Типичные ошибки мышления

Алексей Гадаев
Типичные ошибки мышления.
У людей, пребывающих в расстроенных чувствах, часто бывают мысли не отражающие правды или частично ошибочны.
Джудит С.Бек, доктор философии, изложила различные когнитивные искажения людей с  описанием типичных ошибок при депрессии,  повышенной тревожности и даже панических расстройств. Эффективность подхода заключается в самооценке мыслей человека, препятствующих эффективной жизни и переработке негативной информации, чтобы чувствовать увереннее, стать лучше, успешнее. Главное помочь школьникам увидеть и поставить под сомнение свои ошибки мышления. Мысли, чувства и поведение взаимосвязаны и влияют друг на друга, а если они иррациональны и неосуществимы то они, оказывают разрушительное воздействие на ученика.  Работу над оценкой своих качеств с использованием юмора, притч, сказок, библии, стихов, песен, драматических сюжетов, проигрывание ролей -  всё это мощные методы для признания и проработки подрывных чувств и негативных мыслей,  и это действует против иррациональных убеждений. Психообразовательный подход: постоянное использование  книг, ауди -  и видеокасет, интернета (сайта про школу ру) принятых в системе образования ускоряет развитие школьника. Хотя этот метод слишком диретивен, в нём не уделяется достаточно внимания к детскому опыту ребенка и основан  на преувеличениях, но метод "наводнения" предотвращает неудачи и в учебе и в поведении учащегося. Этот метод позволяет действовать в жизни личностно приемлемыми путями.
Данный метод проводится в два этапа:
1. Ученик исследует свои ошибочные мысли вместе с педагогом-психологом, а затем исследует риски связанные с изменениями.
2. При помощи  психолога школы, тренинга, интерактивной игры, направленных на формирование новых знаний, умений, навыков и собственных резервов ученик оказывается в состоянии уменьшить свои мыслительные, чувственные и поведенческие искажения.
Джудит С . Бек.  Когнитивная терапия. М.2006. с-148
"Вот типичные ошибки мышления.
1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышление в стиле "всё или ничего"); представление о том, что существуют только две категории оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.
Пример:"Если я не добьюсь успеха во всем. то я неудачник".
2. "Катастрофизация" (также называемая негативными предсказаниями); предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов.
Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".
3. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.
Пример: "Действительно мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что я способный, мне просто повезло".
4. Эмоциональное обоснование: убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы "чувствуете" (по сути, верите) в это на столько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.
Пример: "Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником".
5. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.
Пример: "Я неудачник". "Он зануда".
6. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.
Пример: Средняя оценка говорит о том. что я неспособный. Оценка "отлично" не говорит о том, что я умный".
7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учёт только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.
Пример: Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться".
8. "Чтение мыслей": уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.
Пример:"Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".
9. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.
Пример: "[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знакомится с людьми".
10. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учёта более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека  в том, что его ошибки и просчёты находятся в центре внимания окружающих.
Пример: "Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так".
11. Должествование (мышление в стиле "я должен"): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу.
Пример: "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".
12. Тунельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.
Пример: "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".



Тэги: Всё или ничего.Негативные предсказания.Позитивному не придается