Маленький сахарный дом. Энид Блайтон

Борис Вайнер
        Перевёл с английского
        Борис Вайнер
        Рисунок Ильдуса Азимова


     Миссис Кекс держала в Твидл-Виллидж кондитерскую. Местные мальчишки и девчонки обожали её лавку: там на витрине всегда красовалось великое множество вкусных вещей вроде имбирных пряничных человечков, а также кошек и собак из сдобного печенья и шоколадных лошадок; выставлялись тут и отличные глазурованные торты и пирожные.
     Миссис Кекс была бы совершенно превосходной женщиной, если бы не имела привычки то и дело привирать. Порой казалось, что она просто-напросто не умеет говорить правду.
     - Этот торт сегодняшний? –  спросит бывало покупательница.
     - Разумеется, мадам! – отвечает хозяйка, прекрасно зная, что торт черствый и сухой.
     К тому же миссис Кекс была скупердяйка. Она никому ничего не давала даром, если это могло ей хоть как-то пригодиться. Даже кусочка черствого торта. Из таких кусочков она делала себе пудинг.
     Однажды она придумала испечь большой и красивый торт с глазурью и выставить его в центре витрины, чтобы привлечь покупателей.
     «Если они придут посмотреть на мой замечательный торт, то заодно увидят и булочки с изюмом, и бисквиты, и все остальное, - рассуждала миссис Кекс. – А может быть, и купят!»
     Она испекла прекрасный глазурованный торт с розовыми розами по краям. Но никак не могла решить, чем украсить его середину.
     «Сделаю-ка я маленький сахарный дом, - сказала она себе после раздумий. – С окнами, дверью и двумя трубами. По-настоящему красивый дом, такой, чтобы им все восхищались».
     Вскоре чудесный маленький дом, весь из сахара, был готов. У дома были две красные трубы, четыре окна и коричневая дверь ( коричневая, потому что она была из шоколада!). Миссис Кекс украсила его стены розовыми сахарными розами и, когда работа была завершена, водрузила дом на середину торта. А затем выставила торт в витрину.
     И действительно, поначалу многие жители Твидл-Виллидж приходили полюбоваться на торт. Но через некоторое время им это наскучило.
     - А почему вы никого не поселите в вашем домике? – спросила миссис Кекс одна девочка. – Дома, даже сахарные, строятся для того, чтобы в них жили, разве не так? Почему бы вам не навестить Очень Маленьких Гоблинов и не пригласить одного из них жить в вашем сахарном домике? Тогда бы мы каждый день приходили смотреть, как он открывает шоколадную дверь и присматривает за розами через сахарные окошки.
     Миссис Кекс нашла эту мысль превосходной. Она надела свой капор и отправилась туда, где в домиках-грибах жили Очень Маленькие Гоблины.
     - Не согласится ли один из вас поселиться в сахарном домике с розовыми розами на стенах? – спросила она. – Этот дом очень прочный. Он не то что ваши грибы, которые сегодня выросли, а завтра сгнили, отчего вам и приходится часто переезжать. Он стоит на большом глазурованном торте уже не одну неделю, и он исключительно красивый.
     Очень Маленькие Гоблины вышли из домиков и уставились на нее.
     - Мы слышали, ты любишь присочинить, - сказал главный гоблин. – А тебе должно быть известно, что мы правдивый народ и не смогли бы жить со лгуньей.
     - Это клевета! – возмущенно закричала миссис Кекс. – Я никогда в жизни не врала!
     - Да? Ну что ж, это замечательно, - сказал главный гоблин. – Тогда мне будет очень приятно прислать к тебе завтра моего старшего сына.
     - Спасибо, - сказада довольная миссис Кекс и пошла домой.
     Все дети в Твидл-Виллидж были в этот день чрезвычайно взволнованы слухами о том, что один из Очень Маленьких Гоблинов согласился жить в маленьком сахарном домике на большом глазурованном торте, что стоит на витрине лавки миссис Кекс.
     Назавтра Твинкл, Очень Маленький Гоблин, прибыл в кондитерскую. Миссис Кекс поставила его на торт и показала сахарный домик.
     Твинкл был в восторге. Он сразу открыл шоколадную дверцу и вошел внутрь. Гоблин не привез с собой мебели, поэтому он попросил миссис Кекс сделать ему шоколадную кровать, пару леденцовых стульев и шоколадный стол. Он добавил, что хотел бы повесить на окна занавески и купить красивый коврик на пол.
