Белый Лебедь Эстрады

Алексей Шавернёв
          Двадцать лет назад, 3 сентября 1990 года не стало одного из наиболее ярких и талантливых отечественных композиторов-песенников, замечательного мелодиста, создателя собственного светлого и душевного композиторского стиля Евгения Григорьевича Мартынова. Он остался в памяти людей улыбчивым, общительным, открытым и доброжелательным, всегда со всеми здоровающимся «своим парнем», так безвременно ушедшим и которого так легко было обмануть прихлебателям...
          Андрей Вознесенский вспоминал: «Евгений Мартынов был светлым, лучащимся человеком. И это проникало в его песни. Поэтому его так любили люди».
          Музыка Евгения Мартынова может нравиться, может не нравиться, но она – музыка мастера, целая эпоха, без неё история нашей эстрады немыслима. В своём творчестве, преимущественно балладном, композитор сумел воплотить лучшие качества русской песни – лиричность и напевность.
          И, конечно, нельзя не упомянуть о том, что Евгений Мартынов также прославился, как непревзойдённый исполнитель собственных произведений – настоящий тенор с великолепными вокальными данными и красивым тембром. Пожалуй, вряд ли найдётся ещё композитор-песенник столь же профессионально исполнявший свои сочинения. При других обстоятельствах Мартынов вполне мог бы стать как минимум хорошим оперным певцом.
          Благодаря отличной сценической внешности, неотразимому личному обаянию, а также вдохновенной, лучезарной, оптимистической и романтической манере пения, Мартынов нёс в зрительный зал огромный заряд положительных эмоций, мастерски передавая слушателю искреннее чувство радости...   
       
          Евгений Мартынов родился на Волге 22 мая 1948 года в городе  Камышине Сталинградской (ныне Волгоградской) области. Родители будущего композитора Нина Трофимовна и Григорий Иванович познакомились в прифронтовом госпитале в освобождённой Венгрии. Оба горячо любили музыку и привили эту любовь своим детям.
          Григорий Иванович, музыкант-самоучка, азы музыкальной грамоты постигал в общении с профессионалами, ещё до войны играя с ними в духовых, народных и эстрадных оркестрах. Почти на любом инструменте он мог подобрать к песне гармонию, подыграть, и, если требовалось поддержать ритм.
          Помаявшись 5 лет в Камышине и Сталинграде, поменяв несколько мест работы и не видя никаких для себя перспектив, родители перебираются с двухлетним Женей в Донбасс, в Артёмовск.
          Женины музыкальные способности проявились сразу. Он легко схватывал любую услышанную мелодию, быстро овладел игрой на аккордеоне, сходу аккомпанировал и импровизировал в разных тональностях.

          По окончании восьмого класса Евгений твёрдо решил поступать в музыкальное училище. Но, как назло, в Артёмовском музучилище не было класса аккордеона.  Перед подростком встал выбор – ехать в далёкий Ростов и поступать на аккордеон там, или выбирать другое отделение училища. После не слишком продолжительных раздумий был избран второй вариант.
          К тому же, шансы на успешное поступление дома сильно возросли – в Артёмовском музыкальном училище был недобор духовиков, и Мартынов стал осваивать совершенно новый, незнакомый для себя инструмент – кларнет. В результате – поступление на духовое отделение, отличная учёба с повышенной стипендией и через четыре года – блестящее окончание училища.         
          В училище Мартынов создаёт свои первые композиторские работы – главным образом, пьесы для кларнета...
          Училищный педагог Евгения, прекрасный музыкант Борис Петрович Ландарь подготовил любимого ученика к поступлению в Киевскую консерваторию имени П.И.Чайковского, которую когда-то сам окончил.
          Какова была родительская радость и счастливые материнские слёзы, когда из Киева пришла коротенькая телеграмма «ПОСТУПИЛ ЕДУ=ЖЕНЯ»!
          Но, к сожалению, в украинской столице у Матрынова начались проблемы с жильём, и пришлось срочно переводиться в Донецк, в Музыкально-педагогический институт (ныне Донецкая Консерватория имени С.С.Прокофьева), где условия жизни иногородних студентов были получше.

