Дороги к храму фрагмент романа

Юрай Хи
Здание церкви украшали несколько красочных бикбордов с изречениями из писания." Не возжелай жены ближнего…" Ветви деревьев перекрывали часть надписи, гарантирующей каждому неприкосновенность принадлежащей ему собственности. Эта надпись будила в умах паствы некоторое брожение, так как попадья Жанна была не первой женой Григория Смакоты, который увёл её у самого начальника тюрьмы. Но у отца Евлампия она была первой, а кто старое помянет тому глаз вон. Поэтому он демонстративно не менял надпись, подчёркивая своё полное и безоговорочное перерождение в служителя божьего. А две дочери на выданье, полногрудые и здоровые затмевали худущую и невзрачную дщерь от первого брака.
Отцом Евлампий стал несколько раньше, чем  Евлампием. Жена Жанна родила ему пухленьких двойняшек в тот самый час когда озарение приблизилось к его челу на расстояние одного хватательного движения. И движение это состоялось незамедлительно как срабатывает годами закреплённый рефлекс. Озарение было настолько ясным очевидным и значимым, что с полным правом ещё не Евлампий воскликнул : “ Снизошло!” Григорий Сидорович Смакота родился в небогатой семье приёмщика стеклотары и домохозяйки уделявшей выходные дни выходам на рынок с пучками зелени и кучками овощей взрощеных  на дачном огородике. Пересчёт мелочи поручавшейся Гришутке запал ему в душу и навечно стал путеводной жизненной нитью, сберегшей юную душу от излишеств и праздности. Едва окончившего школу, Гришутку пристроили учеником к Степану, хозяину всего мясного отдела горделивому и статному, выделявшемуся барскими повадками и костюмом от заграницы с пуговицами жёлтого металла.
Познав сложную науку квалифицированного расчленения, Гришутка со временем , превзошёл учителя и в юные ещё годы стал старшим товароведом. За что расчувствовавшиеся родители передали сыну семейную реликвию – икону божьей матери со встроенной в оклад потайной копилкой. “ Да охранит божья матерь сбережения от глаза лихого и от руки пронырливой! “ 
Видно в масть пришлась богородица. Пошли дела у Григория. Стал он Григорием Сидорычем,уважаемым и рукопожатным. На такую высоту поднялся откуда не падают. И вовремя! Пришла новая метла места освобождать для своих. Кого  понизили, кого перевели. Степан в рыбный отдел попал на старости лет – стыдуха! А Григорий Сидорыч, подумав, в парторги устроился в торге родном. Почётно и оказалось доходней, чем весы пальчиком придавливать. Тот же доступ к дефициту... И дополнительный доход открылся негаданно. Продавая теряешь то чем торгуешь. А ведь деньги можно получать не только в обмен на товар! Продав арбуз, к примеру за рубль, на этот рубль только и купишь такой же арбуз. Не два, не три … Продал арбуз – получил арбуз. Равнозначный обмен. А обменялся идеями – имеешь две идеи. И пошёл Сидорыч собирать на юбилеи, похороны, в Фонд мира, Красному кресту, детскому дому – мало ли идей хороших. Раздобрел. “ Москвич” старый поменял на соответствующую положению последнюю модель представительского чёрного класса. Одним из первых, без сожаления вбил  осиновый кол в, приказавшую долго жить партию-кормилицу и учредил районный приходик в здании школы политпросвещения. К чердаку приладили куполок, покрыли золочёным алюминием, и получилось премиленько. Торговая карьера Григория Сидоровича Смакоты получила естественное продолжение, поднимаясь на более высокую ступень, за которой следовало очередное повышение. Ученик мясника стал старшим  товароведом, партийным организатором и наконец, организатором церковным – настоятелем местной церкви.
Вековечное стремление всех предшествующих поколений Смокотов к благополучию, обрело наконец, не только воплощение, но сформировалось в Учение всем последующим поколениям. Недостижимое изобилие счастья с копчёной колбаской, уложенной аккуратными кружочками на слой сыра прилипшего к жёлтому маслу, янтарная корочка жареной курочки, перламутр балычка, блеск икорки – то, ради чего стоило жить, обретало реальность! Смакоты были земледельцами и ремесленниками, рабами и рабовладельцами, иногда приторговывали, иногда  воровали, были биты... И поделом - воровали аккуратней. Поэтов и учёных, музыкантов и художников, а тем более  актёров Смакоты попросту абортировали и поэтому идиотов среди них небыло. Идиотов небыло, но небыло и духовных лиц. Суеверность, в смысле набожность, была, но обратить её на пользу как-то в головы не приходило. И вот, пришло! А точнее – снизошло и обещало процветание.
              Учение отца Евлампия, в миру Григория Смакоты, записанное им самим собственноручно во время ночных бдений на пользу дочерей от второго, а церковно первого брака и дочери от первого , а церковно недействительного, а также их потомков, кои будут являться и потомками отца оного.
