В 1874 году французский композитор Камиль Сен-Санс создал симфоническую поэму «Пляска смерти», использовав в качестве основы аллегорический средневековый сюжет о бренности человеческого бытия. В полночь скелеты восстают из гробов и под завывающий звон скрипки кружатся до утра в безудержном танце. Партитура произведения поразила многих современников своей звукописью. Тут и звон арфы, «бьющей» в полночь на фоне звуковой «выдержки» валторн; и «свистящая» трель скрипок и хроматические «завывания» флейт и кларнетов, рисующих вихревые обороты зимнего ветра; и даже «постукивание» ксилофона, воссоздающий стук костей. Ссылка на прослушивание:
Несколькими десятилетиями позже Уолт Дисней использовал аналогичный сюжет и создал один из самых ярких ранних шедевров «Танец скелетов»
На кладбище мрачно спускается ночь,
Окутав могилы и склепы.
Но их покидают стремительно прочь
Для пляски смертельной скелеты.
И скрипки полночной лишь дрогнет струна,
Звеня отголосками смерти.
Под пологом неба чернеет Луна,
И звезды в забвении меркнут.
Смыкаются кости, и мчит хоровод,
Вокруг опустевших надгробий.
Бал правит веселья, зловещего ход,
Нет места в нем боли и скорби.
Проникшись игрой мертвеца-скрипача –
Мелодией яростно-звонкой.
Скелеты кружат все быстрей сгоряча,
В безумную слившись воронку.
Но только три раза петух пропоет
Тревожной предтечей рассвета.
Невольно замедлит свой бег хоровод.
И сгинут фигуры скелетов.
В могилах и склепах они будут спать
Весь день, без малейшей опаски.
Чтоб призрачной ночью пуститься опять
В шальную смертельную пляску.
* * *
Что жизнь? Только искра в кострище судьбы,
Блеснет и погаснет беспечно.
И бренных гостей ожидают гробы.
Лишь смерть, к сожалению, вечна…