Молоденький скрипач или Каприччио Паганини

Анатолий Косенко
Вы можете включить перед чтением Каприс № 24 Паганини   
 


Мария посмотрела на часы. Было без пяти минут шесть. Она не могла уже ждать. Ей хотелось уйти. Ей надо было идти. Она каждый день ждала окончания работы как глотка воздуха. Не потому что ей не нравилась работа. Нравилась! Просто она спешила домой! К скрипке…

Она сбежала по ступеням бесконечной лестницы на первый этаж, навалилась телом на тяжелые, с трудом открывавшиеся двери и оказалась на улице. Быстрым шагом пересекла дворик и, выйдя за ограду, махнула первому же проезжавшему такси. Она позволяла се6е иногда эту радость – не толкаться в троллейбусах и метро, а ехать прямиком домой на такси.

Через полчаса она была у своего дома и бегом поднялась на пятый этаж. Раскрыв дверь, бросила возле трюмо сумочку, стащила с себя пальто, быстро сбросила сапоги, поправила, заглянув в зеркало, волосы и… пройдя в спальную, тихо прилегла на постель…

За стеною играла скрипка…

Она играла уже второй месяц - с тех пор как Мария переехала на эту квартиру… 

Мария прикрыла глаза, прислушалась…

Скрипка медленно играла какую-то мелодию. Потом, вдруг, всплеснула и взахлеб принялась быстро проигрывать пассажи… Это был Каприс № 24 Паганини…

Она замерла… Скрипач за стеной вновь принялся играть каприччио* с начала… Скрипка звучала так, будто была рядом…

Неожиданно музыка пропала… Нет, не пропала… Просто стена глушила тонкий – piano – оборот…

Вот… Музыка опять набрала мощь. Скрипач с силой начал водить смычком по нескольким струнам сразу…. Раздались громкие – аккордами – звуки! И вновь мелодия оборвались, перейдя в тончайший быстрый проигрыш… Потом зазвучала с силой снова…

Там-тара-рада-рам…

У нее из глаз потекли слезы… Она уже второй месяц плакала, слушая музыку за стенкой…

Это было так красиво…

Она не знала, кто играет… Понимала лишь, что квартира, из которой доносилась музыка, была в соседнем подъезде, на том же этаже…

Музыка скрипки не смолкала каждый вечер. Часов до десяти… И Мария дорожила этими тремя часами, чтобы слушать ее…

Репертуар скрипача постепенно менялся: он повторял много раз одни и те же произведения, но день за днем переходил к разучиванию других. Что бы это значило, она не знала. Если б скрипач был исполнителем разучиваемых произведений, то в какие-то вечера пропадал бы на концертах, и за стеною было бы тихо. Но музыка из соседней квартиры неслась каждый день. Получалось, он был не исполнителем. Скорей всего, был студентом консерватории. То, как он играл, говорило о его классе - так играть мог только мастер или талантливый молодой… ученик…

Она рисовала себе образ скрипача… Конечно же, это был мужчина… Скорей всего, юноша. И ей было жалко этого. Ей далеко за сорок, а он - такой молодой… Будь наоборот все, у нее была б надежда на встречу, знакомство, дружбу, чувства. А так… Она смахнула слезы, набежавшие опять на глаза…

Красивая мука продолжалась…

Мария потеряла счет времени…

Скрипач повторил каприччио в двадцатый, наверное, раз, и вдруг музыка смолкла…

Мария вздохнула, протянув руку, сняла с прикроватной тумбочки будильник и поднесла в темноте к глазам…

Десять… Да, именно в это время он заканчивал игру. И это значило, что теперь она услышит его лишь на следующий день…
 
Она полежала и, как была – одетой, заснула, свернувшись калачиком…



Таким же был и следующий вечер, с той лишь разницей, что в этот вечер сосед разучивал другой каприс Паганини…

Она не имела музыкального образования. Но с тех пор, как переехала на новую квартиру,  загорелась мыслью знать, что же он играет за стеной. Ее вдохновитель. Это подвинуло ее на походы по продававшим классику магазинам, на прослушивание там десятков мелодий и привело к тому, что она мало-помалу стала разбираться в репертуаре скрипача, угадывать то, что он разучивал…

Она не хотела слушать ту же музыку с мертвых дисков. Ей нужна была именно такая вот музыка. Из-за стены. Музыка, в которой она чувствовала исполнителя как на концерте. В которой она переживала за него, болела с ним, отдавалась, как и он, мелодии…
 
Скрипка, вхлипывая, стонала за стеною и начинала, начинала, начинала ту же музыку снова.
 
Всхлипывала и Мария, вытирая раз за разом слезы…

Ее любовь к музыке, скрипке и скрипачу за стеной превратилась в какую-то сладкую муку.

Она опять лежала, слушая раз за разом повторявшуюся за стеною мелодию, и опять заснула в конце, удовлетворенная еще одним чудо-концертом…



И вдруг – а была среда – музыка пропала…

Мария слонялась весь вечер по дому как неприкаянная, не находя себе места. Все у нее валилось из рук.  Ничего не получалось. Ничего не хотелось. В голове вертелись всякие мысли, вплоть до самых страшных.

