Лишь Смотрящий реален

Владислав Стадольник
      (Гуру – Н.К.Рерих). Очевидность и действительность борются в человеке за преобладание. Многие даже и не понимают этого различия, от которого так много зависит. Очевидность предъявляет свои права. На ее стороне рассудок и внешние чувства. И только мысль, идущая из глубин духа, восстает против тирании внешней видимости. Чтобы умерить ее, мудрый утверждает: все течет, все проходит, нет ничего постоянного, и только Безмолвный Свидетель, смотрящий из сокровенных глубин духа, Он неизменен и вечен.
   Грани Агни Йоги, 1969 г. 474. Новосибирск, «Алгим», 1996 г.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Учитель Укажет, если за советом к Нему обратиться. В чем же указанное Учителем решение? Оно в том, чтобы найти в себе силы спокойно, бесстрастно и в равновесии полном, и стоя как бы в стороне, наблюдать, как страдает и переживает другой, в теле земном заключенный и подвергаемый всем опасностям, трудностям, неблагополучиям и несчастьям плотного существования. Двое в одном: один переживает, а другой только Смотрит. Переживающий смертен и временен, Смотрящий же – вечен. В сферу его, Безмолвно Смотрящего, и переносится сознание человека. И получает тогда чело-век оправдание этого наименования – чело непреходящего веками.
   Грани Агни Йоги, 1970 г. 779. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.


                ЛИШЬ СМОТРЯЩИЙ РЕАЛЕН
                (Из Посланий Высокого Источника)

     Ты, высший, внутри, — невесом и без формы, но многолик и форм много имел. И тот, кто без формы в тебе, со Мною в Общение входит поверх форм всех твоих оболочек и даже форм мысли. Дух облекается в форму, но сам не имеет ее. Под многими ликами встречались мы в прошлом, но связь была поверх внешних форм и всех прочих условий, имеющих форму. Это и есть близость в духе. Тело — не ты, ощущения тела — не ты, не ты — все мысли и чувства. Все это лишь мимо проходит и вне того, кто их ощущает, как картины в кино на экране: и плачут, и смеются над ними, и остро переживают, а в действительности нет ничего: сны, призраки Майи, и лишь Смотрящий реален и помнящий все — Рекордер. Потому яро Учил отождествлять себя не с созерцаемым, видимым и ощущаемым, но со Смотрящим, только смотрящим и запоминающим все.

     «Если бы можно было явление Беспредельности дать в сущности всего космического понимания, то человечество достигло бы мощных высот. Но это возможно принять только расширением сознания.

      Дух одного отшатнется от Беспредельности из страха; дух другого отшатнется от незнания; дух мудреца современной науки скажет сухим голосом: «Что нам до этой задачи? Но где наш учебник? Проверим явленную Беспредельность».
Скажет носитель Слова Нашего: «Все уносится в космическую даль, все приходит из космической дали. Наши жизненные нити протянуты от глубин до высот Беспредельности. Сила космическая, которая непокоряема, одной сущности с нами. Как непокоряема Стихия Огня, так же непокоряем дух наш».

      Скажет дух, смотрящий в Беспредельность: «Лишь срочное время – задание наше, лишь действительность – задание наше, лишь все миры, сформированные и несформированные, привлекают нас, и не страшно задание Нового Мира, когда желаем утвердить новую пространственную мысль».

      Матерь Мира живет и сооружает. И не ту утопию, созданную человечеством, Мы провозглашаем, но истинное стремление к строительству нескончаемому» Учение Живой Этики: Беспредельность, ч. 1, 47.

      Через периоды ужасных давлений тоже надо пройти и выдержать их, не теряя связи с Учителем. Как бы ни были они сильны, не могут они сокрушить дух, ибо дух несокрушим, и ничто не может уничтожить его. Именно только испытания дают эту несломимую уверенность в нерушимости духа. Через столько уже прошли, и все они в прошлом, а дух остался. Река жизни течет мимо, а сидящие на берегу, ученик и Учитель, созерцают ее, не втягиваясь в ее поток и ее водовороты. Трудно научиться смотреть, как бы стоя в стороне, как бы будучи только зрителем, словно в кино или театре. И смотрит человек, и переживает, и получает радость или огорчается за героев, сознавая все время, что он – только смотрящий, но не участник происходящего. Это можно усвоить, если понять, что царство духа не от мира сего, но выше. Можно яро отметить, что все Великие Духи, приходившие на Землю, Считали Себя только путниками, приходящими в мир и имеющими свой особый путь дальше в будущее, в жизнь, которую Полагали Они вечной. Так и вы стремитесь осознать себя путниками пути беспредельного, путниками в Беспредельность.

