Поклонение волхвов - сражение Магадевы с Христом

Андрей Лалош
Статья "Поклонение волхвов - Сражение Магадевы с Христом" посвящена анализу картины Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов".
Совсем недавно под слоем краски, нанесённым неизвестным художником, были обнаружены подлинные эскизы Леонардо да Винчи. Эти эскизы лишний раз подтвердили догадку учёных о том, что Леонардо никогда не был христианином, а являлся убеждённым, воинствующим язычником.
Данная статья является частью моей книги "Мона Лиза - икона Шакти?"
В книге анализируются следующие картины Леонардо:
"Мона Лиза", "Поклонение волхвов", "Мадонна в скалах", "Благовещение", "Леда и лебедь", «Богоматерь с младенцем и св. Анной», "Вакх","Иоанн Креститель".

Ссылка для скачивания фрагмента (первые 17 страниц в pdf) книги : "Мона Лиза - икона Шакти Демо":


Скачивание и запуск демонстрационного фрагмента книги бесплатное.
На этой же странице есть ссылка для скачивания всей книги: "Мона Лиза - икона Шакти?", а также двухкадровая анимация "Мадонна в скалах"

 Для раскрытия запароленного pdf файла всей книги необходимо сделать следующее:
    Переведите мне на ( webmoney ) электронный кошелёк R149915312443   100 руб. Это можно и с терминала. Затем отправьте мне письмо по адресу, указанному на главной странице  сайта, скан чека терминала, либо номер своего рублевого кошелька. В ответ я вышлю пароль для pdf.

Для любителей разгадывать ребусы текст статьи даю в формате txt:

-----------------------------------------------------------

В середине 2006-го года под картиной «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи обнаружено другое изображение, возможно, подтверждающее, что художник был членом тайного языческого общества, противостоящего христианству.
          Снимки, сделанные с помощью инфракрасного излучения, а также рентгеновские снимки полотна показали, что некий мошенник от искусства, расписывая красками этот этюд Леонардо, в значительной степени отошел от оригинала, точно задался целью исказить истинные намерения да Винчи.
      Последние четыре года Серачини, живущий во Флоренции, занимался детальным исследованием полотна да Винчи «Поклонение волхвов». Было сделано около 3 тысяч снимков картины в инфракрасном свете, и оказалось, что под известным полотном скрывается картина с иным сюжетом.
      - Краски того изображения, которое мы видим на «Поклонении волхвов», были нанесены не Леонардо, а другим художником, - рассказывает искусствовед. - И одному Богу известно, кто это сделал. А вот первоначальное изображение действительно принадлежит руке великого мастера.
 
      
     Удалось рассмотреть детали здания, находящегося в левом верхнем углу. Большинство интерпретаторов полагают, что Леонардо изобразил руины античного храма - традиционный символ заката язычества. И согласно традиционной интерпретации здание символизирует упадок дохристианских жизненных ценностей. Серачини разглядел, что колонны этого странного сооружения напоминают египетские: на снимках видны капители, увенчанные цветками лотоса. Кроме того, по стенам здания передвигаются люди, в которых исследователь видит рабочих. Леонардо изобразил древний храм в процессе строительства. Значит ни о каком символе упадка не может быть и речи. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру.

         

А в одном из волхвов-царей, пришедших поклониться младенцу Иисусу, нетрудно узнать самого да Винчи. Почему он решил изобразить себя стариком? Исследователь считает это символом того что Леонардо будет хранить тайну Приората Сиона до глубокой старости. Если сравнивать с его автобиографическим портретом (вверху), то можно считать, что художник почти не промахнулся (не стоит забывать что над картиной он начал работать в 29 лет).

