***

Геннадий Молчанов
31 октября  2010 г.  по   Р. Х. (дата  условная)



29  октября  в  России  проходил  день  Памяти  жертв  коммунистических  репрессий  и  я,   как  человек  непосредственно  имеющий  отношение  к  этому  дню  памяти,  на  своей  странице  сервера  «stichi.ru»  еще  до  Дня  Памяти  публиковал  те  стихи,  которые  мною  были  написаны  непосредственно  либо  в  каких-то  событиях,  происходивших  в  тюремно-лагерной  системе  России  при  коммунистическом  режиме,  либо  связанных  с  памятью  о  конкретных  людях,  находившихся  или  погибших  в  тюрьмах  и  лагерях  России  при  коммунистическом  режиме.  .  .
Теперь  же,  когда  сам  День  Памяти  миновал, но  поскольку  стихов  посвященных  жертвам  коммунистических  репрессий  в  России  у  меня  оказалось  гораздо  больше,  чем  нескольких  дней  проходивших  до  Дня  Памяти ,  во  время  коих  я  представлял  свои  произведения,  то  я  нашел  возможным  представить  на  суд  читателей  еще  несколько  произведений  из  тех,  которые  были  написаны  как  посвящение  погибшим  и  пострадавшим  при  коммунистическом  режиме  в  тюрьмах  и  лагерях  России.  .  .
Добавлю  только,  что  некоторые  из  моих  произведений  готовились  к  представлению  мною  довольно  тщательно  и  потому  будут  сопровождаться  некоторыми  комментариями,  хотя  я  старался  в  своих  комментариях  быть  немногословным.



И  ныне,  как  дань  и  долг  Помяти  обо  всех  заключенных  советских  концлагерей  предлагаю  всем  читателям  текст  песни,  который  был  в  70-х годах  ХХ в. по  Р. Х. (дата  условная)  назван  мною  «Этапный  Чардаш»,  над  которым  я  работал,  мало  сказать,  --  долгие  годы  .  .  .  гораздо  вернее  будет,  --  десятки  лет,  ибо  история  этого  текста  начинается  в  нынче  далеком  уже  1968-м  недоброй  памяти  году!


И  я  с  полным  основанием  пишу  «недоброй  памяти»,  ибо  позже  узнал,  что  1968-й  год    оказался  проклятьем  не  только  для  меня  лично,  но  и    для  огромного  количества  людей  планеты  Мидгард-Земля,  причем  в  обоих  полушариях  происходило  примерно  одно  и  то  же.  .  .
Я  имею  в  виду  то,  что  впоследствии  было  названо  «молодежной  революцией»  в  странах  некоммунистических!

Хотя  мы  имеем  полное  основание  утверждать,  что  то  же  самое  явление  имело  место  быть  и  в  странах  коммунистического  режима,  просто  коммунистические  правительства,  по  своему  обыкновению  замолчали  эти  явления,  поскольку  коммунистические  правители  совершенно (подчеркнем  это  определение,  --  «совершенно!»,  --  не  понимали  и  не  хотели  понимать  сути  тех  процессов  и  явлений,  которые  происходили  в  действительности!
Говорят,  что  у  восточных  народов,  возможно  у  китайцев,  есть  такое  проклятие  ругательное:
  --  ;Чтоб  тебе  жить  в  «интересные»  времена!;


Мы!

Я  имею  в  виду  моих  современников,    получили  от  Бога  Всевышнего    дар  рождения  в  необычайно,  здесь  я  с  полным  основанием  предлагаю  греческий  эпитет - термин «;;;;;;;;;»,  что  значит  «чрезвычайно»,  интересное  время,  потому  как  только нам  досталось  пропустить  сквозь  душу,  каковая  как  бы  специально  для  этого  была  опустошенна,  то  есть  очищена  от     всего   коммунистическо-атеистическим  воспитанием,  всю  смысловую  мудрость  музыки  поэзии  Владимира  Высоцкого  и,  в  то  же  самое  время  всю  смысловую  насыщенность  музыки  группы  «Битлз»  как  мы  эту  группу  по-русски  называли,  потому  мы  и  получили  в  чистом  виде  вместо  насильно  навязываемого  коммунистического  мировоззрения,  мировоззрение  космополитов  группы  «Битлз» и  настоящих  «непридворных»  поэтов-суфиев  В.  Высоцкого,  А.  Галича  и  Булата  Окуджаву  и  в  качестве  самой  действенной  приправы  для  утверждения  вновь  создаваемого  мировоззрения  мы  имели  жестоко-правдивую  музыку  и   поэзию  тщательно  собранных  по  всей  России  изумительных  песен  в  исполнении  Аркадия  Северного!

