзость и воля - все вместе.

                Так издавна  на Руси повелось:
Вроде на праздник  забава,
Только удар кулака довелось
Шведам  узнать  под Полтавой*.

              Правило: если  противник в  бою,
В схватке повержен,  как пешка
Знают: лежачего  больше не бьют:
Нынче  оно,  как насмешка.

            Время  такое:  чуть,  что -  из стволов
Палят в удушивой тени,
Я перед памятью пра-пра-отцов
Вновь преклоняю колени.
 
Тяжёлый случай. С одной стороны, правильный стих и композиционно выстроенный. С другой, написан плохо.
«Скоро увидят такое,» - если на «что» места не нашлось, то ставить нужно не запятую, а тире.
Почему «лезвие»? Ещё бы написали бритва.
«Такое-более» - Вы полагаете, что это рифма? Ударные гласные одинаковые, значит не диссонансная, а тогда какая?
На знаки препинания не отвлекаюсь, но их надо расставить.
«Так издавнА на Руси повелось» - ритмический сбой. «Испокон»
Вялая строфа в целом, декларативная. Разбить надо на две. В первой рассказать, что кулачный бой на Руси — забава. Во второй про то, как в битве при Полтаве наши воины применили свои навыки. У Пушкина помните: «швед, русский, колит, рубит, режет...». Динамика. Для чего Пушкин перешёл с вялотякушего ямба на дольник. И в стих сразу ворвалась ярость битвы.
«как пешка» - мне не нравится.
«чуть что»
«ПАлят»? - это как понимать? Ритмический сбой? Хотели сказать — палЯт?
Оценка 3

 
Участник 9
Ты предложила бой кулачный – вот насмешка,
Так грозно смотришь, как орел (досталась решка),
И я, как вор, хочу сбежать из помещенья,
Чтоб было не за что потом просить  прощенья,

Но выясненья продолжать – вот дело чести,
Консервный нож готовит лезвие для жести,
А ведь не машут после драки кулаками,
На камень-ножницы-бумага – камень-камень!
 
Вот хороший стих, ещё читать не начал, а уже нравится.
И после прочтения осталось приятное впечатление. Хотя без тараканов не обошлось.
«Так грозно смотришь, как орел (досталась решка)» - при чём здесь «досталась решка»? Хотели сказать, что смотрит орлом, а сама всего лишь решка? Так, так и надо было сказать, а не морочить людям голову. Например, «орлом ты смотришь, а сама всего лишь решка».
«Но выясненья продолжать – вот дело чести» - тоже не комильфо. Лучше бы «но отношенья прояснить — тут дело чести».
«Консервный нож готовит лезвие для жести» - в каком смысле «для жести»? В прямом, тогда «из жести». В переносном, тогда жесть надо закавычить. И тогда возникает вопрос — а чего делает консервный нож?
Оценка 3,5

 
Участник 10
Кулачный бой

Особый вид спортивного искусства,
Так называемый кулачный бой,
Изобретенье чисто русское,
Любимое царями и толпой.
Серьёзно дрались, без насмешки,
Участвовать считали  все за честь.
Как от мальчишек, не окрепших,
И до мужчин, кто мог семью иметь.
Дрались по правилам и без сомнений
«До первой крови» и «Лежачего не бить»,
Не били тех, кто падал на колени,
Прощали всех, кто попросил простить.

И что ещё мне в память врезалось,
Ногами было бить запрещено.
Ценились удаль, сила, дерзость
И запрещались водка и вино.
И список есть, он необъятен,
Кто дрался. Ряд известнейших людей!
Участником боёв бывал Шаляпин,
Бойцом Есенин был Сергей.
Мы видим в тех  боях кулачных
Наличие понятных нам причин
Сказать, черты в них были обозначены
Защитников Отечества – мужчин.
 
Вспомнился Жюль Верн. Он внёс в литературу ноу-хау, которое впоследствии было повсеместно всеми отвергнуто.
Всем известно, что Жюль Верн предсказатель многих открытий. Однако это не так. Жюль Верн был любознательным человеком, много читал научно-популярные журналы, откуда и черпал свои идеи. И не считал зазорным вставлять в свои романы отрывки из таких статей, а иногда целыми статьями цитировал энциклопедию.
Вот и от этого стихотворения осталось впечатление, что автор открыл статью «Кулачный бой» в Википедии и переписал её на поэтический лад.
Скучно. Претензий к стилю не имею.
Оценка 3

 
Участник 11
Разгуляй Разгуляевич

Ох, шумна и весела нынче Масленица!
И ни у’держу, ни ладу не ведает,
В стороне остаться – эка напраслиница,
Лишь насмешкой станешь в присказках дедовых.

Выходи на «Разгуляй Разгуля’евича»
Нет причины для тоски, для кручинушки,
И шутливо мужиков кличут «Я’ловицей»,
В кулаках кто не потешился силушкой.

И не прячься, словно вор, перед судиями,
Ведь за битого дают пару нЕ битых.
И всегда в чести была дерзость  с удалями,
А кто будет побеждён, воля Жребия.

И пущай соперник  был посноровистее,
Оба боем, ведь, прошли очищение,
Как в народе говорят: На здоровиеце!
В день воскресный всем молить о прощение.
 
Не могу сказать, что словотворчество произвело на меня положительное впечатление. Никогда не слышал, чтоб говорили «нЕ битых» (может, вместе написать «нЕбитых», раз уж словотворчество, пусть будет новое наречие). Не понравилась рифма «нЕ битых-жребия». Не понравилось, что чередуются, то дактилические рифмы с женскими, то дактилические с дактилическими.
А в целом совсем неплохо.
Оценка 4
 
Участник 12
Кулачный бой на зоне

Кулачный бой не для воров,
На зоне игры злая штука:
Там много битв, но мало слов
И будь здоров, коль ты не сука.
Ворам в законе не дано
У ментов просить прощение.
Засунул лезвие в ребро
И мент опущен на колени
 
Странный стих. Имеет ли отношение к теме? Он же совсем не про кулачный бой. Ну, да ладно.
«Будь здоров» - это устойчивая идиома, означающая — прощай. В контексте данного стихотворения следовало бы предположить, что она (идиома) означает «и будет убит». Однако продолжение строки «коль ты не сука», разворачивает смысловую нагрузку фразы на 180 градусов. «Сука» - это заключённый, который сотрудничает с охраной. Его уважать на зоне не могут, значит фраза «будь здоров» использована в своём изначальном значении, то есть пожелания здоровья. Неожиданно. Контекст не предполагает разговора о чьём-либо здоровье. Считаю это ошибкой, так писать было нельзя.
«Ворам в законе» - эта фраза из другой оперы. Это оттуда, где менты герои, а воры — злодеи. В блатной эстетике следовало бы написать просто вор или законник, или смотрящий...
«У ментов просить прощение» - всё стихотворение написано ямбом, а эта строка хореем. Серьёзная ошибка.
А главное, я не готов оценивать литературное произведение, в котором предлагают убить человека. Извините.
Оценки не будет.