Как написать хорошие стихи? Не однодневку...

Репин В.
Как написать хорошие стихи? Не однодневку, не хит сезона даже, а что-то такое, к чему душа сама тянется, вне зависимости от ее носителя? Причем долгие годы. Лучше, конечно – столетия…
Что для этого нужно? Рассматривать будем на примерах песенных текстов, как самых знакомых.

1. Лирический герой. Сильный, добрый. Красивый и умный – желательно, но совершенно не обязательно. Герой может присутствовать виртуально – в девичьих мечтах, например:

Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь...

То пойдет на поля, за ворота
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать...

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой...
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи гармонист молодой...

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=odgarmon

2. Лирическая героиня. Обязательно. И чтобы красивая непременно, и верная. А иначе кто же будет о герое думать?

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного, сизого орла…

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=katyusha

И о ком думать герою? Пусть хоть за кадром – симпатичная героиня совершенно необходима:

На Волге широкой, на стрелке далекой
Гудками кого-то зовет пароход.
Под городом Горьким, где ясные зорьки,
В рабочем поселке подруга живет.

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=iltavolg

3. Что еще должно быть в тексте? Конечно, любовь:

Все стало вокруг голубым и зеленым,
В ручьях зажурчала, запела вода.
Вся жизнь потекла по весенним законам,
Теперь от любви не уйти никуда, не уйти никуда... никуда

Любовь от себя никого не отпустит,
Под каждым окошком поют соловьи.
Любовь никогда не бывает без грусти,
Но это приятней, чем грусть без любви…

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=liriche1

 Пусть хотя бы безответная, но чтоб любовь была непременно:

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей,
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил.
Моя душа полна тобой.
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь?

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=zarechn

4. Разлука. А как же без этого? Жизнь – она такая. Мы же хотим жизненные стихи написать, а не лабуду какую-нибудь типа «Зайка моя, Я твой тазик…»

И радости встреч, и горечь разлук -
Мы всё испытали, товарищ и друг.
А там, где когда-то влюблёнными шли,
Влюблёнными шли -
Деревья теперь подросли.

А годы летят,
Наши годы, как птицы, летят,
И некогда нам оглянуться назад.

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=godletat

5. А если героя долг зовет и испытания ожидают, а героиня его ждать будет – так это всегда будет востребовано:

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=proshan6

Причем необязательно в маршевом варианте. Вот это вообще из письма поэта жене, а песней почти случайно стало:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой…

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=vzemlyan

6. Что еще? Не повредит какое-нибудь транспортное средство. Ну, хотя бы лошадь. А лучше – тройка. Ну, «какой же русский не любит»… Сами понимаете – не лишним будет:

Ты ждешь, Лизавета,
От друга привета,
Ты не спишь до рассвета,
Все грустишь обо мне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
На горячем вороном коне.

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=lisaveta

  Ах только бы тройка не сбилась бы с круга,
  Бубенчик не смолк под дугой.
  Две верных подруги - любовь и разлука
  Не ходят одна без другой.
  Не ходят одна без другой…

http://www.bards.ru/archives/part.php?id=10355

Но усердствовать с непарнокопытными не надо, есть и более современные средства передвижения:

Закрыла солнце белая метелица,
Хоть все огни на старте зажигай.
Густой туман, туман по полю стелется -
Не улетай, родной, не улетай!
 
Но быстро тучи за море уносятся,
Синеет небо, зеленеет май.
Теперь сама в полёт машина просится...
Не улетай, родной, не улетай!

http://www.airforce.ru/songs/song_5.htm

Или вот:

В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает,
Знакомый дом, зеленый сад и нежный взгляд.

http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=lubgorod

7. Ну, и, конечно, желательна встреча героя и героини, если Вы еще не успели перегрузить сюжет (помните, на Стихире – как с песней, текст больше 4…5 строф не смотрится):

Когда ж домой товарищ мой вернется,
За ним родные ветры прилетят.
Любимый город другу улыбнется:
Знакомый дом, зеленый сад, веселый взгляд…

Ну, а если и до свадьбы дойдет – так Вы, похоже, шедевр изваяли:

Моя дорогая,
Я жду и мечтаю,
Улыбнись мне, встречая,
Был я храбрым в бою.
Эх, как бы дожить бы
До свадьбы-женитьбы
И обнять любимую свою!

А теперь вспомните - много ли было в этих текстах словесных вывертов, ошеломительных метафор и прочего словотворчества?
Но это так, информация к размышлению о поэзии, любимой народом, а не только нами, поэтами.

Как видите, всё совсем не сложно. Ни пуха, ни пера!
И не забудьте задать овса Пегасу :о)