Феано - Овидию

Мгновения Феано
Позвольте пригласить вас на проект сотворчества - на
Пир в честь мудреца!
Публий Овидий Назон, кратко Овидий

(лат. Publius Ovidius Naso; 43 год до н. э. — 17 год н. э.) — римский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами - "Метаморфозами" и "Искусством любви". По неясным причинам был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, в 1821 г. посвятившего ему обширное послание в стихах.


Биография

Овидий родился 20 марта 43 г. до н. э. (711 г. от основании Рима) в г. Сульмоне, в округе пелигнов, небольшого народа сабелльского племени, обитавшего к востоку от Лациума, в гористой части Средней Италии. Место и время своего рождения Овидий с точностью определяет в одной из своих "скорбных элегий" (Trist., IV, 10). Род его издавна принадлежал к всадническому сословию; отец поэта был человеком состоятельным и дал своим сыновьям блестящее образование. Посещая в Риме школы знаменитых учителей, Овидий с самых ранних лет обнаружил страсть к поэзии: в той же элегии (Trist., IV, 10) он признается, что и тогда, когда нужно было писать прозой, из-под пера его невольно выходили стихи. Следуя воле отца, Овидий вступил на государственную службу, но, прошедши лишь несколько низших должностей, отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией. По желанию родителей рано женившись, он вскоре вынужден был развестись; второй брак также был недолог и неудачен; и только третий, с женщиной, уже имевшей дочь от первого мужа, оказался прочным и, судя по всему, счастливым. Собственных детей Овидий не имел. Дополнив своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция. Сам Овидий сожалел, что ранняя смерть Тибулла помешала развитию между ними близких отношений и что Вергилия (который обыкновенно не жил в Риме) ему удалось только видеть.

В 8 году нашей эры Август по не вполне ясной причине (исследователями высказывается несколько версий) сослал Овидия в город Томы, где на девятом году ссылки он и скончался.

Далее тут -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/57-903


***


ПУБЛИЙ    ОВИДИЙ - эхо


ПОНТИЙСКИЕ   ЭЛЕГИИ


Негодовать  или  молчать?
Сокрыть  ли  имя  иль  позор
Нести  на  площадь,  словно  сор,
Клеймя  души  твоей  печать...

Упреком  обессмертить?  Нет.
Нет,  умолчу...  Не  назову.
Стихи  тебе  не  поднесу.
Угаснет  имя  в  бездне  лет.

Бывали  дни,  ты  первым  шел
Со мной  под  парусом  тугим,
Хотя  фортуны  едкий  дым
В  лицо  пургою  стылой  мел...

И  вот...  Беда...  Ты -  на  попятный!
Понятно... Помощь  ждут  твою.
-  Что  за  Назон?  В  каком  кругу
Имен  найдется  этот  знатный?

Ты  знать  не  знал,  да  не  слыхал
О  том  Назоне...     Я    -    Назон!
Припомни,  тот,  что  испокон
К  тебе  лишь  нежностью  пылал!

И  крепкой  дружбою  слепой
Я  спаян  был  и   поверял
Любую  тайну,  забавлял
Тебя  в  унынии,  друг  мой!

Да,  это  я,  что  музой  был
Твоей  единственной,  желанной...
Иль  это  сон  был,  друг названный,
Иль  ты  себя  давно  забыл...

***

Как происходит рождение талантов, гениальных открытий, постижение истин? Так и происходит, внезапным звучанием откровений Эхо, повторяющей окончание фраз тысячелетних идей. Каждый переоткрывает мир заново, ибо нет возможности достаточно и достоверно отразить каким бы то ни было способом свое уникальное знание мира. Сколько бы мудрецов  ни излагали свое знание, каждое неповторимо и не может быть воспринято тождественным образом. Лишь единицы достигших глубинного знания умеют так его выразить, что в попытках понять его многие идут по следам и узнают в них свой мир. Чем богаче язык выражения знания, тем более сложно понять суть и наоборот, чем проще язык, тем проще суть, но она есть категория бесконечно емкая и творчески необъятная...