      Конечно, мировые события имеют большое значение для людей. Но ведь были они и сто, и двести, и тысячи лет тому назад. И тоже имели значение для людей того времени. И все они прошли и сменились другими, имеющими не меньшее влияние. Сменятся и уйдут в прошлое и события текущего времени, но останется дух, который так же будет смотреть на поток уже новых событий, так же, как и прежние, обреченных на забвение во времени. Хочу, чтобы более ярко осознали мысль о преходимости текущего часа и о непреходимости и вечности духа. Говоря, что «и это пройдет», Соломон имел в виду мысль о нерушимости духа и превосходстве его над всеми текущими явлениями жизни плотного мира. Нелегко сочетать это положение со значимостью, необходимостью и смыслом земных воплощений. С одной стороны, мираж Майи и проходимость и кажущаяся реальность земных снов, с другой – путь земных воплощений как единственная возможность эволюции духа и приобретения им опыта и знаний, столь нужных для его развития. Многое зависит от умения сочетать полюсы противоположных явлений, ибо на явлении противоположностей основана жизнь.

       (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Почему так часто приходится что-то повторять? Потому, что оно не усвоено. Например, не раз Говорилось о том, что следует научиться смотреть на себя со стороны, как будто бы это кто-то другой, посторонний, а вы – только смотрящий. Некоторые говорят и думают о себе в третьем лице. Показательно очень. Или совсем не употребляют слово «я». Тоже весьма полезно. Надо как-то умерить самость свою и поставить малое «я» на место, чтобы не заполняло оно весь круг сознания, исключая все остальное. Не самость свою надо принести нам при встрече, но индивидуальность и ее накопления. Самость касается дел самых обычных, житейских и навсегда уходящих. К чему они нам? Но все связанное с областью духа, устремлениями к Учению нам дорого, близко и интересно. Вопрос в том, что принесете.

      Что бы ни встретилось на жизненном пути человека, через что ни приходилось бы ему проходить, ничто не должно захватывать его или привязывать к себе настолько, чтобы он забывал о кратковременности и проходимости каждого опыта, каждого впечатления и всего, что видит, чувствует и ощущает он. «Человек – это процесс». Все в нем течет. Беспрерывный поток материи всех состояний течет через все его оболочки. Все течет, постоянный только Смотрящий, Безмолвный Свидетель внутри. С Ним объединяясь и сливаясь, можно смотреть на поток жизни, мимо текущий.

      Катятся волны одна за другой постоянно сменяющихся настроений и переживаний, чтобы уйти в прошлое. Но тот, кто их встречает, остается только смотрящим на этот несущийся мимо него поток всевозможных явлений. И, даже зная, трудно отделить себя от потока и не отождествлять себя с ним. И будущее, и вся земная жизнь так же пронесутся перед сознанием, как пронеслось прошлое, и ничего не оставят после себя, кроме этой фильмы прошедших событий. Поэтому мудрый отделяет свое «Я» от этого несущегося потока быстро мелькающих событий, понимая, что Смотрящий и то, на что Он Смотрит, – различны. Так же и Учитель, и Иерархия Света – поверх. Они – вне потока, и за Них можно крепко держаться, встречая все новые и новые волны. Из Твердыни, как вершины высочайшей горы, можно спокойно наблюдать текущий поток, не вовлекаясь в него. Это отрешение от внешнего может достигать такого напряжения и такой силы, что даже огонь, жгущий тело, не ощущается сознанием. Знаете примеры такого самоуглубленного возвышения духа, когда человек не видит и не слышит ничего, происходящего вовне. Когда тяжко невыносимо, утверждайтесь и укрепляйтесь на непоколебимом и прочном основании, на Иерархии Света. И поймите, что эта опора – прочнее всего.

Как в большом, так и в малом,
преходяще где всё,
жизнь земная проходит,
в Плотном, в Тонком – своё.

По сознанью промеры,
единенья в нём Огнь,
и горение в время –
где бессмертье дано.

Молчаливо Смотрящий –
дух чрез время идёт,
свяжет  –  пошлое, завтра,
в свою Чашу вберёт,
      и в поток не войдёт.


Поток жизни проносит,
то воронки, то гладь,
перепевы и звоны,
пены, волн  –  не считать.

