Что значит - быть русским?

Николай Куракин
                ЧТО  ОТВЕТИМ  ОБЩЕСТВЕННОМУ НАЦПРОЕКТУ
                «РУССКИЕ  ХХI  ВЕКА» ?..

Радио России ежедневно призывает всех «дорогих россиян» к участию в Общественном национальном проекте «Русские ХХI века».
Сразу оговорюсь, что все в России, вне зависимости от этнической принадлежности, причастные к русской культуре, языку русскому, в общественном сознании Запада да и Востока считаются русскими!
Радио России открыто задаёт нам, людям русской культуры, такой простой с виду вопрос: «Что значит – быть русским сегодня?» Меня это, выражусь как можно деликатнее, несколько  смущает. Почему сейчас? Почему не десять, не пятнадцать лет назад?.. Ведь вступили в жизнь новые поколения, воспитанные на приоритете «общечеловеческих» (а вообще-то – сугубо личностных) ценностей и никак не задающиеся этим, мало понятным для них, вопросом. Можно ли вот так, одной лихо проведённой кампанией, вернуться и ступить вновь в эту, давно поменявшую русло и течение, реку?.. Реку обмелевшего патриотизма…
Но ведь приспело отчего-то говорить о русскости в прямом эфире на всю Россию-матушку… Приспело!  Ой, давно то как вопрос тот стоит…
В стихотворении «Русский вопрос» (давшем название книге «Русский вопрос», Саратовский писатель, 2004) я задал его открыто, а значит, не только себе. Задал как раз восемь годков тому, в августе 2002 года.

      РУССКИЙ  ВОПРОС

Теснятся словеса и слоги.
Я потакать им не берусь,
Пока поэтикой дороги
Мне душу возвышает Русь.

В ней всё и вся соединилось,
В ней боль моя и жизнь моя,
И Богом даденная милость
С неоспоримостью жнивья.

Иду дорогою кручинной.
Больной куда ни кину взгляд –
Моя земля!  И мне – по чину
Судить: как быть?  Кто виноват?

Вопрос извечный и не праздный,
Вопрос вопросов на Руси.
Когда ж, когда прибудет ясность?
Открой нам, Господи еси…

                27 августа 2002 г.

И – браво! – был услышан. Только, к сожалению, не властями, не общенациональным радио, а совсем другими движителями нашего сегодняшнего, такого свободно-счастливого, бытия. И ладно б, из уст землячки, известного поэта Светланы Кековой прозвучало… Ан, нет, не «Кекова шаманствует, заговаривает, плетёт словесные кружева». Не она… «В стихах Кековой нет жизни, от них веет затхлостью древних папирусов, церковным ладоном, могильным тленом… Стихи Кековой – ледяной дом, ледяной гроб» (Наталия Кравченко, По горячим следам – стихи, новеллы, эссе, памфлеты – Саратов: Приволжское книжное издательство, 2003; стр. 197, 201, 203, 205).
А где же она, жизнь? Да жизнь, конечно же, в откровениях самой Н. Кравченко, явно не «русолюбки». Приведённые выше мои стихи она определяет как «живую струю Пегаса»! (там же, стр. 212).
       В своих памфлетах «по русскому вопросу» эта «мадама» пытается камня на камне не оставить от патриотического начала в стихах саратовских поэтов Н. Куракина и М. Муллина. Её Россия – это: «Русь – огромная деревня, / Что ни в чём – ногой ни в зуб…» Патриотизм по Кравченко, конечно ж, – это «последнее прибежище негодяев» (вот так, удалив одно лишь словцо в известном высказывании, можно до неузнаваемости изменить смысл!) И вообще – о чём здесь говорить…«не помню, кто это сказал: «Гордиться тем, что родился русским – всё равно что гордиться тем, что родился во вторник». Дальше – больше: «Это чванство мне отвратительно. Неужели же это повод для гордости». Ну, а Куракин, конечно ж, один из первых, кто «родился во вторник» и так вот безосновательно «этим гордится»: «Есть такая профессия – Родину любить. Куракин ею овладел досконально. «Славянское небо – не знаю бездонней… Я исконных славянских кровей…» – так литературоведица наша, по её словам, «присоединяет свой голос ко всем честным голосам России». И, зело лукавствуя, пытается убедить нас, аборигенов, что таких вот «честных» – подавляющее большинство. Упаси Господь нас от подобных «честнолюбивцев»!..

   Не могу не процитировать так называемый «иронизм» «Русские идут» из книги «Ангелы ада» (статьи, эссе, заметки.- Саратов: Приволжское книжное издательство, 2004):
«Была когда-то такая незамысловатая песенка: «Русская тройка, русский простор, русская стройка, русский узор…» И так далее, до бесконечности. Эти дурацкие куплеты невольно приходят на память, когда встречаешь участившиеся в последнее время названия опусов или книг саратовских авторов: «Русский вопрос», «Русский день», «Русский бал», «Русское небо»…
Шовинистический угар охватил даже… торговцев презервативами. На витрине одной из аптек красуется всем известное резиновое изделие под гордым и несколько двусмысленным названием: «Русский размер». Вот теперь понятно, что это значит – «любить по-русски».
                Наталия Кравченко «Ангелы ада»

    Вот её то и спросить, «честницу нашу», о значении и назначении русскости в сегодняшнем новом мире. Она, однако, в очередной раз извернётся и пустится в разглагольствования о «ложном пафосе патриотов». Вот антисемитизм у нас преследуется по закону, а хитромудрое русофобство – запросто так прощается, а порою даже – приветствуется…
          Пришла однако ж пора задуматься и о «русском вопросе», идеологически, значит, обеспокоились на самых вершинах власти, раз уж этот вопрос так настойчиво звучит на Радио России. А ведь прозвучал он ещё пять лет назад на страницах «Литературной России», где в статье «На просторах русского вопроса» была очень доказательно выявлена и разгромлена позиция госпожи Кравченко. (Со статьёй можно ознакомиться, войдя по ссылке на главной авторской странице).
    Меня, признаюсь, больше беспокоит другой вопрос: сможем ли мы, в воспитательных целях обращаясь к молодому поколению (наслушавшемуся и начитавшемуся кравченков), вернуться к «национальной гордости великороссов», гордости за деяния отцов и дедов, за землю нашу, за наши духовные и нравственные ценности, не истребив прежде открытое и нагло заявляющее о себе русофобство? У меня, к сожалению, нет однозначного ответа на этот жизненно важный для нашего государства вопрос. И нам с вами, хочешь-не хочешь, придётся его как-то разрешать, быть может, в рамках того же широко заявленного нацпроекта.
     А поэт, - на то и поэт! - просто обязан нести слово правды, чтобы новодворские и кравченки всех мастей, у которых "в России народ не тот", не забывали своё истинное место в святорусском Отечестве нашем.
Потому и стихи -

ПРАВДЫ  ХОЧУ!

Гложут гиены
Падаль,
В клочья рвут,
Остервенев…
Правды хочу,
Правды
В Богом забытой стране.

Слышу кликуш:
«В   э т о й –
Может ли что-то быть?!»
Свету прошу,
Свету! –
Всех тех кликуш
Проявить.

Чтобы брезгливое:
«В   э т о й»,
Любое для упырей,
В Лету кануло,
В Лету.
Каждый чтоб звал:
«В   м о е й!»

Трепетен был,
Непараден.
Помнил:
«Не навреди!»
Правды бы всем нам,
Правды,
Значит –
Д у х о в н о с т и!


Полемику по теме  см. в "Литературной России" по ссылке:

www.litrossia.ru/archive/134/will discuss/3254.php