Звук – отраженье, и образ – миров отраженье.
Все – отраженье друг друга, и мысли, и чувства,
В мире природы единое пре-ображенье,
Метаморфозы и в образах мира искусства.

Публий Овидий звучанием Эхо являлся,
Также Гомер величайший, живущий в веках…
Кто же поэтом рождается, кем  обучался
Гений, пророк, запечатавший море в строках?

***



Движенье – цель,
а образ результат!

Движенье – образ будущего мысли,
И образ - суть движения всей жизни.
В том двойственность начальных мира врат…

Об этом мудрецы и говорят…


О, Боги, ваши чуткие движенья
Рисуют мир земной во всей красе,
И твердь твердит о тверди на росе
Небесной, отражающей вращенье.

Вот смысл стихов и ритмов украшенья…


Легко ль понять, как дивное  единство
Творит миры и образы миров?
Но мысль текуча, испокон веков
Забвением творит свое таинство…

Чтоб вновь рождаться для гостеприимства…


Чредою лет текут Метаморфозы,
Мы зрим себя в бесчисленных созданьях,
Когда раскрыты тайны мирозданья,
Но тает сон во сне, и снова грозы
В судьбе гремят, и смертью смотрят розы…


О, Эхо ритмов,
Скрытой мысли ток,
Ты мир плодотворишь путем мечты!

Наш остров Эхо, это я и Ты:
Из Вечности во время вихря сток,

...Гомера свет, струящийся Исток…


И вот уже Назона колесницы -
Крылатые в веках Метаморфозы,
Пленяют души дивные курьезы,
Над временем летят Гомера птицы,
Овидием реченные страницы…


Увы, все воплощенное не вечно,
Распластано, расщеплено, фрагментно,
Но мерность повышается мгновенно
Духовным ветром и движеньем встречным,

Творящим ритмы словом безупречным…



ДРУГУ


Где вымолил сюжеты, друг, Овидий?
Чье эхо стало музою твоей,
Любовницей, женою в час соитий
С Фантазией, царицею морей,
Владычицею недр земных и неба?
В ком черпал вдохновения полет,
Чьи божества тебе дарили невод
Орфеевых, Гомеровых щедрот?

Великая культура древних греков,
Любовь к земле родной, ее народу -
Достоинство наследья человеков
В пути к богам, духовному Восходу.



Мало кто из поэтов сравнится с Овидием по влиянию на потомков. Мода на Овидия впервые возникла в ходе Возрождения 11–12 вв., в эпоху, которую окрестили Aetas Ovidiana («веком Овидия»). Поэты, выходившие из школ при соборах, подражали Овидию и в придворных поэмах, посвященных прекрасным дамам, и в поэтических посланиях друзьям, но также и в стихотворных переложениях Библии. К примеру, он был любимым поэтом плодовитого Бальдерика (1046–1130), настоятеля Бургульского монастыря, а также бродячих студентов и менестрелей 12 в. Кое-кто прибегал к хитроумнейшим ходам, чтобы навязать Овидию высоконравственные цели, и благодатным полем для столь близких Средневековью аллегорических истолкований оказались прежде всего Метаморфозы. Однако подчас воодушевление заходило слишком далеко, и в числе еретиков, восходивших в Париже на костер, были и такие, кто утверждал, что «Господь вещал через Овидия точно так же, как и через Августина». Лишь на Вергилия Данте ссылается чаще, чем на Овидия, и он же – самый упоминаемый автор у Чосера, имевшего рукопись Метаморфоз, которые были незаменимым источником сведений по мифологии до тех пор, пока Боккаччо и другие авторы не составили компиляции по мифологии. В эпоху Возрождения Овидий вновь вошел в моду. Петрарка и Боккаччо просто напоены им, так же как и Монтень, и поэты Плеяды во Франции, и великие писатели Испании и Португалии. Шекспир, знакомый с Метаморфозами по стихотворному английскому переводу Артура Голдинга, много заимствовал отсюда, в частности излагая историю Пирама и Фисбы, вставленную в Сон в летнюю ночь, сюжет Ромео и Джульетты и сочиняя заклинания Просперо в Буре.