Я понимаю, что многие могут усомниться в наличии шиваитского или даже просто индийского следа в творчестве Леонардо да Винчи. Но скрытые на картине «Поклонение волхвов» подлинные рисунки 29 - летнего Леонардо все - же позволяют сделать вывод о наличии такого следа.
Вот небольшой рисунок слона, выявленный при просвечивании картины в инфракрасных лучах:

 

Слоны бывают разные, но это слон именно индийский (обратите внимание на форму и размер его ушей). Обратите внимание, что слон изображен как бы в отдалении от изображений людей, строений, животных и растений. Изобразив его в изоляции, Леонардо словно бы сделал некий смысловой акцент на этом изображении. Но слон и без того сразу же привлекает внимание зрителей. Действительно, этот представитель фауны очень нехарактерен ни для Европы, ни для древней Иудеи времен Христа. Его естественный регион обитания - Индия. Поэтому его появление в Иерусалиме вызывает массу вопросов. Но, может в этом и заключался тайный замысел Леонардо - привлечь внимание зрителя к этому чуду?
Главным же и основным чудом картины является, конечно, сам младенец Иисус.  Итак, перед нами некая ассоциативная связка: Иисус Христос - индийский слон. Как могут быть связаны такие, на первый взгляд, несопоставимые субъекты? При первом рассмотрении ничего в голову не приходит.

Моя версия такова: показав Иисуса младенцем, Леонардо напомнил зрителю очевидный факт: Иисус Христос - сын Божий. Итак, теперь попробуем проверить следующую смысловую связку: Сын Божий - индийский слон. Ответ приходит мгновенно - это слон Ганеша, сын богини Парвати и бога Шивы! Однако слоноподобный Ганеша на индуистских иконах имеет характерные отличия от обычного слона. Два основных отличия: один клык вместо двух положенных и часто  - свастика, как символ Ганеши. На двух нижеприведенных фото вы можете их видеть.

    

(Gane;a — повелитель полчищ), или Ганапати — индийский бог, повелитель Гана или полчищ низших божеств (вроде домовых), составляющих свиту Шивы. Г. принадлежит к позднейшим божествам, возникшим уже в эпоху после создания Ригведы (индийские средние века). Отец его — Шива, мать — супруга Шивы, Парвати. Это бог мудрости, покровитель наук и устранитель препятствий. Он изображается в виде низенького, толстого человека, желтокожего, с выдающимся животом, четырьмя руками и головой слона об одном клыке. Храмы Ганеши очень многочисленны в Декане. Относительно слоновой головы его существует много легенд, подробно рассказываемых в Пуранах. Потеря одного клыка у Ганеши также объясняется легендой. Ганеша до сих пор пользуется в Индии большим почетом: началу каждого дела или занятия предшествует молитва к Ганеше; каждое деловое письмо или книга начинается также с воззвания к нему. Торговцы ставят над лавками его изображения, и в каждом городе имеются посвященные ему ворота. В Бенаресе имеется 200 храмов Ганеши, и секта Ганапатья  имеет там многочисленных приверженцев.
            

Теперь вновь вернёмся к фрагменту картины «Поклонение волхвов». Не кажется ли вам, что всадник на слоне несколько маловат и заметно стилизован под свастику?

 

Кроме того, слон показан в таком ракурсе, что второй бивень совсем незаметен. Случайно ли это? Заметим, что изображение слона находится сразу над изображением сражающихся всадников. Такое близкое соседство наводит на мысли.
Если  Леонардо действительно имел в виду сына божьего Ганешу, то наличие батальных сцен в непосредственной близости от него совсем не случайность, а закономерность. Дело в том, что у Шивы и Парвати было два сына: бог мудрости Ганеша и бог войны Сканда.

 


