О тайне Поэзии

Виталий Иванов.Миниатюры
Все очень просто. Каким «теоретическим шаблоном» вы отличаете живое от мертвого? Труп, лежащий в гробу, - от спящего человека, я уж не говорю, двигающегося? Видимо, вам подсказывает ваш опыт, сердце и разум.
Конечно, можно определить труп чисто с медицинской точки зрения, с научной, посмотреть, что означает понятие «труп» в словаре. Но по жизни никому это не надо, и так все понятно.
То же самое со стихом.
Если вы ученый филолог, у вас есть некие формальные критерии, кстати, отталкивающиеся опять-таки от опыта, уже многих людей, обобщенного. Но большинству для отличия живой, настоящей поэзии учебники не нужны. Зачем же все записывать в правила, если понятно и так?
Живой мир формализовать невозможно. Тайна жизни еще не раскрыта. Соответственно, и тайна Поэзии.
Женщина может рожать, но попробуйте создать ребенка в пробирке химическим путем из атомов и молекул – еще долго ни у кого не получится. Может быть, никогда.
Так и поэт – рождает стихотворение, не зная, как подбирает необходимые для него атомы – буквы, слова, образы…Тайные элементы живого, каждый из которых по отдельности, может, и мертвый, а вместе вдруг соединяются в жизнь.

Универсальность жизни, живого… Никакими правилами, формулами живое не описать. Однако же каждый отличает живое от мертвого, и что действительно интересно, не только «по жизни», но и в искусстве. Т.е. не только в мире материальном, но и идеальном мире следов.

Даже идеальное соблюдение «формы», метра, размера и прочих формальных признаков стихосложения, если там нет Поэзии, – ничто иное как графоманство.
Обычно почему-то считается наоборот. Когда есть поэзия, жизнь, содержание, но не соблюдены некие «нормы», формалисты частенько называют автора «графоманом». А сами-то они кто? Кто угодно, но не поэты.

Не каждого зверя отпрепарируешь. Некоторые и тебя препарировать могут. Случаются и такие стихи-убийцы – медведи-шатуны, тигры-людоеды. Суперзвери, голодные не только что до читателя, но и до автора.
Тут надо быть осторожным. Не знаешь порой, что родишь… Или – Кого.

Поддерживаю и разделяю мнение, что зерна от плевел, живую поэзию от блестящих поделок отделяют только время и читатель, причем именно всенародный.
Но, увы, путь живого и подлинного до читателя становится все сложнее. Несмотря на Интернет, сегодня почти общедоступный, разгрести и найти в тоннах руды настоящий алмаз очень не просто. С учетом круговой поруки и ангажированности середнячков и одиночества гениев. А также многих других факторов, регулирующих и управляющих вниманием читателей - скорее в сторону их отупения, чем развития вкуса, духовности…
Руководители массовой культуры и вообще наши враги не заинтересованы в развитии русской Поэзии.
Однако среди армии деревянных солдатиков… даже и одного живого разглядеть можно. «Рыбак рыбака видит издалека…»
И тот, кому дано видеть, должен, просто обязан!.. перед землею и небом - и другим помогать отличать «голого короля» от настоящего, даже если тот последний в толпе… где все друг на друга похожи. Кроме лишь одного. Но на него надобно - указать!

В любом приличном государстве существуют целые программы помощи инвалидам. Они ведь тоже - живые! Ну, нет руки или ноги, но голова есть!
И в личном плане, неужели вы отвернетесь от инвалида? Не протянете руку помощи?
Так же стихи! Пусть у них чего-нибудь не хватает, например, правильности всех рифм – существуют белые стихи вовсе без рифм. Сбит где-то размер? – есть свободные стихи без размера…
Где же критерий? Он только один – Поэзия!
А вот как определить, есть она или нет… живое или же не живое – подсказывает нам сердце! Живое!

Конечно, если стихотворение полный урод, мертвый на 99 процентов, и жива у него одна только строчка… все лишнее надо убрать. Дабы разглядеть живой огонек в полном сиянии, которому ничто не мешает.
И надо соединять живое с живым, а не пытаться посадить рядом и объединить мертвое и живое.
Но в этом есть трудность, потому как сотворение живого – тайна великая, доступная лишь Богам.
А кто такие поэты? – Боги, живущие среди нас, живые воплощения Времени, Вечности и Вселенной.