ОВИДИЮ


Мифов великий певец!
Чары твои золотые
Блещут на небе моем вот уже тысячу лет,
Спать не даешь мне, а днем в травы манишь луговые,
Бабочкой следом лечу за ароматом на свет...

Эхом тебя называть, право ж, язык не позволит,
Ты - это первоисток многотворящих миров!
Метаморфозы души - счастье, рожденное в горе,
Понта Элегии - стяг царства поющих пиров.

Гордость твоя - не уму, сердцу сестра огневая,
Ввысь вознеслась над землей к сонму великих Богов.
Дивный Назон, ах, Назон, птица души внеземная,
В свет обращаешь ты мрак, в пиршество - бедность слогов...



Добавление 2020 г.


МЫ  ЖИВЁМ

Мы жили! 
Прорастая из пелёнок
Земного бытия, из тьмы сознанья,
Сквозь тернии, границы,
так цыплёнок
Растёт в яйце,
слепом очарованье...

И тесен мир его, и крепнут силы,
Уж верит он в себя и понемногу
Раздвинуть мир пытается бескрылый,
Взойти к мечте куриной, словно к богу...
Но твердь Закона не-пре-о-долима:
Скорлупка держит плод до созреванья,
Рассказывая сказки пилигрима
О тайнах мира, благе вопрошанья!

Мы жили!
По подобию и знакам,
Что зримы для ума, гордясь собою,
Искусствами, науками ...во мраке
Дышали, дорожа земной судьбою...
Мы жили
ради сказочного чуда,
Легенды и мифического знанья,
Что в нас растёт галактики причуда,
Что мы  - Творец Единства Мирозданья.

Живём и будем жить,
Мы - звёзды духа,
Вне времени, борьбы, смятенья, мрака!
Легенды притягательны для слуха
Как образ бога жаждущего зрака...

Живём мы или просто существуем?
Напрасно ли мы сказки сотворяли?
Вопросы безответные впустую
Иль целью?  В средизвёздном карнавале?

((()))
 
В мифах не вижу наивности,
раньше могла б увидать, и согласилась бы с вами,
но не теперь, когда смысл
тайны времён распахнулся,
и не тогда, как Овидий ласкою увещевал...
Если вчитаться умом, что над собой приподнялся,
и миражи одолел, видя иной горизонт,
то возникает волна, выше девятого вала,
ярче, чем солнечный свет, …только с земли не видать...

"Вижу я то, что люблю; но то, что люблю я и вижу, -
Тем обладать не могу: иллюзион для влюблённых..."

Если вчитаться душой, тотчас она приоткроет
дверцу в таинственном мире, храм для влюблённых в неё...

Да, «между изгнаньем и смертью»
видит лишь сердце – не образ!
Видит единство Его,
но «овладеть не умеет… глаз... отражением в нём»...

«Чтобы страдал я сильнее, меж нами нет страшного моря...
Всё, чего жажду, - со мною! От щедрости стал неимущим...»
Тут и Нарцисс по-иному видится зрячему оку,
мчится времён колесница, звуком творящего Слога...
Творческий импульс кипит, не обладая созданьем,
дарит свободный полёт, вечную жажду познанья...
Поиск таинственных стран, ритмов, гармонии звука…
Строится мыслями храм, ангельской песней для слуха...

Что в превращении суть?  Формы изменчивость, чисел,
Неисчислимости путь в гранях времён мы не мыслим...
Так единяются тьма с светом в узорах судьбины,
Время и Вечность сама,
Вечная суть сердцевины...



Втроескрученная нить золотая - эссе по легенде Овидия "Метаморфозы"
http://proza.ru/2010/08/08/638

Продолжение - поэма - Овидий сердца моего - http://stihi.ru/2014/07/18/6586