Просьба читателя к поэтам

Лев Овсищер
    Мне, не поэту, кажется, что все бесчисленные формы и разновидности поэзии можно в первом приближении разделить на две группы. Это стихи, написанные "открытым текстом", общедоступные, понятные практически любому читателю, и стихи, (которых много появилось в последнее время), написанные как бы зашифрованным текстом, расшифровать, осмыслить который предоставляется читателю. Расшифровка содержания стиха может не совпадать с тем, что имел в виду автор, а, скорее всего, может оказаться и вовсе недоступной читателю. Предположим, что читатель, потратив на эту головоломку время, как-то для себя расшифровал текст (при этом он не может быть уверен, что угадал мысль автора). Что в итоге получит от чтения этот читатель, сумевший расшифровать текст? Во-первых, это удовлетворение от самого факта, что сумел разгадать. Это ощущение сродни тому, которое испытывает человек, разгадывающий кроссворд (занятие  – малопочтенное, предназначенное для убийства свободного времени). Во-вторых, обнаружит мысль – то ли авторскую, то ли ту, которую он счёл авторской и он  получит удовольствие от того, что может её "повертеть" в мозгах. Мысль эта будет выражена им (читателем) самостоятельно в доступной ему форме. А теперь предположим, что автор написал стихотворение "открытым текстом". Что в этом случае будет иметь читатель? Он потеряет удовольствие от "разгадывания кроссворда", но зато, взамен этого получит авторскую мысль, сформулированную наилучшим доступным автору образом – ведь он (автор) использует все свои возможности, чтобы отыскать самые точные, самые выразительные слова! И мне сдаётся, что удовольствие, которое получит читатель от их чтения, намного превысит то весьма сомнительное удовольствие, которое он испытал бы от разгадывания "стихотворного кроссворда". К тому же сама мысль едва-ли окажется свежей и оригинальной - ведь все мысли уже когда-то и кем-то давно были сказаны. Поэтому основная ценность мысли заключается не в ней самой, а в том, как автору удалось её более или менее удачно "упаковать в слова", какие использовать для этого образы и т.д.  Считается, что расшифровка авторской мысли развивает воображение читателя. Но, если попытки расшифровки оказываются бесплодными, то это вовсе отбивает интерес к поэзии. При этом, ратуя за присутствие ясной мысли, я вовсе не хочу сказать, что стихотворение д.б. лишено метафор  и иных элементов, присущих поэзии, т.к. стих, конечно же, не философский трактат. Вся наша поэзия до "перестроечной эпохи", за исключением периода увлечения декадансом в начале 20-го века, именно так и писалась – "открытым текстом". 
     И в заключение хочу покаяться: не следует обыкновенному читателю, вовсе не поэту, рассуждать на такие профессионально - литературные темы. Я, конечно, вовсе не собираюсь давать советы поэтам – каждый волен писать так, как ему нравится, но просто хотелось высказать своё мнение по этому поводу. Надеюсь, как читатель, я тоже имею на это право.