Две столицы - две сестрицы

Евгений Михайлович Барыкин
         
               (экспресс-эссе)
            
          С самого зарождения русского синематографа обе российские
столицы и на экране продолжили  соперничество,  начатое еще  нашей
литературой и неоконченное и по сей день - соперничество за право
быть воспетой художником. И надо заметить, что десятая муза оказалась
к Москве более благосклонной. Это объясняется разными причинами, но
главная  в том, что в 1918 году Москва вновь стала столицей,
идеологический свет ее кремлёвских звезд должен был доходить повсюду. 
И поэтому в  последующие годы чуть ли не в каждом третьем фильме
так или иначе возникает Москва.
         Кстати, внимательный кинозритель,  наверное, давно обратил
внимание на одну удивительную закономерность советских фильмов:
события  в них,  как правило,  развивались в Москве-Ленинграде, или
в столицах союзных республик. Если и возникал на экране какой-нибудь
периферийный город, то чаще всего он носил не конкретное имя -
Ярославль, Смоленск, Астрахань - но имел некое среднестатистическое
название - вроде Зареченска или Дальнегорска.  А если вы видели Сочи,
Ялту или, допустим, Юрмалу - то сюжет был явно криминальным. В этих
странностях,  как  видим,  также  обнаруживается  "рука Москвы" -
"есть Москва, третий Рим, а четвёртому не бывать".
          Но Москва притягивала к себе объектив кинокамеры не только
в силу идеологических причин. "Нет, у неё есть своя душа, свой язык..."
- сказал Лермонтов. Одна из первых русских  кинолент - "Драма в Москве",
снята режиссером Василием Гончаровым в 1909 году, и это название,
похоже, предопределило кинематографический облик Москвы на долгие
годы вперед.
          Вот еще подборка названий:
          - "Тайна дома N 5" - реж. Кай Ганзен (1912 г),
          - "Дитя большого города" - реж.  Евгений Бауэр,
          - "В омуте Москвы" - реж.  Николай Ларин (оба фильма 1914 г.),
          - "Жертва  Тверского бульвара" - реж.  Алексей Гарин (1915 г),
          - "Покушение на губернатора" (1916 г, режиссер неизвестен).
          Но на  фоне  дореволюционной Москвы снимались не только высокие
драмы, но и низкие комедии. Например, по московским улицам в 1916 году
гонялся герой комических лент Лысый. Режиссер Рейнольс снял о нем фильмы:
"Лысый влюблен в танцовщицу", "Лысый приглашен на ужин", "Лысый -
кинооператор".
          В этих дореволюционных лентах Москва является еще только фоном,
но никак не "императивом". Последнее, как уже было сказано, произошло
в советские времена. И первый же из этой серии фильм, надо сказать, делал
заявку на новое предназначение Москвы. Этот фильм Льва Кулешова, думаю,
хорошо известен зрителю - "Необычайные приключения мистера Веста в стране
большевиков". Панорама Москвы разворачивается в фильме разнообразнейше и
эскпрессивно - от вокзала до подворотен, от воровских притонов до драки
на крыше на фоне сияющих куполов храма Христа Спасителя...
          Но по-настоящему, на мой взгляд, столичный кинооблик приобретает
Москва в последнее время - будь то документальное кино или игровое. Верные
Москве кинематографисты, кажется, заворожены динамикой перемен древнего
града. Но открыл эту новую кинофактуру Москвы, как ни странно, роман
М.Булгакова "Мастер и Маргарита". И здесь остается только жалеть, что
фильм Ю.Кары, снятый по этому роману, так и не пришел к зрителю. (Попутно
отметим, что пролёт героини Любови Орловой в фильме "Светлый путь"
в машине над Москвой, на наш взгляд берёт начало в тексте Булгакова - это
полёт Маргариты, но "чудесным образом" трансформированный методом
"соцреализма". Известно, что Булгаков читал режиссёру фильма Григорию
Александрову и Любови Орловой фрагменты своего романа. Григорий Александров
умел слушать гениев). 
          В заключение добавлю, что Госфильмофонд России, подбирая
для юбилейных торжеств программу фильмов о Москве, остановился только
на 185 названиях.  В список вошли лишь заметные фильмы - с дореволюционных
времён и по нынешние. И это только отечественные кинокартины.  Мировая 
кинематография, как известно, всё чаще устанавливает свои кинокамеры
на улицах Москвы.

                Фрагмент был опубликован в газете "ВЕК" (1995 г.)