Авторская песня. Частное мнение дилетанта

Алкора
Вторая редакция. Первый вариант статьи см. в http://www.proza.ru/2010/07/17/922

    Авторская песня – это совершенно особый вид поэзии: единство хороших стихов, приятной мелодии и душевного исполнения под аккомпанемент гитары. Прежде всего, это душа конкретного человека - автора, выражающая себя средствами поэзии и только отчасти  - музыки, а возраст, голосовые данные и внешний вид  исполнителя (его «прикид»!) в этом жанре не имеет никакого значения. То есть, здесь мы находим  полную противоположность тому, чего ожидают от наших «поп-звезд».

  В юности мне часто приходилось бывать в турпоходах, непременным условием которых был костер и человек с гитарой вместе с репертуаром его любимых песен. К концу похода этот репертуар становился общим, а песни – любимыми. Я, к сожалению, музыкально не образована, но слушать других и по мере своих слабых возможностей  подпевать любимые песни в общем хоре  люблю чрезвычайно.

   Так уж сложилось в моей жизни, что на протяжении доброго десятка лет я оказалась оторванной и от турпоходов, и от авторской песни. Настолько оторвана, что чуть было ни решила, что этот жанр в наше практичное время окончательно умер и уже никогда больше не возродится. Совсем  недавно я узнала о существовании в интернете сайта Stihophone.ru («Поэзия в голосе» - http://www.stihophone.ru/), на котором можно не только послушать фонограммы с авторским  чтением стихов и исполнением песен, написанных на собственные стихи, но и бесплатно скачать их на свой компьютер. Что я тут же и сделала, практически случайно отобрав себе нескольких авторов, подвизающихся на поприще современной авторской песни: Евгения Бачурина, Анатолия Лемыша, Константина Куклина, Александра Жулева, Александра Щербаня и  Нины Гаврилиной. Все – очень разные: и по возрасту, и по характеру песен, и по уровню их исполнительского мастерства.

  Сразу признаюсь вам – я в музыке дилетант, отчего в описании своих впечатлений о прослушанном буду ориентироваться только на собственные ощущения. Никого лично из указанных авторов я не знаю и никаким образом не заинтересована в рекламе их творчества. Поэтому, если кому-то мои мнения покажутся слишком уж любительскими – прошу вас не обижаться и предложить собственные. 

  ЕВГЕНИЙ БАЧУРИН. (http://www.stihophone.ru/users.php?user=ebach) Мне этот автор прежде был неизвестен, хотя, как я узнала об этом совсем недавно, этот человек относится к поколению, заставшему в своем детстве войну. Более того,  он считается признанным мастером  авторской песни – одним из самых талантливых среди наших современников.
По первому впечатлению, манера пения Бачурина мне страшно не понравилась. Содержание его стихов также не воспринималось с лёту. Впрочем, авторскую песню нельзя слушать единожды: в ней всегда присутствует сразу несколько планов, глубины которых не так-то просто ухватить с первого прослушивания. Только после 3-его, а может быть и четвертого раза, я начала по достоинству оценивать его творения, которые открываются мне по-новому и все больше нравятся.  В выбранном мною списке авторов, Бачурин, несомненно, самый талантливый. Его авторские мелодии никого не напоминают, стихи имеют свой ярко выраженный стиль и обязательный внутренний подтекст . Самые его яркие песни – это, по моему мнению – «Чаша», «Остров веры», «Поэт», «Ну где набраться оптимизма», «Дерева», «Баллада об утраченной любви», «Олень». Возможно, все они давно уже широко известны, но для меня они оказались приятным открытием. У Бачурина свой, особый мир. У его стихов практически нет дна – сколько бы раз я их не слушала, не поручусь, что до конца поняла в них  все то, что Евгений вложил в их простые, на первый взгляд,  фразы. Поэзия  этого человека, выросшего в советское время, полна гражданских тем и недосказанности, это думающий и очень талантливый поэт. К его нестандартной манере исполнения я привыкла очень быстро и теперь уже  с трудом представляю себе исполнение его песен кем-либо другим. Всегда прекрасная техника записи и привлечение им для совместного исполнения великолепной профессиональной солистки с удивительно красивым голосом – еще одно приятное дополнение к его песням.

  АНАТОЛИЙ ЛЕМЫШ. (http://www.stihophone.ru/users.php?user=lemysh) Тоже не новичок жанра, но удивительно понятен мне и душевно созвучен. Интеллигент с бережным и уважительным отношением к своему слушателю: все свои записи Анатолий сделал на очень высоком по качеству уровне. В его стихах, как и у Бачурина, почти всегда чувствуется гражданская позиция, но есть и много песен, посвященных  вечной теме взаимоотношений мужчины и женщины. Со звучащими в наушниках песнями Лемыша приятно и легко путешествовать по лесным дорогам, не замечая ни летнего зноя, ни тяжелого рюкзака – он удивительно поднимает мне настроение! Самые мои любимые – это, конечно: «Около окна», «Когда меня не станет», «В этой грешной круговерти», «Речка Рось», «А листья улетают и тают», «Отвыкаю», «Ангел мой», «Китеж», «Птица Гамаюн», «Письмо в Тбилиси».  Радует и его артистическое умение читать свои стихи – я повторяю их вслед за ним -  учась этому хитрому мастерству, которого мне никогда не достичь, и восхищаюсь его умением! А его великолепные джазовые мелодии! А цикл песен о Киеве и киевском  Подоле – местах знакомых мне не понаслышке – я провела в Киеве три месяца своей студенческой практики и прекрасно представляю себе все улочки, о которых он поет!  Словом, Лемыш – это услада души и пример хорошего вкуса – к этому просто нечего больше добавить!
 