Сканда
(санскр. Skanda от корня skandа = прыгать, нападать, изливать, гибель, разрушение, ртуть) — индийский бог войны, соответствующий греческому Аресу и римскому Марсу. Имя Сканда носит и планета Марс. Мифологический образ этот принадлежит к позднейшим созданиям мифологического творчества индусов. В Ригведе и других ведийских текстах о нем еще нет речи; возникновение его относится к эпохе индийского средневековья. В Магабхарате и Рамаяне Сканда является сыном Шивы или Рудры, рожденным без участия женщины. Шива излил свое семя в огонь, но Агни, не будучи в состоянии выдержать все возрастающую тяжесть Сканды, передал его Гангу. Так явился Сканда, названный по обстоятельствам своего рождения также Агни-бху (возникший из огня) и Ганга-джа (рожденный Гангом). Вскормили его плеяды (Krttik;), почему Сканда  имеет шесть голов и называется также Картикея (K;rttikeya — сын плеяды). Отцом Сканды иногда считается Агни, матерью, кроме Ганга, — богиня Парвати, супруга Шивы, а кормилицами — жены семи великих мудрецов рши, в образе которых в индийской астрономии также изображаются Плеяды. Сканда родился для того, чтобы уничтожить демона (дайтья) Тараку, который своими аскетическими подвигами приобрел могущество, внушившее богам завистливые опасения. Достигнув зрелости, Сканда встретил Тараку, наполнявшего царство Индры смущением и страхом, и поразил его. Сканда изображается верхом на павлине, держащим в одной руке лук, в другой стрелу или копьё. Он имеет также много других эпитетов и имен, указывающих на его свойства, подвиги или подробности его биографии. Культ Сканды встречается у некоторых шиваитских сект.
На картине Леонардо павлинов, конечно, нет, но символика войны выражена очень конкретно. Может быть, художник решил заменить сказочного павлина более реалистичным конём? Вполне логично. Сравним два изображения.
            
Из животных, кроме слона и коней присутствует бык, который, как мы знаем, является главным символом бога Шивы. Он расположен справа от сражающихся всадников. Взгляд быка направлен на всадников.
   
Нанди - Ездовой Бык Господа Шивы.
 Транспортное средство Шивы – бык (Вришабха), Nandi, что означает " дающий радость". Нанди полoн радости. Он символизирует управляемое мужество и преданность.
Также он - символ истинной или чистой (белой) дхармы, которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырех ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине.
Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке.  Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справед-ливости.
Говорится, что никто не должен стоять между Ишварой (Шивой) и Нанди. Лицезреть Ишвару следует через пространство между ушами Нанди. В основе этого лежит идея, что с помощью садханы, (духовной практики), животное начало в буйволе, используя свои уши, чтобы слышать только об Ишваре, преобразуется в божественное, и, так как он слился с Ишварой, его называют Нандишвара (Бог-Бык).
Таким образом, урок этого символизма в том, что человек должен тоже стремиться рас-твориться в Боге, следуя примеру Нанди.
Первоначально Нанди имел человеческий облик, носил имя Нандикешвара (Nandikeshvara) и был мудрецом-риши, служившим привратником у Шивы. Причина трансфор¬мации человеческого образа в животное, возможно, связана с происхождением образа самого Шивы. Его прототип — народный бог Рудра — иногда почитался в образе быка. Древнеарийский бог Рудра (ревущий), в свою очередь очень напоминает древнеславянского бога Велеса, сына коровы Земун. Он также чаще изображался в виде быка, с рогами и копытами.