          Донецк встретил недавнего киевского студента значительно приветливее, и стал третьим (после Камышина и Артёмовска) родным городом. Здесь талант Мартынова раскрылся особенно ярко и многогранно. Евгений Мартынов стал лауреатом республиканского конкурса исполнителей на духовых инструментах. О Мартынове начинают говорить как о подающем надежды композиторе...
          На выпускном институтском госэкзамене, помимо официальной программы, «на десерт» Евгений исполнил Скерцо для кларнета и фортепиано собственного сочинения!
          По рекомендательному письму известного в Донецке эстрадного дирижёра Хаславского Мартынов едет в Москву, к звезде эстрады Майе Кристалинской, спевшей его песню «Берёзка» и представившей молодого композитора из Донбасса столичной публике на концерте в Театре эстрады.
          Именно Кристалинская, чей авторитет был тогда очень высок, помогла Мартынову устроиться работать артистом в Росконцерт, познакомила с перспективными поэтами-песенниками и певцами, ну и, конечно, направила творчество талантливого провинциального парня в нужное русло. Появилась и первая телеэфирная ласточка – «Моя любовь» на стихи Павла Леонидова.

          Однако вскоре появились и серьёзные проблемы – соавтор ранних произведений Мартынова популярный поэт-песенник Павел Леонидов эмигрировал в США, тем самым, перечеркнув своим творениям дальнейшую жизнь в СССР.
          Для того, чтобы музыка не пропала, Мартынову пришлось упрашивать других поэтов перетекстовывать уже написанный материал...
          В итоге, эта проблема была всё же решена, и песни стали исполняться уже с новыми текстами. Какие-то из них от этого выиграли, какие-то, наоборот, проиграли, но, главное – музыка Мартынова звучала несмотря ни на что!
          И тут произошло событие, во многом определившее дальнейшую творческую биографию молодого композитора – знакомство и, впоследствии, многолетняя дружба с замечательным поэтом Андреем Дементьевым. Этот авторский дуэт создал классические образцы песенного жанра, ставшие всесоюзными «народными» шлягерами.

          В 1975 году Евгений Мартынов выигрывает гран-при Международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира». Песенный классик М.Г.Фрадкин лично делает Евгению рекомендацию в Союз Композиторов СССР, членом которого композитор стал в 1984 году. В 70-е годы пластинки с песнями Мартынова выходили миллионными тиражами, при этом, на магазинных прилавках никогда долго не залёживались, а главное советское музыкальное издательство «Музыка» даже выпустило ноты мартыновского «Скерцо для кларнета и оркестра». В 1980 году Мартынов стал лауреатом премии Московского, а в 1987 году – Ленинского комсомола.

          Успех сопутствовал Евгению Мартынову вплоть до второй половины восьмидесятых. Но, в дальнейшем, увы, стилистические особенности творчества Мартынова не вписались в изменившуюся музыкальную моду, а предавать свои принципы, подстраиваясь под чуждое по духу, он не мог. Да и не хотел...
          Красивые мелодии стали невостребованными. А до ренессанса мелодичной и распевной музыки было ещё очень и очень далеко...

          3 сентября 1990 года приблизительно в 10.05 жительница подъезда дома № 10, корпус 6 по улице Гарибальди обнаружила мужчину, лежащего возле лифта перед ступеньками, ведущими вниз на улицу. Женщина зашла к соседке, и, посоветовавшись, подруги вызвали милицию (не скорую помощь!).
          В 10.35 милицейская машина прибыла на место, сотрудники милиции «опознали Евгения Мартынова» и попробовали привести его в чувство. Это им не удалось, и, заметив явно нездоровые изменения дыхания, температуры тела и лица, а также пенные выделения изо рта в 10.35 вызвали «скорую». «Скорая» прибыла в 11.05, а пятью минутами позже, врач «скорой» расписался в милицейском протоколе, а дежурный участковый инспектор отметился в медицинской ведомости... Существует мнение, что, если бы "скорую" вызвали сразу, Мартынова можно было спасти...

          Евгений Мартынов был похоронен на Новокунцевском кладбище. На надгробии в правом нижнем углу высечена надпись «Певцу России»...
          Время всё расставило по местам. Жизнь музыки Мартынова продолжается, появляются кавер-версии его песен в исполнении певцов уже нового поколения... Лучшие работы композитора «Отчий дом», «Лебединая верность», «Алёнушка», «Чайки над водой», «Я тебе весь мир подарю», «Баллада о матери» вошли в золотой фонд отечественной песенной лирики.

          У Евгения Мартынова есть младший брат Юрий, тоже композитор, выпускник Московской консерватории. Его песня «Васильковые глаза» в своё время пользовалась успехом. Юрий Мартынов написал и выпустил посвящённую брату биографическую книгу «Яблони в цвету» (М.,ЭКСМО-Пресс, 2000)
          Вдова Евгения Мартынова Эвелина и их сын Сергей (названный отцом в честь Рахманинова и Есенина) в настоящее время живут в Мадриде.