  --  Ну!?

Кто  скажет!?

Что  могло  родиться  из  этого  конгломерата:  «Битлз»,  «Роулинг  стоун»,  Вертинского,  Галича,  Высоцкого,  Окуджавы,  Аркадия  Северного  и  Юза  Алешковского!?
Учитывая,  что  группа  «Битлз»  --являет  собой  конгломерат  многого  и  многого  сам  по  себе,  а  группа  «роллинг  Стоун»,  -  суть  конгломерат  еще  круче  «Битлз»;  Вертинский  .  .  .  --  ну,  что  такое  Вертинский,  мне  представляется,  что  есть  целое  энциклопедие  по  определению  явления,  оначенного  термином  «Вертинский»!

Абсолютно  то  же  можно  писать  и  говорить  о  каждом  из  названных  следующих  персонажах:  о  Галиче,  о  Высоцком,  об  Окуджаве,  о  Северном,  об  А,лешковском  --  то  есть  то  что  каждый  из  них  --  суть  особый  конгломерат!  --  это  факт  безспорный!

Продолжим,  однако!  .  . 

Уже  освободившись  из  заключения,  я  сумел  прочитать  в  «Советском»  Уголовном  праве  следующее  признание  властителей:
Цитирую  по  памяти:

  «  .  .  .мы  вынуждены  признать,  что  в  конце  шестидесятых  годов  имела  место  некоторая  тенденция  к  повышению  преступности  среди  небольших  групп  несовершеннолетних  граждан  РСФСР  и  других  республик  Советского  государства.  .  .»


Это  они  так  писали,  а  что  происходило  в  действительности  расскажу  я:

Я  попал  в  третий  корпус  саратовского  следственного  изолятора  в  начале  ноября  1968 г.  и  был  отправлен  в  колонию  только  в  начале  апреля  1969г.
Так  вот,  --  третий  корпус  заключенные:  и  «малолетки»,  т. е.  несовершеннолетние,  (к  которым  я  и  относился,  ибо  меня  арестовали,  когда  мне  только  едва-едва  исполнилось  шестнадцать  лет),называли  «третьяк»,  извиняюсь,  этимологию  данного  термина  я  выяснить  не  имел  возможности.
Так  вот,  --  в  «третьяке»  было  четыре  этажа,  и  заключенные  распределялись  следующим  образом:
На  первом  этаже  были  камеры-отстойники  для  этапов   и  иных  подобных  нужд,  несколько  камер-кандеев,  то  есть   «штрафных  изоляторов»  для  провинившихся  несовершеннолетних,( конечно  же  я  в  «кандее»  побывал  обязательно),  и  несколько  общих  камер  для  совершеннолетних,  совершивших  преступления,  за  которые  приговаривали  к  «строгому»режиму,  и  осужденных  неоднократно.
То  есть,  как  мы  их  тогда  называли,  камеры  «взросляков-строгачей».

Потом,  второй,  третий  этаж  предназначался  для  общих  камер  для  несовершеннолетних,  то  есть  «малолеток»,  в  которых  именно  тогда  (ноябрь  1968г.)  находилось  по  три  человека  в  камере.
  И, наконец,  на  четвертом  этаже  находились  совершеннолетние  заключенные,  совершившие  преступления,  за  которые  приговаривали  к  «общему»  режиму,  то  есть,  как  мы  их называли,  --  «взросляки-общаки»
Так  вот,  уточняю,  --  в  ноябре  1968 г.,  когда  я  туда  пришел,  там  были  второй  и  третий  этаж  для  «малолеток»  и  находились  по  три  человека  в  камере,  а  в  апреле  1969  г.,  когда  я  уходил, ( точнее  это  было  уже  в феврале-марте  1969  г.)  «малолетки  уже  были  на  втором,  на  третьем  и  на  четвертом  этажах  и  в  каждой  камере  уже  были  не  менее  четырех  человек.

В  этапах  мы  узнали,  что  то  же  самое происходит  в  других  областях:  в  куйбышевской,  в  волгоградской  и  в  астраханской  и  в  следственных  изоляторах,  или,  как  мы  их  называли  «тюрьмах»  не  хватает  мест  для  «малолеток».