Велес,   Волос, в славянской мифологии бог.  В древнерусских источниках ( начиная с договора русских с греками 907 в « Повести временных лет «) выступает как « скотий бог» -  покровитель домашних животных - и бог богатства.  В договорах с греками Велес   соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог - Перун - с оружием.  В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса, по - видимому, на Подоле ( в нижней части города). В христианскую эпоху Велес  был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота св. Власием ( сыграло роль и звуковое соответствие имён), а также Николай и Юрием ( Георгием). Следы культа Велеса ( чаще всего под видом почитания св.  Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и каменные идолы Велеса,  и легенда о святилище Велеса. В новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св.  Власию явственна связь его культа со скотом.  Характерно также переплетение культа Велеса  -  Власия с почитанием медведя как хозяина животных.  Называние Бояна  « Велесовым внуком»  в «Слове о полку Игореве»  может отражать древнюю связь культа  Велеса  с обрядовыми песнями и поэзией. Связь Велеса с сельскохозяйственными культами очевидна из восточнославянского обычая оставлять в дар  божеству несжатыми несколько стеблей хлебных злаков - волотей, называемых « Волосовой бородкой».   В своей языческой функции  Велес   воспринимался позднейшей православной традицией ( в той мере, в какой она его не ассимилировала, отождествив со св. Власием) как « лютый зверь»,  « чёрт», отсюда костромское ёлс - « леший, чёрт, нечистый»,  диалектные волосатик, волосень - « нечистый дух, чёрт»; это же позднейшее значение - «чёрт»  известно и в родственном чеш.   Veles - « злой дух, демон» ( тексты 16-17вв.).
Здесь уместно упомянуть зарубежные исследования бога Velinas'а. Литовский Велинас выступает, как творец рептилий, волков и чёрных птиц . Также Велинаса сравнивают со скан-динавским Одином и индийским Рудрой - в том, что его окружают души воинов, велесы, которые могут иметь волчьи обличья. Весьма важным доказательством о полном тождестве Велинаса и Волоса можно считать такое свидетельство Марии Гумбитас (Gimbutas 1974: 90): "Лошади, быки, бараны, и другие животные приносились в жертву на огромных камнях, и участники обряда говорили, что они молят защитника скота охранять животных от волков, и других хищников..."
     Подобные моления известны нам на славянском материале, когда с 1 по 6 января народ просил Волоса защитить скот, и совершал различные обряды с топором, секирой. Р. Ридлей приводит в пример, также, и схожие моления Рудре, с целью охраны скота. Бог Рудра, сообщает Ридлей ссылаясь на исследователя Герштейна, при желании может принимать облик волка.
   
Гвидон – это одно из имён бога Велеса, этимологически также восходит к быку (говяда). Отголосок этого древнего названия быка можно проследить в современном русском слове «го-вядина». Это слово также имеет санскритские корни. ГАВА -  - корова, рогатый скот. Есть и ещё один перевод этого слова - «речь». Может быть, поэтому Гвидон - Велес был и богом поэзии? Таким образом, древнерусский двойник индийского быка Нанди нами установлен.
Связь Нанди с плодородием можно усмотреть в обычае, согласно которому верующий, прежде чем войти в храм, должен прикоснуться к стопам животного, иначе его молитва не при¬несёт желаемых плодов.
         

    
Итак, мы знаем, что взгляд быка Нанди должен быть обращён в сторону его хозяина – бога Шивы.
Предположим, что Леонардо – шиваит. Тогда он, по всем законам индуистской иконографии должен быть направить взгляд быка на бога Шиву. Но бык Леонардо смотрит на левого всадника с мечом, которого мы уже интерпретировали как сына Шивы бога войны Сканду.
Может быть, это следует понимать так, что господь Шива снизошёл в тело своего сына Сканды? В таком случае Сканда выступает как аватара Шивы. Но, в таком случае, с кем же сражается господь Магадева в образе своего сына?
Любопытно также и то что на картине «Поклонение волхвов» рядом с яслями, возле которых по смыслу должен находится младенец Иисус, находятся Ганеша и Сканда, сыновья бога Шивы! Конечно нельзя сказать, что они совсем рядом с хлевом, но, во всяком случае намного ближе к нему, нежели Христос.
Обратим внимание, что рядом с быком Леонардо изобразил осла. Это можно разглядеть и на полотне, испорченном художником полтора столетия спустя. Похожий эскиз быка и осла Леонардо нарисовал примерно в то же время. По нему можно видеть, каков был первоначальный замысел. Обратите внимание, что осёл значительно темней по окраске. Не хотел ли Леонардо этим намекнуть зрителю, что бык Нанди белого цвета?

   

И только тут мы в полной мере можем оценить юмор Леонардо да Винчи! Взгляд осла обращён вниз на младенца Иисуса!!! Проведем прямую линию параллельную морде осла от его глаз. Взгляните на фрагмент:

 


Не вполне убедил? Следующий фрагмент эскиза Леонардо к «Поклонению волхвов», я думаю, окончательно развеет все ваши сомнения.

