Памяти Натаван

Лейла Бегим
В качества предисловия к стихотворению:
Знаменитая карабахская ханша и поэтесса Хуршид Бану Натаван (1832-1897), родилась и умерла в Шуше-столице бывшего Карабахского ханства.
Александр Дюма так описывает свою встречу с молодой Хуршид Бану Натаван в Баку в 1858 году, во время его путешествия по Кавказу: “В доме, куда меня пригласили, нас принимали две княгини и муж младшей из них (Натаван) Хасай Уцмиев… Они принимали нас с большим уважением. Одна из княгинь была женой Карабахского хана Мехти Гулу, а другая была его дочь. Матери было лет сорок, дочери же около двадцати. Обе были в национальных одеждах, дочь же в этом платье выглядела совершенной волшебницей”.
При встрече Натаван подарила Дюма шёлковый кисет, расшитый собственноручно и свои рукописи, а Дюма ей подарил инкрустированные шахматы, которые хранятся в музее искусств  в Баку.
Хуршид Бану получила хорошее домашнее образование, изучила арабский, персидский и русский языки. Возглавляла в Шуше литературный кружок «Меджлис-и унс» («Собрание друзей»), имевший творческие связи с аналогичными кружками в других городах Азербайджана.Натаван была уважаема и почитаема в народе. При ней в Шуше были построены дворец, мечеть, торговые дома, театр, здания летнего и зимнего клубов, реального училища, проведены водопроводные линии.

У красавицы Натаван не очень сложилась личная жизнь. От первого брака, от кумыкского князя Умциева у неё было двое детей, которые впоследствии оставили мать и сводных братьев и сестёр от второго брака с очень малой частью владений ( с первым мужем, который уехал на Северный Кавказ, обзавёлся второй семьёй и покончил жизнь самоубийством, она не была разведена официально.) Также у неё из дома пропадает сундук с фамильными драгоценностями.  Натаван не может достроить оросительный канал в Мильской степи. Чтобы расплатиться с огромными долгами, в дальнейшем приходится распродать землю и недвижимость. Безвременно теряет любимого сына.
В октябре 1897 года в возрасте 65 лет Натаван умирает в Шуше. Хоронит ее вся Шуша.  В литературе Азербайджана Натаван осталась как прекрасный знаток газели, мастер тонкой любовной лирики.



“Над любящей душой не властна даже смерть…”
Натаван

Унынье стен настроило струну
пропеть газели юной Натаван – 
волшебных строчек стройный караван,
рождённый во дворце Хуршид Бану.

Мятежный дух каджарской ханши здесь –   
"Над любящей душой не властна смерть".
Закатный луч окрасил небо в медь,
играет тар мелодию сердец...

Меняет время стрелок оборот:
княгиня дарит шёлковый кисет
отцу- Дюма. Изысканный корсет
француз хвалил, не зная наперёд,
что красота погубит, не спасёт.

Аккорды молкнут в унисон тиши,
осенних дней последний вздох в стихах...
Дрожит листок исписанный в руках...
Холодный ветер дует из Шуши,
всю позолоту раскрошив в гроши...

*******************************************************

Отклик автора Здравствуй:

А время пролетает, торопясь,
играет судьбами... театр лицедеев...
Уходят поколения, и связь
нам с ними остается лишь в музее.

Но, глядя на узорчатый кисет
и шахматы в нешахматном порядке,
мы снова верим в то, что смерти нет.
Есть память и любовь... стихи в тетрадке...

Сто лет спустя Бакинский соловей
нам повторит рассказ под звуки лютни,
и что-то вздрогнет в глубине людей,
напомнив нам о том , что мы есть люди...

Спасибо, Здравствуй!




 

Тар (от перс. ;;;'; — «струна», «нить») — щипковый плекторный народный музыкальный инструмент.