Я наблюдал мерцанье звёзд

Саша Трубников
      
          ВСТУПЛЕНИЕ



Я наблюдал мерцанье звёзд в ущелье горного Домбая,

Где гордый профиль Дат-Тах-Кая под небеса себя вознёс,


Где свой неудержимый бег берут начало, с ветром споря,

Друг другу оголтело вторя среди камней, потоки рек,       

 
Где воздух так прозрачно чист, орлы парят над высотою,

Где только видимость покоя, да в связке с жизнью альпинист.


               
             2 

Наш адрес - Птышское ущелье. Здесь мы разбили свой бивак.

Судьба распорядилась так, что наши киноприключенья

На этот раз пришлись в горах.



Быть в экспедиции не ново. Всем нам не чужд авантюризм.

Но не сравнится альпинизм, уж вы поверьте мне на слово,

С таким понятьем, как туризм.



Я сам - турист СССР и ни одни сносил ботинки,

Что подтверждают фотоснимки моих альбомов, например,

Неповторимые картинки.



И не поклонник альпинизма. Зачем мне брать вершину Птыш?

Ведь дома ждут: жена, малыш ... мне чуждо чувство экстремизма.

Но горный спорт не запретишь.



Возможно, я неправ. Кто знает? Я не браню и не хвалю.

И философию мою не все, спортсмены принимают.

Я не с трибуны говорю.



Ведь цель моя совсем иная. Я в данном случае - поэт.

Хочу оставить некий след, всё в дневнике запечатляя,

Чем занимался в тридцать лет.



Но ближе к делу. Вертолётом, поскольку горный путь далёк,

На неопределенный срок, забросив груз и часть народа,

В ущелье наш десант залёг.



А отлежавшись, лагерь ожил. Насущных дел невпроворот.

Не успевал и вертолёт, хоть, как и все, он "лез из кожи",

Свой завершить объём работ.



Спустя два дня, угомонились. Не суетятся, не шумят.

Друг с другом чинно говорят и, вспомнив для чего явились,

Искусство сообща творят.


      
           3

С утра в горах темно и зябко. На циферблате пять ноль ноль.

Неутихающая боль меня повергла на лопатки

И на ноге свербит мозоль.



С трудом раскрыв тугие очи, как Вий, гляжу по сторонам,

Не веря в то, что вижу, сам. О прожитой кошмарной ночи

Сужу по мокрым волосам.



Лежу в мешке, в сырой палатке, лицо в укусах от мошкИ,

Затылок ноет в полбашки, от вещмешка свело лопатки

И под глазницами мешки.



Но, что б там ни было, встаю, бреду к потоку умываться.

Как все, пытаюсь улыбаться, на ситуацию свою

Не уставая удивляться.



А вскоре, наспех закусив, вхожу в тяжелые вибрамы

И, как участник общей драмы, с вчерашних съёмок еле жив,

Взбираюсь на гору упрямо.


В плечо впивается рюкзак, вибрамы давят, сердце бьётся,

Нога нет-нет да подвернется... тут только постигаешь как

Нам трудно этот фильм даётся.



И каждый, вроде бы, не глуп. Все из Москвы, из Ленинграда...

Как в кучу сбившееся стадо, берут послушно ледоруб

И прутся вверх под камнепады.



А там обвалы в жути скал. Провалы трещин так зияют,

Что вряд ли кто-нибудь узнает в какую ты из них упал...

Ошибок горы не прощают.



А ненадёжность скальных «троп», крутой подъём в две тыщи метров,

Вокруг тебя бушуют ветры и, как в бреду, вспотевший лоб...

Не сумасшествие ли это?



Но все ж идёшь, как маньячёк, одолевая метр за метром,

Сквозь камни, ледники и ветры... На альпинистский их значок

Не подаю я документы.


    
           ОТСТУПЛЕНИЕ


Люблю кинематограф я и в экспедиции влюблён

И потому, жизнь не кляня, киношный свой магнитофон


Тащу наверх, не чуя ног. Но всем превратностям назло,

Я рад, что  сделал то, что смог. И мне, считаю, повезло,   


Что в горы эти я попал, в палатке, в спальном спал мешке,

От напряженья уставал и пульс свой чувствовал в виске,


Не отставая ни на шаг, и я прошёл весь этот путь,

Доставшийся мне трудно так... И вспомню я когда-нибудь


На фото глядя давних лет, и этот горный перевал,

И это редкостное лето, и этот лагерь среди скал.
               


           ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Картина выйдет на экраны. Её увидят сотни глаз.

И будут люди неустанно толпиться у билетных касс.


И медленно погаснет свет, и на экран проектор брызнет...

Меня среди актеров нет, но вновь пройдет кусочек жизни,


Ушедший в прошлое давно, невозвратимый и забытый,

Но воскрешённый, вдруг, кино воспоминаньем пережитым.


И, ветеран разлук и встреч, различных киноэкспедиций,

Готов я снова пренебречь своим покоем. Не страшится


Киношник новых испытаний. В горах, на море – всё равно.

Не станет нас и перестанет функционировать кино.



               ПОСЛЕСЛОВИЕ


За мой экспромт прошу простить. Я всё прекрасно понимаю.

И горы я люблю, и знаю, что так не должен был шутить.


Потолковав об альпинизме и разобравшись что к чему,

Я понял, наконец, ему не отказать ни в героизме,


Ни в личном мужестве людей, ни в мастерстве, ни в чувстве долга...

Чтоб все осмыслить, нужно долго ходить в горах. Не пару дней,


Как это думалось вначале, ходя туристом с рюкзаком.

Что тропы горные потом ведут в заоблачные дали,


Где непреступные вершины хранят не для таких, как мы,

Средь первозданной тишины и белоснежные лавины,


И утра солнечного алость, в сиянии надменных гор,

И неба голубой простор, и всю неудержную радость


Своей победы над собой, когда все страхи отступают

И вместе с ними опускает тоской снедаемая боль,


Когда-то вкравшаяся в душу... но, чтоб её преодолеть,

В горах рискуя умереть, но торжество её разрушить,


Вы в пояс вдели карабин... Не раз я видел вас в работе

И убежден был, что пройдёте, достигните своих вершин,


В своём стремлении едины, в бесстрашии, присущем вам,

Незаурядные мужчины, жизнь посвятившие горам.   

 74
      
                ========

к/к «Пока стоят горы». (к/ст «Ленфильм»)