Почему взгляд осла всегда направлен на младенца Иисуса? Мы знаем, что ездовым животным (Вришабхой) Шивы был бык Нанди. А кто же был ездовым животным ( вришабхой) Иисуса Христа?
В Иерусалим Христос въезжал верхом на осле!!! Так остроумно Леонардо пародировал Евангелие. Однако мы знаем, что именно осёл действительно стал символом Иисуса Христа. Вспомним, что римские язычники упрекали ранние христианские секты в том, что они поклоняются ослу. В своих карикатурах на христиан они часто изображали распятого осла.

Обратим внимание, что на этом эскизе Леонардо изображает бычью и ослиную голову, вырастающими как бы из одиного тела. Такой своеобразный «Тянитолкай» из детской сказки. Что это может означать?
Мы уже выясняли, что символ Христа - осёл. Бык же является символом Велеса, Рудры и Шивы.
Допустим, мы записали фразу: «Христос - Бог».
Перепишем её на латыни: «Christus - Deus».
На древнегреческом: «;;;;;;; - ;;;;».
Слова ТЕОС и ДЕОС  происходят от санскритского слова ДЕВА, которое означает БОГ. Кроме того, МАХАДЕВА - «великий Бог» - есть имя Шивы, а ДЕВИ - имя богини Дур-ги. 
Теперь запишем то же словосочетание на английском: «Christ - God».
На немецком: «Christus - Gott». Как видим слова очень похожи, так как английский язык относится к группе германских языков. Попробуем отыскать санскритские аналоги этих слов.
ГОДА -   - предоставление рогатого скота или коров.
ГОТА -   - (в диалекте) корова.

В сущности, само английское слово «cow», происходит  от санскритского ГО -   - вол, корова, рогатый скот.
Вернемся, однако, к русскому варианту  «Христос -Бог». Русское слово Бог происходит от санскритского БХАГА -  . Вот варианты перевода этого слова:

1. Добрый господь (применимо к богам, особенно к Савитри).
2. Имя Адитьи (дарующего богатство и осуществляющий контроль над любовью и браком).
3. Солнце.
4. Луна.
5. Имя бога Рудры.
6. Хорошее благосостояние, счастье, благосостояние, процветание.
7. Достоинство, величество, различие, превосходство, красота, очарование.
8. Любовь, привязанность, сексуальная страсть, любовное удовольствие, развлечение.
9. Женские половые органы, вульва.

Получается, что «БОГ» или «БХАГА» - это всего лишь имя Рудры, арийского бога, ближайшего родственника русского Велеса и предка Шивы.  Но тогда основной буквальный перевод вышеприведённой фразы будет звучать как «Христос - это Рудра»! Да, но Рудра - Велес, как мы выяснили, всегда отождествлялся с Дьяволом! Вспомним, что Велс - это чёрт по литовски.
В таком случае фраза «Христос - Бог» звучит как величайшее богохульство.
Или БХАГАхульство??? Поневоле запутаешься…

Однако есть ещё один леонардовский эскиз к «Поклонению волхвов».
 
Здесь на переднем плане вместо быка и осла мы видим одногорбого верблюда дромадера.
Взгляд дромадёра направлен на центрального всадника, как и взгляд быка на основной картине.
 

КРАМЕЛА - - верблюд. От этого слова происходит английское «Camel».
КРАМА, на санскрите - идти, шагать. Буквально слово КРАМЕЛА можно перевести как «ходок, пешеход».
Удивительно, но получается, что русское слово «хромать, хромал» и английское «Camel» имеют общего санскритского предка!
Однако, необходимо выяснить, какое отношение верблюд может иметь к Дурге и Шиве. Один интересный намёк дает французский писатель - мистик Казот в своей известной повести «Влюб-лённый дьявол». Вот фрагменты явления дьявола главному герою дон Альвару.

