ИЭ для Чайников. 7. Переклички и ДСП

Алкора
из гл. 6   http://www.stihi.ru/2010/06/11/2763  (АлКора)

   На протяжении какого-то времени я знакомила вас с тем, что называется Твердой формой – стихотворениями, написанными по определенным и строгим правилам рифмы, размера и оформлению строфы, настолько строгими, что эти правила иногда записывают в виде определенной формулы.

   Написание стихов  в твердой форме встречается не так уж часто. Подавляющее число творений нашего сайта создано без всяких правил построения, то есть допускают любой рисунок строфы, порядок чередования рифм и их количество и любое количество (либо отсутствие) рефренов – повторения строк.  Тем не менее, авторы стараются писать свои стихи по какому-то определенному «рисунку» и ритму, чтобы их творение выглядело и звучало красиво и гармонично.

   Встречаются стихи еще в меньшей степени подвластные правилам – так называемые ПИСЬМА В СТИХАХ. Их часто используют поэты, работающие совместно – в стихотворных ПЕРЕКЛИЧКАХ на самые разнообразные темы. Один поэт задает тему, делая ссылку-обращение на какого-либо автора – пишет ему письмо в стихах, а другой на это стихотворение отвечает – пишет ответ. Хороший поэт старается сделать это красиво – не просто набросав тему ответного послания, но и придав ему подходящую форму. Поэт-торопыга (да простит меня тот, к кому можно отнести это наименование!), о форме послания не думает – он просто пишет письмо. При этом и рисунок строф постоянно и произвольно меняет, и за ритмом не следит – разве что концевые рифмы причешет, чтоб звучало «складненько». Подобными письменами многие из нас баловались на лекциях в институте – когда лектор читает скучно, а нам  лень записывать. Но одно дело – игра с приглянувшейся девушкой, другое - публикация на сайте. Иногда, правда, такая переписка получается интересной – содержит остроумные фрагменты и радует умными размышлениями. Почему бы ее не опубликовать? Тем более,  кто нам запретит, кроме нашего собственного врожденного вкуса, если таковой имеется? К какому жанру ее лучше всего отнести при публикации? Не знаю. Я свои «опусы», если решаюсь их опубликовать , отношу к жанру «без рубрики».

   Что важно для публикации этих «писем»? Они должны быть интересны для многих. Не для тех двоих, которые увлеклись игрой и прекрасно понимают разные свои намеки и междусобойчики, а для большинства читателей. Необходимо помнить, что ваш читатель вовсе не собирается прочитывать все, что вы написали в своей переписке раньше, как бы вам этого ни хотелось. Именно поэтому КАЖДОЕ ваше письмо должно быть понятно сейчас и само по себе, а главное, содержать какие-то интересные мысли, которые пригодятся или просто понравятся вашему читателю. Они должны быть ЗАКОНЧЕННЫМ и самостоятельным стихотворением, пусть и нанизанным на длинную нить  множества писем вашей переписки.

   А теперь еще один важный момент, касающийся уже не только писем-перекличек. Есть люди, которым Господь подарил хороший поэтический слух и легкую руку на  рифмовку речи. Такие, если они в хорошем настроении, могут беседовать стихами, ни мало не затрудняясь подбором слова. Но то, что хорошо в устной речи и среди своих, не всегда радует глаз читателя. Уважающий себя поэт должен обдумать и выносить в себе то, что он хочет обрушить на головы своих читателей.

    Применительно к поэзии степень этой обдуманности демонстрирует наличие ПРОЗАИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СТИХОТВОРЕНИЯ. Не мысль должна  следовать  за подходящей рифмой, а подходящие слова подбираются, исходя из желания наиболее полно выразить «наболевшее». Поэтому, прежде, чем писать «ответное послание» или просто «стихи по поводу», обязательно прикиньте в прозе, что именно вы хотели бы сказать – ну, хотя бы примерно. Конечно, иногда в процессе бездумной рифмовки к нам из потока сознания приходят очень удачные мысли – это бывает, и многим знакомо, но все-таки не уповайте только на чудо. Определитесь со своими намерениями. А иначе у вас получится «телега» - так на языке хиппи называются длинные связные тексты, произносимые умельцами часто без всякой цели. «Телеги», как правило, имеют незначительную сюжетную основу и состоят в основном из пространных рассуждений и вольных допущений. Очевидно, что «телега» - это то, чем баловались скальды при написании  своих  древних саг и акыны, которым многие поэты нашего сайта так любят подражать («пою о том, на что смотрю»!). 

Последнее, о чем мне хотелось бы здесь написать, это стихи ДСП – «для служебного пользования» или, что еще точнее - «для собственного пользования». Вы решили кого-то поздравить с Юбилеем или написать послание для прочтения его на застолье своих коллег по работе. Те, кому вы это написали, были в полном восторге: вы вспомнили в своих стихах много того, что всем понятно, памятно и случилось на их глазах. Окрыленный успехом, вы публикуете эти стихи на сайте. Или даже просто направляете их поэту сайта, у которого ныне праздник, а вы с ним болтаете ежедневно, почитывая и похваливая стихи друг друга.  Такие стихи я называю ДСП-шными или НЕСТИХАМИ, и считаю запрещенным приемом. Если, конечно, они не попали в разряд  безумно талантливых  и не содержат истин, понятных всем (что бывает крайне редко), то они, кроме вас и ваших знакомых, никому не нужны.

   Я уже предвижу множество возражений на свою статью. У многих такой тип ДСП-шных стихов практически составляет сто процентов из всего опубликованного. Они просто не пытались еще пробовать «ваять поэзию». Начинайте! Раз Бог дал вам талант рифмовать, то даст и возможность творить – надо просто очень захотеть этого, а еще – полюбить тех, кто является читателем этого сайта. А «он достоин самого лучшего» - обычно говорю я себе. И свой собственный многотомный «Поздравляж» размещаю совсем в другом месте – в личном компьютере, а не в интернете!

  За сим, хочу откланяться. Я  с удовольствием выслушаю все ваши возражения, дорогие мои и горячо любимые Чайники. Чайник Чайника всегда понять сможет.

  С теплом, ваш Чайник.

продолж. гл.8   http://www.stihi.ru/2010/09/26/2588  (АлКора)