И не счесть перемен всех,
что вовне и внутри,
а Безмолвный Свидетель –
ближе к мыслям Любви.

Ближе к сущности духа –
Красота, Доброта,
Мудрость, Света глубинность,
постиженье Огня…
   7 ноября 2003

      (Гуру – Н.К.Рерих). Течет река жизни, все время меняя свой облик. Уносятся мимо струи воды и мелькающая пена событий, больших и малых, личных и общих. И будет так течь постоянно, не повторяя ни одной струи. Но на берегу сидят Учитель и с ним ученик. Оба смотрят в поток, зная, что все пройдет, все пронесется мимо, но Смотрящий Пребудет вовеки.

      Достижением можно считать такое состояние сознания, когда уже ничто – ни внешнее, ни внутреннее не может влиять на неуклонное продвижение духа. Не так опасны внешние условия, как внутреннее состояние сознания и то, что происходит в оболочках. Хорошо научиться смотреть на происходящее в них как на поток, текущий мимо и не затрагивающий своими струями сущность Смотрящего. Даже пророчества могут не исполняться. Что же из того? Основы остаются непоколебимыми. Настроения могут меняться под влиянием пространственных токов. Что же из того! Они пройдут, как прошли и те, что были раньше. А Мы Стоим непоколебимо и крепко, как скалистый утес среди бурного моря. Пусть проносится мимо жизни поток, не затронут им и вечен Смотрящий.

      В микрокосме человека наблюдаются два рода явлений: первый, относящийся к вещам преходящим, смертным, обреченным на конечное ограниченное существование, и второй род явлений – непреходящих, бессмертных, составляющих вечную жизнь духа. Сознание может погружаться в оба ряда этих явлений. При погружении в ряд первый оно связывает себя с тем, что смертно, – и обрекает себя смерти. При погружении во второй оно приобщается к бессмертию, или вечной жизни. Тело и все прочие оболочки временны и смертны, Высшая перевоплощающаяся Триада – бессмертна. Чему отдает предпочтение человек и к чему устремляется, важно необычайно, ибо обуславливает его смерть или бессмертие. Так, собирание вокруг фокуса сознания элементов смерти или бессмертия определяет судьбу человека. Тело смертно, но смертны также и астральное, и ментальное тела, и лишь огненное непреходяще. И все, что связано с жизнью сознания в его смертных оболочках, уйдет вместе с этими оболочками и будет сброшено, как сбрасывается физическое тело. Поэтому связывать себя с ними – значит обрекать себя смерти.

      Элементы непреходящего, или бессмертия, сосредоточиваются в Высшей Триаде, и при жизни своей на Земле можно сознательно, настойчиво и упорно их собирать, чтобы было достаточно материала для сознательной жизни в своей Высшей Триаде. Сидя на берегу реки и наблюдая ее течение, сидящий не отождествляет себя с нею. Точно так же, наблюдая все происходящее в своих оболочках, можно не отождествлять себя с этим беспрерывным и постоянным потоком, зная что Смотрящий на поток – этим потоком не является. Так можно отделить в себе Вечное от временного и Вечное утвердить, все время умножая и наращивая элементы непреходящего. Очень важно при этом отделить свою земную, временную, личность от вневременной своей Индивидуальности и по мере сил фокус сознания научиться переносить в ее сферу. Хорошо уже понимать, что Основы Учения Жизни – это элементы непреходящего. Хорошо усвоить, что Иерархия Света бессмертна и что все относящееся к Ней, и Учителям Света, и Учителю Света каждого ученика – явления того же порядка.

      Полезно осознать, что Агни Йога есть Учение о бессмертии духа. Так постепенно можно собрать огромный материал, состоящий из элементов бессмертия, и обогатить им накопления своей Высшей Триады, отдавая при этом свой долг своему физическому телу, то есть одевая и питая его, и свой долг своей семье, окружающим людям и своей Родине. Собирание элементов бессмертия не только не освобождает человека от долга перед людьми, но, наоборот, углубляет его осознание своей ответственности за них и за весь мир, расширяя при этом сферу приложения всех энергий его микрокосма.

      Действительность сущего, преломляясь через человеческое сознание, становится Майей. И хотя Майя не есть действительность, однако она – двигатель эволюции духа. Потому с нею приходится считаться. Полезна она и тем, что в калейдоскопе ее преходящих явлений можно усматривать элементы непреходящего, Основы, на которых зиждется действительность, и на них строить новое понимание мира. Рекордер, Безмолвно Смотрящий на мир преходящих явлений, не от них, но от Вечности. Жизнь вечная и бессмертие духа – не иллюзия, но действительность огненная. Так можно среди несущегося потока великой реки жизни научиться отличать вечное от временного и находить и тому и другому его истинное место в общей схеме вещей.