…Несколько успокоенный этими размышлениями, я воспрянул духом, выпрямился и ясным, твердым голосом произнес заклинание. Трижды, с небольшими промежутками, каждый раз возвышая голос, я назвал имя Вельзевула.
Трепет пробежал у меня по жилам, волосы на голове встали дыбом. Едва я умолк, напротив меня под самым сводом распахнулись две створки окна; в отверстие хлынул поток ослепительного света, более яркого, чем дневной; и огромная голова верблюда, страшная, бесформенная, с гигантскими ушами, показалась в окне. Безобразный призрак разинул пасть и голосом, столь же отвратительным, как и его внешность, произнёс: Che vuoi?
В самых отдаленных закоулках пещеры, высоко под сводами гулким эхом отозвалось это страшное: Che vuoi?
Не берусь описать свое состояние; не знаю, откуда у меня достало мужества и сил не упасть без чувств при виде этого страшного зрелища и при еще более страшных звуках голоса, раздававшегося в моих ушах.

 
Гравюра Моро к первому  изданию  «Влюбленного дьявола».

.
Должен сказать, что казотовский приём довольно оригинален. В первой ключевой реплике дьявола «Che vuoi?» в сущности и заключено тайное имя его - Шива. Однако, вернёмся к верблюду. Какое же отношение имеет отношение верблюд к богу Шиве?
Оказывается, этимологически - самое прямое.
Одно из распространённых названий верблюда на санскрите -
«ДУРГА-ЛАНГХАНА» - 
В буквальном переводе это означает - «труднодоступных мест пересечение». Заметим, что слово составное, и первая часть указанного слова полностью совпадает с именем богини Дурги - жены Шивы.
Другое название верблюда МАХА-ГРИВА -  - буквально «Длинношеий», является одним из прозвищ самого Шивы. Заметим, что в повести Казота есть фрагмент:

…Не успел я вымолвить это приказание, как отвратительный верблюд вытянул свою длинную шею до самой середины пещеры, опустил голову и выплюнул маленького белого спаниеля с блестящей шелковистой шерстью и длинными, до самой земли, ушами.

Ещё одно название верблюда на санскрите: МАХА-НАДА - 
Возиожные переводы слова:

1. громкий звук, крик, рев, создание громкого шума.
2. большой барабан.
3. дождевая туча.
4. слон.
5. лев.
6. верблюд.
7. имя Шивы.
А вот фрагмент из сказки Бажова «Аленький цветочек», в которой купец, отец Настеньки, отправляется на поиски главного символа индуизма розового лотоса:
…Да и страшен  был  зверь  лесной,  чудо  морское:  руки кривые,  на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные…
И только слёзы «русской Парвати - Азовушки» Настеньки превращают заколдованное, про-клятое христианством, чудище в прекрасного принца.


Но всё же мы не ответили на главный вопрос: - с кем сражается Шива в образе своего сына, бога войны Сканды? Рассмотрим внимательней фрагмент картины.

Обратите внимание на правую ногу всадника слева. Она заканчивается обыкновенной человеческой ступней. Но левая нога всадника справа заканчивается копытом!!! Это мгновенно бросается в глаза. Итак, на всадник на коне справа имеет явную ослиную природу!
Эта яростная битва на заднем плане означает ничто иное, как битву между шиваизмом и христианством.
Серачини утверждает, что данный фрагмент предвосхищает будущую картину Леонардо – «Битву при Ангари». В таком случае, главный шедевр Леонардо также должен означать ту же самую битву!
На чьей же стороне сам художник? Считается, что Леонардо изобразил самого себя в правом  нижнем углу картины.
      
Выражение лица Леонардо на автопортрете справа более, чем красноречиво. Он демон-стративно отвернул голову от богоматери с младенцем Иисусом.

Но всё же, на чьей стороне был художник, рисуя битву Шивы с Христом?
Стоящий бык действительно смотрится повнушительней лежащего внизу осла, но этот намёк едва ли убедителен. Другой намёк более привлекает внимание зрителя. Взгляните на приведённый ниже фрагмент:

 
Мы видим, что девушка, в нижней части фрагмента показывает пальцем вверх, именно в направлении бога Шивы в образе бога войны Сканды. Взгляд же девушки также отвернут от богоматери с младенцем Иисусом. Эта девушка левой рукой прикоснулась к древу. Может быть Леонардо имел в виду Жанну д’ Арк и её легендарное древо фей, у которого ей явились ангелы, сообщившие ей о её великой миссии? Есть сведения, что она была не вполне христианкой, а скорее язычницей, как и значительная доля деревенских жителей во Франции в ту эпоху. Орлеанская девственница была сожжена на костре инквизиции за 20 лет до рождения Леонардо. Чуть позже она была реабилитирована церковью. Понятно, что имя легендарной девы было во времена Леонардо у всех на слуху. Лицом изображенная девушка и правда напоминает Жанну. Впрочем, сравните сами:








      

Вообще для картины характерна общая тенденция: чем выше изображаемый человек, чем ближе он к Владыке Радости Нандишваре – тем здоровей, жизнерадостней и веселей он выглядет. Ближайшее же окружение Иисуса в нижней части картины – почти сплошь состоит из нищих, убогих и калек.   Возникает странное ощущение, будто сама картина является главной иллюстрацией к книге немецкого философа Фридриха Ницше «Антихристианин», написанной почти 400 лет спустя. Судите сами. Вот небольшие фрагменты из этой книги:
- В христианстве инстинкты подчиненных и угнетенных выступают на передний план:  именно  низшие  сословия  ищут  в  нем  спасения.  Казуистика  греха, самокритика, инквизиция совести практикуются здесь как занятие, как средство против  скуки;  здесь  постоянно  (путем  молитвы)  поддерживается   пыл  по отношению  к могуще-ственному существу,  называемому "Бог";  высшее  значится здесь  как  недостижимое, как дар, как  "милость".
В  христианстве недостает также откровенности: темное  место,  закоулок - это в его  духе. Тело здесь презирается, гигиена отвергается как чувственность; церковь отвращается даже от чистоплотности (первым мероприятием  христиан после изгнания  мавров было закрытие  общественных  бань,  каковых только  в  Кордове  насчитывалось  до двухсот семидесяти).
Христианство есть в известном смысле жестокость  к себе и другим,  ненависть  к  инакомыслящим,  воля  к  преследованию.  Мрачные  и волнующие  представления   здесь   на  переднем  плане.  Состояния,  которых домогаются  и  отмечают высокими  имена-ми, -  это эпилептоидные  состояния. Диета приспособлена к тому, чтобы покровитель-ствовать болезненным явлениям и крайне раздражать  нервы.
Христианство  есть смертельная вражда к господам земли, к "знатным", и вместе с тем скрытое, тайное соперничество с ними  (им предоставляют  "плоть",  себе хотят только  "душу"...).
Христианство  - это ненависть    к    уму,     гордости,    мужеству,     свободе;    это  -  вольнодумство  ума;  христианство  есть  ненависть к чувствам,  к радостям чувств, к радости вообще...
Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как  дух) -  это  понятие  есть одно  из  самых  извращеннейших  понятий  о божестве, какие только  существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той  глу-бины, до которой может  опуститься  тип божества  в  его нисходящем развитии. Бог, выродившийся в противоречие с жизнью,  вместо того чтобы быть ее просветлением и вечным ее утверждением! Бог, объявляющий войну жизни,  природе,   воле   к  жизни!
Христианство хочет приобрести господство над дикими зверями; средством его для  этого  является  -  сделать их  больными.  Делать  слабым  -  это христианский  ре-цепт к  приручению, к "цивилизации". 


 Я понимаю, что все эти факты ещё не могут служить доказательством приверженности Леонардо к шактизму и шиваизму.
Перейдём к последнему аргументу. Обратим внимание на собаку перед сражающимися всадниками. Итак, это ещё одно из животных написанных Леонардо на этой картине. Перечислим ещё раз: конь, бык, осёл, слон, собака. Чем же меня так заинтересовала собака? Заметим что её взгляд, как и взгляд быка Нанди, обращён точно на левого всадника.
      