Давно уже пробило десять. Потом – одиннадцать. Затем – двенадцать часов. Но за стеной было тихо…

Она не помнила, когда заснула в этот раз…

Такой же ужасный вечер был и в четверг…

Еще хуже вечер был в пятницу…

Наступила суббота…

По субботам и воскресеньям за стеною было иногда тихо, но она относила это на то, что сосед, видно, уезжал на дачу, а потому не волновалась, зная что каждый понедельник жизнь за стеною возобновится, и она снова и снова будет наслаждаться неземной музыкой.
 
Сейчас же, когда тишина - начавшаяся не в выходные - длилась уже четвертые сутки, она не могла больше ждать! Набросив на себя одежду, Светлана сбежала вниз лестницей, вышла на улицу и, пройдя в соседний подъезд, остановилась перед сидевшей у дверей старушкой-консьержкой... Та, не обращая внимания на нее, читала книгу.

Мария кашлянула, пытаясь подавить волнение.

Старушка подняла на нее глаза.

- Э… - начала Мария и скороговоркой проговорила. – Извините, я из соседнего подъезда.

Консьержка молчала.

- Не скажете… - волнение мешало Марии говорить. – У вас на пятом этаже живет скрипач…

Старушка кивнула.

- Да, Комаровский…

Мария сглотнула сжавший горло комок

- А он дома? – с надеждой посмотрела она на консьержку.

Та удивленно рассматривала ее с минуту.

- Нет, милочка... Василий Иваныч уехали…

Мария испуганно перебила ее.

- Как? Навсегда?

Старушка выждала несколько секунд, решая, говорить или нет. 

- Нет… Они – вдовец. Уехали в Киев, к детям. У них там сын с невесткой и внуки…

Сын?

Внуки?!

Вдовец??!

Господи…

Она сглотнула дававший горло комок и, пытаясь сдержать слезы, отважилась на последний вопрос.

- А когда вернется?
 
Старушка вставила в книгу закладку и закрыла ее.

- Обычно недели две отсутствуют. Заходите через две недели…

Мария постояла, потом кивнула и, поблагодарив консьержку, вышла на улицу…

Слава Богу!

Он жив!

И он вернется!





* Каприс, каприччио, каприччо (итал. Capriccio) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме. Твёрдого его определения нет. Я бы назвал его музыкальной миниатюрой, новеллой, рассказом, которые могут быть о чем угодно. Главное - каприс должен быть мелодичен. Он должен быть красив. Трудно себе представить какофонический каприс, металлический каприс.

** Странно, но в интернете полно названий "Каприз №24 Паганини". Это ошибка. Несмотря на то, что некоторые (напр. Э.Краузе) определяют каприччио как "настроение, каприз, причуду, внезапную идею", каприс не может называться  "капризом". Каприз — это причуда, прихоть, малообоснованное желание, не аргументированное требование чего-то. Абсолютно не соответствующее музыкальной сути это вида произведений. Да и просто каприс - это каприс! А каприз - это каприз, штука совершенно из "другой оперы"! 

*** Фото из интернета -




                ОТКЛИКИ ДРУЗЕЙ


Трогательно так.. ) и красиво.

      Светлана Белянина
      http://www.stihi.ru/avtor/yafreya


Потрясающий рассказ! Я читаю все, но этот !!!! Жду новых рассказов. Он, наверно, и отчасти про меня.

      Татьяна Сенченкова
      http://www.stihi.ru/avtor/tatyana47


звучала скрипка. музыка плыла.
душа пылала, плакала, молила.
и падала, раскинув два крыла,
каприччио неистовая сила.

      Glory
      http://www.stihi.ru/avtor/glory


Как много может рассказать нам скрипка
О мастере, что нежно так играл,
И представлялось - на лице его улыбка,
И тих застывший в ожиданьи зал,
А звуки улетают прямо в небо,
Восторженно и ласково звеня,
И сам не знаешь - жив ты, или нЕ жил
В тех звуках, что так звали вверх маня...

   Наталия Исаева Горецкая
   http://www.stihi.ru/avtor/nvg48


Очень понравился рассказ. Короткий и ёмкий по содержанию. А финал... реалистичный:))) ЛГ - вдовец... это чтобы у героини были шансы? А если бы ЛГ - студент... то героине уже и не светит ничего, да???? В Голливудских фильмах сейчас модно всем дамам раздавать по
молодому поклоннику:))) Может и не так реалистично... Но кассовые сборы - РЕАЛИСТИЧНЕЙ НЕКУДА:))) Ждём следующих сюжетов! Или продолжения этого!

   Яна Ивасько
   http://www.stihi.ru/avtor/paris7

ОТВЕТ АВТОРА: Хитрая Яна... Я хочу героиню счастливой сделать!!! А какое счастье с молодым?! Поматросит и бросит!!! Это не счастье... А вот вдовец - это какая-то надежда уже... на знакомство... дружбу... любовь... Вдруг!!! Таккого ведь вокруг полно... И т.д. А потому я сознательно ушел на такую линию сюжета...