     Вскоре домик был вполне обустроен, и все дети в деревне пришли поглядеть на гоблина. Это было весьма волнующее зрелище – настоящий гоблин, открывающий шоколадную дверь и вытряхивающий сахарные крошки из маленького половичка. Было так забавно смотреть, как он вешает цветные занавески и выглядывает из окна. А тем более как он выносит шоколадный стол на большую сахарную площадку за домом и обедает там.
     Ничего не скажешь, миссис Кекс сделала удачное приобретение. Многие люди начали частенько заходить в магазин, чтобы поглазеть на гоблина, живущего в домике на торте, и, конечно, все они что-нибудь да покупали, так что скоро хозяйка лавки стала вполне состоятельной особой.
     Однако о своем обещании говорить только правду она помнила недолго.
     - Этот шоколадный торт у вас свежий? – спросила  у нее однажды госпожа Типпи.
     - О да, конечно! – привычно соврала миссис Кекс. Торт был испечен больше недели назад.
     - О! Ты лгунья! – закричал вдруг тоненький голосок, и Очень Маленький Гоблин выглянул из сахарного домика. – Ты испекла его на прошлой неделе!
     - Ах да, действительно! – ужасно разозлившись, недовольно воскликнула миссис Кекс. – Возьмите другой вместо него, госпожа Типпи.
     На следующий день в магазин зашла маленькая девочка. Она хотела купить свежих булочек по три пенса. Миссис Кекс быстро схватила с лотка позади себя три черствые булки и сунула их в пакет.
     - Вот тебе замечательные мягкие булочки, - сказала она малышке.
     - Ты гадкая лгунья! Они  твердые как кирпичи! – немедленно закричал крошка-гоблин, высунув голову из окна сахарного домика.
     - Успокойся! Я испекла их только сегодня утром, - прошипела сквозь зубы миссис Кекс.
     - О-о, лгунья!.. Девочка, не отдавай ей три пенни! Она тебя обманывает!
     Девочка испуганно зажала монетки в кулачке и побежала к выходу. Но миссис Кекс позвала ее назад.
     - Это была только шутка! – сказала она малышке. – Взгляни сюда, вот превосходные свежие булочки. Утренние!
     - Да, возьми эти! – воскликнул гоблин. – Они хорошие!
     Когда девочка вышла из лавки, миссис Кекс повернулась к гоблину, чтобы отчитать его. И с удивлением увидела, что Твинкл деловито сворачивает свой половичок и снимает с окон занавески.
     - Что ты делаешь? – изумленно спросила она.
     - Собираюсь домой, - ответил гоблин. – Ты же не думаешь, что я останусь здесь, с противной старой лгуньей, не так ли? Мы, Очень Маленькие Гоблины, ненавидим ложь!
     - О, не уходи! – стала умолять его миссис Кекс. – Не уходи! Ведь все будут спрашивать, почему тебя нет…
     Гоблин не ответил и продолжал сворачивать свой половичок..
     - Ну  пожалуйста, останься… Хочешь, я сделаю тебе садовую скамейку из шоколада и пряников? - упрашивала миссис Кекс. – Честное слово, я больше не буду лгать…
     - Ладно, - согласился помолчав  гоблин. -  Но если ты опять не сдержишь слово, я расскажу обо всем людям, - он начал раскатывать половичок. – Так что тебе придется быть очень осторожной.
     Несколько дней миссис Кекс и в самом деле была очень осторожна, и гоблин за это время не произнес ни слова. Но однажды в кондитерскую забрела нищенка и попросила у миссис Кекс черствый торт.
     - Черствый торт? - громко возмутилась миссис Кекс. – У меня ничего подобного не бывает! Убирайся!
     - Ты жадная старуха! – раздался в тот же миг тоненький голосок гоблина, и Твинкл стремительно распахнул шоколадную дверь. – А как же торты, которые ты испекла в прошлый четверг и еще не продала?
     - Я съела их сама! – крикнула в ярости миссис Кекс. – Не суйся не в свое дело!
     - Ты лгунья. Они вон на той полке. Или ты сию же минуту отдашь их этой бедной женщине, или я ухожу в Грибной Город.
     Миссис Кекс схватила торты, сунула их в пакет и швырнула его на прилавок. Нищенка поблагодарила ее и, довольная, что уходит не с пустыми руками, направилась к выходу.
     Миссис Кекс не решилась что-нибудь сказать гоблину, но она ужасно рассердилась. А Твинкл вернулся в свой домик, хлопнув дверью. Он тоже злился, думая о том, что кто-то может быть таким жадным.