На рисунке слева изображена карта Таро под названием «Шут». Упоминания о картах Таро датированы не ранее, как ХI веком, а самые ранние из найденных карт относятся к ХIII-ХIV векам. Таро в Европу занесли примерно в IХ веке богемские цыгане, называвшие себя "египтянами". Слово "Таро" (или "Тарот") часто переводят как "дорога владык". Карты Таро были вновь открыты в течение последних 200-250 лет.
На ранних картах Таро шут изображен в виде странствующего нищего с собакой. Собака в средневековой английской символике означала анаграмму: dog (собака) – god (Бог), т.е. присутствие Бога. Обратите внимание, что на этой карте взгляд собачки также устремлён на хозяина.
Вспомним что вечным спутником Мефистофеля Гёте также является собака – чёр-ный пудель. Отсюда набалдашник трости в форме собачьей головы у булгаковского Во-ланда. В черновиках к роману у Булгакова есть и более прозрачные намёки на этот счёт. Там Воланд представляется инженером:
 
И был на Патриарших Прудах час восьмой. Верхние окна на Бронной, еще секунду назад пылавшие, вдруг почернели и провалились.
Иванушка фыркнул, оглянулся и увидал, что он сидит не на скамейке, а на дорожке, поджав ноги по-турецки, а рядом с ним сидят псы во главе с Бимкой и внимательно смотрят на инженера.

В следующем фрагменте черновиков эта мысль оформлена ещё более конкретно:

Над Патриаршими же закат уже сладостно распускал свои паруса с золотыми крыльями, и вороны купались над липами перед сном. Пруд стал загадочен, в тенях. Псы во главе с Бимкой вереницей вдруг снялись и побежали не спеша следом за Владимиром Мироновичем. Бимка неожиданно обогнал Берлиоза, заскочил впереди него и, отступая задом, пролаял несколько раз. Видно было, как Владимир Миронович замахнулся на него угрожающе, как Бимка брызнул в сторону, хвост зажал между ногами и провыл скорбно.
- Даже богам невозможно милого им человека избавить!.. - разразился вдруг какими-то стихами сумасшедший, приняв торжественную позу и руки воздев к небу.

Вернёмся к нашему знакомому Жаку Казоту и его «Влюблённому дьяволу». Вот фрагмент, следующий за  явлением Дьявола - Верблюда главному герою Альвару.

…В изнеможении, обливаясь холодным потом, я сделал нечеловеческое усилие, чтобы овладеть собой. Должно быть, наша душа таит в себе необъятные силы и какие-то неведомые пружины: целая волна чувств, мыслей, представлений разом нахлынула на меня, пронизала мозг, отозвалась в моем сознании.
Перелом свершился: я превозмог свой страх, и смело в упор взглянул на призрак.
После минутного колебания призрак ответил уже более тихим голосом: «Ты звал меня...»
- Неужто  раб   осмеливается   пугать   своего  господина?   Если  ты явился за приказаниями, прими подобающим вид и покорный тон.
- Господин, - ответил   призрак, - какой вид   мне принять,   чтобы быть вам угодным?
Я назвал первое, что пришло мне в голову:
- Явись в образе собаки.
Не успел я вымолвить это приказание, как отвратительный верблюд вытянул свою длинную шею до самой середины пещеры, опустил голову и выплюнул маленького белого спаниеля с блестящей шелковистой шерстью и длинными, до самой земли, ушами. Окно захлопнулось, видение исчезло; под слабо освещенными сводами пещеры остались лишь собака да я.

Безусловно, что Леонардо такая средневековая шутка – анаграмма «god - dog»была хорошо известна. Но она была также хорошо известна и монахам, заказавшим Леонардо картину «Поклонение волхвов». Надо думать, изображение собаки и рогатого быка, с хвостом и копытами, на иконе с богоматерью и спасителем вызвало у них крайне негативные ассоциации. Отсюда и печальная судьба этого неоконченного шедевра Леонардо.

В начале XX века наш писатель Дмитрий Мережковский, сделавший да Винчи героем трилогии «Христос и Антихрист», увидел в великом итальянце последнего язычника, наследника ушедшей в прошлое античной культуры. Доподлинно известно, что великий художник питал пристрастие к темным силам и занимался магией.
Но если допустить, что для Леонардо сынами божьими были, изображённые им, Ганеша и Сканда, то богом, несомненно, был сам Магадева.
----------------------------------------------------