Ораниенбаум. Глава 1. Часть 2

Владимир Скурлатов
2.  Регулярный Нижний сад.

И начинался сад – особое творенье:
Огромный в пять гектаров выровненный «плац»,
Великих мастеров произведенье,
Среди которых швед Кристо’фер Грац.

Наук садовых превосходный мастер,
Был предан делу прежде, чем врагу,
Возвёл с другими этот сад прекрасный,
На ныне русском прибалтийском берегу.

Он был спланирован трапецевидной формы,
С детальной симметричностью частей,
Геометрически раздЕленными ровно
Прямыми стрелами прочерченных аллей.

В нём соблюдалась регулярность композиций,
Боскетов, клумб, партерных цветников,
И выразительно  подчёркнуты границы
Шпалерами подстриженных кустов.

При этом в средней части каждого партЕра,
Устроены площадки для скульптур,
Для  сочетания с «зелёным интерьером»,
Великолепных беломраморных фигур.

В саду их было ровно тридцать девять,
Исполненных из дерева скульптур,
Покрашенных извёсткой, чтоб поверить,
Возможно было в «мраморный натур».

Ещё четыре позолоченных скульптуры,
( на самом деле были из свинца )
Вокруг фонтана с «водяной» фигурой
Перед парадной лестницей дворца.

И против павильонов было по фонтану,
На перекрестии расчерченных аллей,
Всё сочеталось стройно, без изъянов,
По моде парковых дизайнерских идей.

Ковёр узорный был спланирован умело
И красотой своею многих восхищал,
Весь комплекс сада и дворца всецело
Своим архитектурным словом удивлял.

В структуру сада вплетена «подвижная» ограда
С продуманным чередованием высот.
Подвижность линий строго совпадала
С криволинейным абрисом всех парковых ворот.

Она архитектурно обрамляет
Великолепный парковый ландшафт
И по периметру местами выделяет
Те построения, что дополняют сад.

С востока, с запада ансамбль дополняли
«Оранжерея» и «Картинный дом».
И визуально панораму раздвигали,
Масштабно контрастируя притом.

Оранжерея – атрибут любого сада
Для разведенья экзотических цветов,
Растений редкостного вида, аромата,
И созревания «диковинных»  плодов.

Картинный дом – был для «увеселений»
Хозяина и «дорогих» гостей.
Для оперных и театральных представлений,
Для всяких «фокусов» и цирковых затей.

В нём размещалась и библиотека,
С набором редкостей «Кунсткамера» была,
Диковинных творений человека,
Чтоб удивлять всех зрителей могла.

Ну и, конечно же, коллекция картин –
Различных жанров живописнейших полотен.
Их собирал «светлейший» господин
По всей Европе из того, что было в моде.

Таким был Регулярный Нижний Сад
Один из лучших образцов российских парков.
Он скроен был на современный лад,
Превосходя творенья европейских замков.

Строительство, однако, шло частями,
Всё постепенно набирало красоту.
И сад, рассаженный деревьями, кустами
Имел сперва «скупого» вида простоту.