  АЛЕКСАНДР ЩЕРБАНЬ.( http://www.stihophone.ru/users.php?user=raul132). Еще один автор и уже совсем другая история. Как он поет и каковы его личные творения, я даже не вспомню – Александр предпочитает в первую очередь давать слово другим - очень мягко, не пытаясь выставлять самого себя. Его внимание всегда направлено к тому, о чем он рассказывает. Щербань – прекрасный режиссер и сценарист в одном лице. Он создал целый хронологических цикл стихов и песен, посвященный  подвигам русских военных разных периодов нашей истории. Казалось бы, может ли подобная тема заинтересовать женщину? Еще как может!! Его тихие, документальные истории о знаменитых сражениях и незаслуженно забытых нами именах солдат не могут не взволновать. Щербань зачитывает выписки из архивных книг, читает чужие стихи, поет под гитару – слушая его, порой трудно удержаться от слез … Его фонограммы – это  хорошо продуманный театр одного актера, где главный герой вовсе не Александр Щербань – исполнитель, а русский солдат, совершивший подвиг и выигрывавший великие сражения ценой своей жизни. И именно женщинам, так отвыкшим в наши дни от мужчин - настоящих героев, разучившихся видеть в них и  по достоинству ценить  чисто мужские качества,  особенно полезно послушать все эти военные истории…

   Еще два автора, стоящих  по уровню мастерства примерно на одной ступени, но абсолютно разных – Константин Куклин и Александр Жулев. Обоих я слушаю с большим удовольствием, хотя прекрасно понимаю: они - не вершина, не гении, и даже не «штучный товар». Это просто отличные парни с прекрасными песнями, наши современники, причем, не по возрасту, а по внутреннему их наполнению, близкому нашему собственному. Именно таких я много раз слышала, сидя у костра или находясь в дальних командировках по стране в часы отдыха. Они поют о том, что трогает душу, хотя и не возносят ее к небесам. И такие песни тоже нам необходимы.

   АЛЕКСАНДР ЖУЛЕВ (http://www.stihophone.ru/users.php?user=azhulev) напоминает мне моего типичного коллегу  по трудовому цеху. Я четко представляю его себе в среде ИТР - многочисленных инженеров советских НИИ - умных, прекрасно образованных, но не достаточно сильно загруженных на работе и мало востребованных государством, отчего в их песнях так много тоски по неразделенной любви с запутанными служебными отношениями и историй о  веселой и непростой жизни командировочных, с обязательным поворотом на алкогольную тематику. И все это так мне близко, знакомо и понятно, что кажется, что Александр  поет песни под гитару лично для меня, а душа моя парит в невесомости и грустит о былом. Наиболее яркие его песни, это, на мой взгляд, «Аксиома», «Грустная песня», «Ироничный романс», «Ода самогонному аппарату». Не эпохально, но понятно и очень даже насущно.

   Совсем другое ощущение от песен КОНСТАНТИНА КУКЛИНА (http://www.stihophone.ru/users.php?user=kostyakuklin). Вкрадчивый красивый голос молодого и сексуально активного мужчины, красивые переборы струн, яркие поэтические образы в стихах, волнующие душу – эротичные! – мелодии, не всегда выверенные с точки зрения правильного литературного языка стихи. О чем? Да не важно! Главное, для кого! Для женщины, которая, слушая эти песни ни о чем, чувствует себя именно женщиной, а не другом и не  коллегой по работе. И его хочется слушать! Где-то чувствуется его подражание манере пения Сосо Павлиашвили, где-то - еще кому-то случайно слышанному, не очень понятны  и отдельные строки его стихов – их суть улавливает лишь тот, для кого они конкретно были написаны, но – … нравится! Особенно удачны – «Желтый Карлик» и «Асфадель», запоминается так же и его «Девочка с гитарой за плечами» и «Средние века».

   Наконец, НИНА ГАВРИЛИНА. (http://www.stihophone.ru/users.php?user=ngavrilina) . Единственная женщина в моем списке, оставившая у меня странное впечатление. Прекрасный композитор и аккомпаниатор – ее игра заметно выше игры всех других перечисленных авторов и  показалась мне вполне профессиональной. Прекрасная музыка на прекрасные стихи ее мужа – поэта Виктора Гаврилина. А вот все вместе – не воспринимается! Не могла я уловить содержания стихов, которые пела Нина. Отвлекал ее несколько пискливый и странно меняющий тональность голос, трудно берущий высокие ноты (зачем стараться-то было??). Этот  голос совершенно не подходит стилю авторской песни. Таким голосом хорошо исполнять  народные песни или петь романсы для близкого круга… Я вообще с трудом сочетаю гитару с женщиной- исполнителем… Возможно, я не права, но именно манера исполнения Нины помешала моему восприятию и прекрасных стихов, и прекрасной музыки.

   На этой печальной и, возможно, ошибочной  ноте я и закончу рассказ о своих  впечатлениях о современной авторской песне. Если эта тема кого-то заинтересовала, пишите, – почему бы нам не поспорить? И, несомненно, получить удовольствие от слушания душевных песен в исполнении искренних исполнителей на сайте «Стихи в голосе».
В моих планах рассказ о других авторах–исполнителях песен, разместивших свои произведения на сайтах интернета, все зависит о вас – хотите ли вы моего продолжения?