     В тот же день после обеда в магазин, еле передвигая ноги,  вошел худенький мальчик и попросил хлебную корку. Он был страшно голоден. Миссис Кекс сердито уставилась на него. Еще один попрошайка!
     Она уже собиралась сказать, что у нее нет никаких корок, как вдруг заметила гоблина, наблюдавшего за ней из окна сахарного домика. Миссис Кекс поспешно взяла с полки полбуханки черствого хлеба и отдала мальчику.
     Малыш был так благодарен, что схватил ее пухлую руку и поцеловал. Впервые за многие годы кто-то поцеловал миссис Кекс! И ей это понравилось! Неожиданно для самой себя она улыбнулась мальчику и почувствовала что-то вроде вины за то, что он такой худой. А потом сняла с полки прекрасный свежеиспеченный шоколадный торт и поставила перед мальчиком.
     - О! – закричал он в восторге. – Вы так добры! Неужели это мне?!..
     Он вышел из магазина ликующий. А миссис Кекс взглянула на то место на руке, которое он поцеловал, и прекрасное теплое чувство наполнило ее сердце. Гляди-ка, а быть доброй и в самом деле приятно, подумала она. Можно попробовать еще раз.
     Затем она подняла глаза и вдруг увидела множество людей, толпящихся возле витрины. А кошка-гоблин, заставляя прохожих столбенеть от изумления, отплясывал перед своим домиком странный, но явно веселый танец!
     - Что ты делаешь? – спросила миссис Кекс.
     - Я счастлив, что ты совершила добрый поступок! – ответил гоблин. – Я так счастлив, что мне хочется танцевать!
     Прохожие смотрели на него во все глаза, а потом не меньше дюжины из них вошли в магазин, чтобы купить торты. Дела у миссис Кекс в этот день шли совсем неплохо!
     Она старалась быть доброй и великодушной и в последующие дни. Она дала вишневый пирог и несколько имбирных пряников старику, пришедшему попросить сухарей. Он был так поражен и обрадован, что еле выговорил слова благодарности. А гоблин распахнул дверь настежь и запел громкую песню, славя доброе сердце миссис Кекс, и послушать его сбежалось полдеревни.
     Миссис Кекс от смущения залилась румянцем, не зная куда девать глаза. Она не очень-то привыкла к благодарностям.
     Потом мистер Стро, фермер, заглянул в лавку, чтобы купить большой торт-пряник на день рожденья жены. В магазине было два таких торта – один уже чёрствый, и другой, испечённый только что. Миссис Кекс сняла с полки тот, что пожёстче, и положила в пакет.
     - Вы уверены, что он свежий? - спросил мистер Стро.
     Миссис Кекс открыла было рот, чтобы соврать, что так оно и есть, но тут же его закрыла. Сказать так было бы явным проявлением жадности и бессердечия, особенно если учесть, что торт предназначался для дня рожденья.
     - Пожалуй, этот не самый свежий, - задумчиво произнесла она. – Я дам вам получше, я испекла его утром.
     Крошка-гоблин, выглядывавший из окна и уже готовый заявить, что миссис Кекс лгунья, издал возглас радости.
     - Миссис Кекс почтенная, правдивая госпожа! -  закричал он. – Она добрая женщина!
     - Вот так так! – сказал оглянувшись мистер Стро. – Это ваш гоблин, да?.. Весьма благородно с вашей стороны отдать мне самый свежий торт, а себе оставить похуже. Я вам очень обязан. Не согласитесь ли вы прийти сегодня после обеда на день рожденья моей жены?
     - С удовольствием! – согласно кивнула миссис Кекс, обрадованная, что не продала ему чёрствый торт; какой ужас было бы явиться на день рождения и увидеть, как все морщась едят старый торт, который она сама выдала за свежий!
     И это был последний  случай, когда миссис Кекс хотя бы подумала о том, чтобы соврать или поскупиться. Она чувствовала себя счастливой, говоря правду и совершая добрые поступки, и вскоре обнаружила, что просто не может лгать и быть бессердечной. Люди полюбили ее и стали постоянно покупать торты и пироги в ее лавке. Через некоторое время миссис Кекс уже стала достаточно обеспеченной, чтобы приобрести небольшой загородный дом, в который вскоре и переехала.
     Глазурованный торт с сахарным домиком в середине она взяла с собой. Миссис Кекс поставила его на стол у окна, чтобы он напоминал ей о тех днях, когда она держала кондитерскую, - и хотите верьте, хотите нет, но Очень Маленький Гоблин и сейчас живёт в этом домике, как ни в чем не бывало вытряхивая половичок и открывая по утрам окна навстречу солнцу.