Возможности консультирования в школе

Алексей Гадаев

 


Возможности психологического консультирования в школе.
Почти каждый десятый подросток в России, а в Москве седьмой совершает деликт (проступок). Возможно ли улучшить ситуацию с помощью психологического консультирования в школе? Консультируя  детей, подростков, их окружения и  в том числе их родителей по проблемам делинквенции педагог-психолог  может это сделать.
 Делинквентность (от латинского - проступок, пергрешение, вина, провинность, дурное поведение) синдром патохарактерологической реакции человека или группы, проявляющийся в систематическом совершении им мелких правонарушений , не достигающих степени преступлений, основной вид девиантного поведения [6.c.82]. Девиантное (отклоняющееся) поведение (от позднелатинского - отклонение) трактуется как поступок. Деятельность человека или группы, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимися в данном обществе нормам ( стереотипам, образцам). Девиантное поведение в специальной литературе интерпретируется как индивидуально-поведенческий акт и изучается психологией как социально-психологическое явление, выражающееся в распространенных. массовых формах человеческой деятельности. не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам [10. c.362].
Делинквенция - умышленный акт ( в том числе акт, который не происходит случайно) это нарушение административных. моральных, политических, эстетических и религиозных норм, без каких-либо оснований или оправдательных обстоятельств. Делинквенция волнует и интригует людей. Иногда она манит нас, иногда - отталкивает, иногда манит и отталкивает одновременно. Она может быть забавной, например, когда мы узнаем о невероятных  или курьёзных случаях из житейской практики, которые никому не причиняют серьезного вреда. Делинквентность может страшить, если мы представим, что происходящее с жертвой могло бы случится с нами (самосожжение). Она может вызывать гнев и обиду, если жертвой хулигана становится близкий и любимый человек.
Делинквентное поведение формируется в раннем детстве. Усвоение опыта делинквентного поведения наблюдается с раннего детства.  Усвоение этого опыта чаше наблюдается у детей с повышенной агрессией, беспокойных, гиперактивных и происходит это почти непроизвольно. Есть большая вероятность, что и в юношеском возрасте это переходит в криминальное поведение. Учеными психологами обнаружена корреляция между низкими оценками при школьном обучении, бедным словарном запасом и примитивными рассуждениями и даже импульсивностью в поведении человека с делинквентностью в более поздном возрасте. Важно так же, что предвестником делинквентности ребенка является детское воровство, прогулы занятий в школе, лживость, побеги из дома, проблемы с учебой. неврологические нарушения ( беспокойный характер, рассеянное внимание. гиперактивность). На протяжении всего периода детства "неисправимые делинквенты" на каждой ступени своего развития (кризисы развития) упускают возможности усвоить и отработать на  практике те или иные просоциальные и коммуникативные навыки. Кроме того. неблагополучная обстановка в семье (пьянство, воровство и др.), не полноценное школьное обучение и криминально опасное окружение - вот те факторы, которые формируют и способствуют закреплению антиобщественного поведения. По данным психологов и юристов большинство "делинквентов"  - прекращают проступочное поведение к восемнадцати годам, а при проведении психологического консультирования и того раньше.




Тэги: Девиантное и проступочное поведение