      Мы Направляем сознания к лучшему решению. Оно состоит в том, чтобы отойти от себя и посмотреть на себя со стороны. Будем смотреть вместе со Мной. Это не так трудно, если, устремляясь ко Мне, оставить себя позади, внизу, у подножия горы. Со Мной быть можно духом и в духе. Астрал полон настроений и переживаний. Он оставляется внизу, так же и мысли о земном и земные. Личное «я» остается внизу, сознание, перенесенное в Высшую Триаду, поднимается к Нашим Высотам. «Во Мне имеете мир», но в мире – скорбь. Но «Я Победил мир», мир скорби, поднявшись над ним. В мире скорби Страдал, как страдаете вы. Чаши яда испитие – удел Сынов Света, посылаемых в мир людям Свет принести. Вы Свет Учения Жизни людям несете, им насыщая сферы земные. Это и есть пространственное Служение. Пространству приносите Свет, чтобы светить он мог людям. «Проповедь отошла, осталась жизнь». Это труднейший вид Служения, когда совершается оно, не выходя из жизни. Правильное решение в том, чтобы его ничто не могло остановить, никакие удары судьбы или переживания в оболочках. Это все от Земли, от тьмы внешней, «где плач и скрежет зубовный». Сознание переносится в сферу духа. Только так можно выдержать тяжесть креста. Один страдает, а другой, Безмолвно Смотрящий, внутри, только Смотрит и Знает, что все происходящее с первым, страдающим и переживающим скорби, пройдет, но дух пребывает вовеки. Сказано: «Отвергнись от себя». И так важно отделить страдающее «я» от Того, Кто Смотрит Безмолвно, рекордируя все. Истинно Говорю вам: «Солнце прейдет и луна», но не Безмолвный Рекордер, Свидетель, в вас пребывающий вечно.

      Бурный поток жизни проносится мимо, а дух остается сидящим на берегу Вечности и созерцающим поток. Жизнь течет перед сознанием человека, а он остается смотрящим на нее. Он и то, что проходит мимо него, не есть одно и то же. Нельзя отождествлять себя с тем, на что смотрит дух. Он только Смотрящий, он Вечен, нерушим и неуничтожаем, но временно все в формах различных и многообразных, проходящих перед ним. Не надо привязывать сознание свое ни к чему, ибо ничего нельзя удержать: ни людей, ни вещей, ни обстоятельств. Все не наше, все только на время, и все быстротечно. Не абстракция это, но жизнь. Все проходит, но Я Пребываю вовеки, и вы во Мне и поверх всего текущего мимо. И когда море житейских явлений становится слишком уж бурным и угрожающим, можно на время удалиться в цитадель духа, в глубины его, и из этой не уязвимой ничем внешним твердыни спокойно и бесстрастно наблюдать несущийся мимо поток.

      Воплощенный в тело дух находится в круговороте биполярных явлений, движущихся в спирали времени. Недвижим Безмолвный Рекордер. Вечно смотрящий и рекордирующий Безмолвный Свидетель запечатлевает все в Чаше, нетленном хранилище всех накоплений. Но в движении все, все оболочки. Через них течет материя соответствующих им планов. Но недвижим Смотрящий. Тайна Его непостижима сознанием. К пониманию ее можно лишь приблизиться. Когда-то где-то может стать она достижима, но лишь только частично. Это будет тогда, когда времени уже больше не будет и обольщение времени, пространства и вещей будет разрешено или побеждено. В Мире Тонком явление времени и расстояний уже иное. В Огненном Мире оно изменяется в корне. В мерах условной биполярности живет человек на Земле. Но даже в плотном мире биполярное зрение уже позволяет видеть одновременно оба полюса вещи единой, и уже мысль не знает земных расстояний. Так постепенно и на Земле можно уже подходить к пониманию логики мышления Высших Миров. Но для этого требуется некоторая отрешенность и как бы изолированность от жизни обычной, обывательской, ибо Царство Света не от мира сего. Но жить приходится на Земле, в теле земном. И Землю оставить беспризорной нельзя, зная при этом, что тот опыт, который она дает, невозможно приобрести другим путем. Потому нужно мудро суметь сочетать надземное и земное и, касаясь головою неба, крепко ногами стоять на Земле.