Рассказываю  дальше!
Почему?

Да,  потому  что  картинка  будет  яснее!

В  конце  апреля  1969  г.  я  пришел  в  майкопскую  колонию  для  несовершеннолетних,  .  .


Официально  это  называлось  ТКН,  то  есть,  трудовая  колония  несовершеннолетних,  но  через  год  это  стало  называться  ВТК,  то  есть  воспитательная  трудовая  колония!

В  апреле  1969  г.  там  было  четыре  отряда,  по  три  отделения  в  каждом  отряде  и,  примерно,  по  пятьдесят  человек  в  каждом  отделении,  то  есть,  приблизительно,  по  сто  --  сто  пятьдесят  человек  в  каждом  отряде!

Так  вот,  в  конце  октября  1969  года  в  этой  колонии  уже  было  пять  отрядов  и  в  каждом  отряде  находились  приблизительно  сто  девяносто  --  двести  двадцать  человек!
Опять  же,  в  этапах  и  от  приходящих  в  «зону»  «этапников»  мы  узнавали,  что  те  же  процессы происходят  в  колониях-«малолетках»  в  других  регионах  страны:  в  Георгиевске  на  «малолетке-зоне»,  в  Махачкале  в  «малолетке-зоне»,  в  Жигулевске-Марквашах,  в  Валуйках,  в  Стерлитомаке,  и  т. д.

Вот  вам  «некая  тенденция  к  повышению  преступности  среди  небольших  групп  несовершеннолетних»

Скажу  только  одну  фразу:


В  действительности  происходила  та  же  самая,  что  и  на  Западе,  «молодежная  революция»,  только  происходила она  с  поправкой  на  Советскую  действительность

Так  вернемся  к  нашим  баранам!
  То  есть  я  говорю  о  тексте  песни  «Этапный  чардаш»
Ивот  почему  такое  пространное  предисловие  к  этому  тексту


Уже  в  конце  ноября  1968  г.  я  написал  письмо  своей  любимой  девушке!

Я  уже  знал,  в  чем  меня  обвиняют,  и  как  бы  предчувствовал,  тут,  конечно  не  мешает  заметить,  что  все  мы,  молодые  мальчишки  того  времени  отличались  необычайной,  как  я  теперь  понимаю,  предчуствительностью
И  чтобы  не  быть  голословным,  расскажу  еще  одну  быль  того  необычайного  времени
В  1967  году  я  учился  в  городе  Миассе  в  Челябинской  области,  в  геологоразведочном  техникуме.

Однажды  по  осени,  мы,  группа  учащихся  геологоразведочного  техникума,  стояли  возле  учебгного  корпуса  нашего  техникума  на  проспекте  Автозаводцев,  и  вот,  --    а  такие  сцены  в  те  времена  были  не  редкостью,  --  подходит  к  нам  молодой  .  .  ну  не  скажешь  парень,  скорее  уж  мужик .  .  .  такой  весь,  как  говорится,  «на  шарнирах»:
  --  Да,  вы,  «в натуре», Да  всё -  «ништяк»,  да «короче»,  купите  носки,  я  тут  откинулся  с  «Атляна»,  а,  кстати,  пресловутый  «Атлян»,  где-то  там  рядом    с  городом  Миассом  и  находится.
Так  этот  молодой  мужик  пока  говорил,  пять-семь  раз  произнес  слово  «сидел»!

Так  один  из  ребят,  которые  в  нашей  группе  здесь  же  стояли,  сказал  во  всеуслышание  довольно  внушительным  тоном:
  --  да,  что  ты  задолдонил  «сидел»,  да  «сидел»!

  --Да  всем  нам  «сидеть»!

  И  сказал-то, вроде  бы,  негромко,  но  так  впечатляюще  у  него  это  вышло,  что  мне  врезалось  в  память  на  долгие  годы  вперед!  Так  вот  оно  --  новое  мировоззрение,  выросшее  на  коктейле  из  песен  Вертинского  и   Высоцкого  с  песнями  Галича  и  Северного!

