Некоторые проблемы социальной философии

Шолохов Виталий
Проблемы социальной философии привлекают внимание исследователей из-за их малого познания.

Социальная философия нуждается в уточнении её терминологии.

Исследования в области социальной философии используют три разных подхода.
1. Социальная система есть целостный объект, который включает людей, технику, сооружения, ландшафты и т.д.
2. Социальные системы включают только людей и объединения людей, которые взаимосвязаны.
3. Объект исследования есть совокупность созидательных способностей и процессов личностей и сообществ личностей.

Сегодня реальную проблему представляет первый тип исследований. Предмет их интереса обычно обозначается непоследовательно. Кто-то говорит просто об обществе, кто-то о социальной системе, кто-то о социально-природной системе, кто-то о цивилизации, кто-то о культуре, кто-то о ноосфере, и тому подобное. Но исследования, которые относятся к нескольким отраслям науки, дают возможность исправить это положение. Социальное неоднородно. В определение общества входят не только люди, но и вещи, именно, материальные технические органы общества.

Синергетика установила, что по мере увеличения количества людей в обществе имеет место переход сначала к организованным формам, а затем переход к хаосу. Для описания хаоса можно применить модель статистического ансамбля. Однако, социологи никогда не видели пользы в подобном описании. Это связано с тем, что статистические параметры ансамбля трудно связать с параметрами, которые применяют обычно для описания общества.

Цель познания есть получение информации. Эта информация получается в результате наложения модели (шкалы или линейки) на исследуемый объект. А уменьшение энтропии есть информация. Так нас учит теория информации. Энтропия есть один из интегральных показателей ансамбля. Поэтому сравнение общества с ансамблем должно быть продуктивным.

Статистические параметры не связаны с теми параметрами, которыми описываются элементы ансамбля. Теория двойственности доказывает это. На этом основании социальные философы, например, Луман считает, что общество не зависит от людей. Но такое понимание основывается на недостаточном понимании свойств статистических параметров. Наши исследования показывают, что статистические показатели сохраняют в своих формулах размерности все те переменные, которыми описывается общество. Но для обнаружения этого факта необходимо подойти к исследуемому моменту творчески.

Сознательная деятельность людей имеет следствием, что энтропия статистического ансамбля не достигает максимального значения. Поэтому имеет место отклонение энтропии от максимального значения, которое было бы достигнуто в случае с физическими элементами. Отклонение энтропии есть с точки зрения математики приращение, или дифференциал. Дифференциал энтропии содержит и дифференциал размерности энтропии, так как энтропия имеет размерность как физическая  величина.

Наши исследования показали, что отдельные части дифференциала энтропии могут быть идентифицированы как труд, продукт, ресурс, энергия и инфраструктура. Значения этих переменных обычно измеряется деньгами. Размерность труда есть время. Размерность продукта и ресурса есть масса. Энергия имеет размерность энергии. Инфраструктура имеет сложную структуру. Основное свойство инфраструктуры есть пропускная способность канала. Здесь слова канал используется как общее понятие для всех элементов инфраструктуры, именно, дороги, трубопроводы, связь и т.п.

Время есть постоянный ресурс человека. Можно предвидеть возражение против того, чтобы характеризовать человека и его деятельность только этим показателем. Но ряд социологов также считали, что затраты труда человека должны оцениваться по продолжительности труда. Результат труда человека определяется всеми пятью переменными. Поэтому, если человек в течение заданного времени делает больше продукта, то он обладает большей производительностью труда. Следовательно время как размерность труда не унижает достоинств человека.

Может показаться, что размерность массы для продукта и ресурса также упрощает оценку этих элементов человеческого труда. Действительно, любой продукт и ресурс характеризуется большим количеством физических параметров. Эти параметры сильно влияют на оценку вклада продукта и ресурса в произведенное богатство. Но мы пока не говорим об оценке богатства и о вкладе каждой переменной в функцию богатства. Другое дело, что продукт может быть идеальным продуктом. С первого взгляда измерять результат весом исписанных страниц не есть логично. Но это верно только с первого взгляда. В конечном счете, результат труда человека выражается в уменьшении энтропии, что есть количество информации, то есть, богатство есть всегда идеальный результат труда.

Результат труда человека есть ориентированное знание. (Александр Крушанов: Язык науки в ситуациях предстандарта, Москва, Институт социологии РАН, 1997). Для ориентированного знания характерна вполне определенная специфическая структура. В нем выделяются некоторые исходные компоненты содержания, затем, выделяются конечные компоненты. Наряду с ними всегда присутствует определенное преобразование, которое выражает связь того и другого. Исходные компоненты содержания могут иметь разные названия. Для нас наиболее подходящим оказывается термин независимые переменные. Конечные компоненты это есть зависимые переменные, цели, результаты, решения задач, следствия, прогнозы, предсказания, выходы и тому подобное.

Преобразование это есть активная целенаправленная деятельность общества, которая направлена на удовлетворение потребностей людей и протекает в определенных условиях, которые даны или созданы природной и культурной средой осуществления этой деятельности. Механизм постановки целей, логика средств и результатов имеют случайный характер. Преобразования отображаются операторами, функциями, законами, программами, правилами, приказами, нормами, предписаниями, алгоритмами, рецептами. Но если главным конечным компонентом человеческой деятельности считать создание богатства, то богатство есть функция установленных переменных, именно, труд, продукт, ресурс, энергия и инфраструктура.

Особенностью деятельности человека является то, что он обладает сознанием. Сознание приводит к тому, что человек использует два уровня отражения.Это свойство приводит к тому, что число переменных функции преобразования удваивается. Кроме переменных, которыми описывается деятельность человек, в функцию входят также переменные, которыми описывается деятельность общества. Это есть тот же набор переменных, хотя смысл этих переменных надо уточнить. Хабермас утверждает, что существует общественное сознание. Мы согласны с ним, хотя считаем, что это сознание есть следствие все тех же двух уровней отражения, которые присущи человеку. В результате взаимодействие человека и общества подобно взаимодействию двух людей. Эти взаимодействия осуществляются путем обмена ресурсами, которыми обладают обменивающиеся стороны.
2007