Так  вот  мы  мальчишки  предчувствовали  свои  судьбы,  и  не  только  свои,  ведь  тот  парнишка,  как я  тогда  понял,  пророчил  судьбу  всем  там  присутствовавшим  мальчишкам  .  .  .
Так  написал  я  сидючи  уже  в  камере  письмо  любимой  девушке  и,  так  как  предвидел  что  срок  мне  впаяют  немалый  .  .  .
Лейтмотивом  письма  моего  стал  рефрен  «не  жди  меня,  --  я  не  вернусь»,  потому  что  было  излишне  втолковано  нам  всем  школьной  программой  абсолютно  прекрасное,  на  мой  взгляд,  стихотворение  Симонова  «Жди  меня»,  с  противоположным  рефреном:
  «жди  меня,  и  я  вернусь»!

В  общем,  сначала  я  написал  письмо,  которое  потом  много  раз переписывал  и  со  временем  сритмизировал,  а  еще  со  временем  срифмовал

Хочу  сразу  всех  предупредить:  никакой  романтической  истории  не  будет,  потому  как  девушку,  которой  я  писал  то  письмо,  я  в  свое  время  очень  сильно  и  несправедливо  обидел,  за  что  каюсь  всю  жизнь,  но  исправить  ничего  не  в  моих  возможностях
Но  текст  я  конечно  напишу,  потому  как  песня  звучала  уже  неоднократно  и  на  радио  России  в  программе  «Облака»,  и  в  других  программах  и  исполняли  эту  песню  не  только  я, но  и  другие  исполнители.  Что  до  мелодии,  то  тут  все  просто,  --  «Чардаш»  Монти  припомните!  И  все  дела-то!


Так  что



 
                «Этапный  чардаш»!







Ты  помнишь  «выпускной»?  --  пора  безпечная  .  .  .

Нам  «чардаш»  гитарист играл  на  «вечере»  .  .  .


И  под  рябиной  были  мы  повенчаны  .  .  .

  Все  кончено!  --  и  вот,  темно  кругом!  .  .




       Р

Идут  дожди!  .  .
                над  той  рябиною!  .  . 


Не  жди  меня!
 --  я  не  вернусь!  любимая!  .  .


Этап-вагон!  .  .
                дорога  длинная!  .  .

Темно  кругом!  .  .
                я  не  вернусь!  --  любимая!  .  .  . 



А  встречный  поезд  вспарывает  ноченьку!  .  . 


как  тать,  --  лучом  прожектора,  отточенным!  .  .


«столыпинский»  вагон:  решетки  прочные!  .  .


Все  кончено!  --  и  вот  темно  кругом! .  . 
 


       Р

Идут  дожди!  .  .
                над  той  рябиною!  .  . 


не  жди  меня!
                --  я  не  вернусь!  любимая!  .  .


Этап-вагон!  .  .  . 
                дорога  длинная!  .  .

темно  кругом!  .  .
                я  не  вернусь!  --  любимая!  .  .  .   






А  в  детстве:

солнце!  .  .
  небо!  .  .

птицы!  .  .
  радуга!  .  .


весна!  --  ручьи  шумели  --  водопадами!  .  .

рябина  под  окном,  --  и  жизни  рады  мы!  .  .


всё  кончено!  --  и  всё  темно  кругом!  .  .




       Р

Идут  дожди!  .  .


над  той  рябиною!  .  . 

не  жди  меня!  .  .
 
 --  я  не  вернусь!  .  .
  любимая!  .  .



Этап-вагон!  .  .

  --  дорога  длинная!  .  .


темно  кругом!  .  .

                я  не  вернусь!  --  любимая!  .  .  .
 



Себе  не  лги!  .  .

          а  я  пойму  всё  правильно!  .  .



  --  ну  что;!,  --  любовь  и  верность!  .  .
  --  против  лагеря!  .  .


живи  как  все!  .  .

  --  ведь  жизнь  нельзя  откладывать!  .  .


всё  кончено!  .  .

  --  и  всё  темно  кругом!  .  .
 




       Р

Идут  дожди!  .  .


над  той  рябиною!  .  . 


не  жди  меня!

 --  я  не  вернусь!  любимая!  .  .


этап-вагон!  .  .

дорога  длинная!  .  .

темно  кругом!  .  .

Я  не  вернусь!  --  любимая!  .  .  .
                Игнатий  Орчанин,


Тюрьмы  и  лагеря(1968  --1984 гг.)


и  г.  Орск  --  г.  Москва  --  г.  Орск    (1985  --  2004  гг. по Р. Х.  --  дата  условная)