Издревле в мире существуют два способа зарабатывания денег, один из которых считается архаичным и малодоходным. Он до смешного прост – произвести товар и его продать. Уровень современной техники – не ремесло прошлых веков. Один единственный завод за один только год может произвести столько, ну к примеру, - носков, или тапочек, что хватит всем жителям Земли. Десяток заводов завалят тапочками все склады и станут, Пока земляне эти тапочки не сносят и придут в магазин за новыми. Работают лаборатории, конструкторские бюро, научные отделы, изобретающие ломкие конструкции, недолговечные материалы, ненадёжные соединения, чтобы носки рвались за неделю, разваливались тапочки. И работают успешно! Вы покупаете ботинки, и подошва летит едва попав под дождь. Покупаете другие на вечной подошве – тут же рвётся верх. А прочный верх и одновременно нестираемая подошва – нонсенс. Они – гибель для обувщиков. Снижение спроса, увольнение работников, безработица. Низкое качество – гарантия процветания товаропроизводителя. Качественный товар в наше время считается особенным и продаётся по особенным ценам.
А конкуренция?  Она работает на качество товара и на снижение цены? Работает! Английский чай, благодаря подходящему климату, уже давно успешно конкурирует с цейлонским.
Нелегка участь производителя. Другое дело, когда товар не имеет особого значения. Например – вода. Сплюнул в неё и дальше пошёл. А та же вода, но святая! Как, это не “ Миргородская!? “ И понимаешь, что всякая вода,
кроме “Миргородской” есть яд. Она одна безопасна человеческому организму, как припарка почившему в бозе. А пиво? Кто знал, что только оно делает мужчину настоящим? Имеется в виду – отличимым от женщины. Не кефир или там йогурт... Не квас с чаем и даже не внешние признаки пола, а пиво! А женщина, без крылышек в определённом месте ? Всё равно, что женщина без этого определённого места. Представить страшно! А дыхание, не освежённое ментолом, от которого мороз по коже?! Чуть не освежил и всё!- количество разводов превысило количество совокупного брака в стране! А памперсы? Из уюта которых ни один здравомыслящий не шагнёт во взрослую жизнь где всеобщая потливость соперничает с болезненной перхотью?! А водка абсолютного качества? Если есть всё же, в этом мире абсолют – Бог, то он её, по-видимому, и гонит. Товар – дрянь, пустяковина. Духовное наполнение его – вот что продажно, то есть продаваемо. Не я спас тебя, а вера твоя! – сказал Христос, нисколько не покривив душой. Искривили позже, уже без него. Купите ботинки с надписью, захватывающей дух. С ценой, вызывающей тот же бронхиальный спазм. Сносу им не будет! Нога сама на камень не наступит, лужу обойдёт. Хоть по минному полю иди! Мозг единожды, при оплате зафиксирует рефлекс навсегда. Ботинки снял, а ногу, по привычке бережно несёшь. Идёшь как обутый. К новому уровню жизни. С бутылочкой между указательным и средним пальцем. Между указательным и средним! В бутылочке – водка, разбавленная соком. Сок, тоже по старинке разбавлен водой. Но смотришься как! И в галстуке. Без галстука ты кто? Мурло какое-нибудь. А в галстуке – интеллигентный человек! Без него и рюмку не нальют и не пустят в приличное заведение, где женщины танцуют безо всякого галстука, а впрочем, и без партнёра, обнимая в одиночестве блестящую хромированную трубу. Для женщины, как раз не галстук служит признаком интеллигентности. Лоскуток на шее , замена оборванной пуговице, а смыла то в нём сколько! И цена - за  смысл. Нет, продавать нужно только смысл! Товар –приложение. И нужен ли товар? Вера –уже сама по себе товар. Какой товар получаешь выплачивая партийные взносы? А церковную десятину? Верит ли кто-то, что деньги перечислением отправляются к Богу? Но платят же! Ибо каждый хочет в рай попасть не по вере, а по старинке – за взятку. И не бойтесь дети мои, что когда-нибудь не станет веры. И тех, кто кормится её плодами.  Пока одни имитируют веру, а другие контролируют проведение спектакля в рамках утверждённых правил, то те, кто контролируют, всегда будут иметь свой хлеб с маслом. Христос, Магомед, Будда, Иегова – какая разница? Начните о прокладках говорить с придыханием, и они возвысятся, станут признаком вашей причастности к чему-то значимому. Патриотизм, национальное единство, традиционные ценности, борьба за демократию – столько слов хороших для придыхания! Была маленькая страна, патриоты отстреливались ото всех кто жил за границей этой страны. Стала страна большой, патриотов стало больше, длиннее границы, а значит и тех от кого с новыми силами отстреливаться следует. Затем, опять стала маленькой. Патриотизм сузился до определённых правительством границ. Но никак не пострадал! Придыхание и слёзы на глазах! У границы как у иконы. Только столбики вбить нужно, а то непонятно где наша - кровью политая, а где ихняя – вражеская. Национальное единство – хорошее дело. Верное! Нет ума, таланта, специальности – национальность есть! И ты уже не чувырло какое-нибудь! Традиционные ценности. Что есть такое? Мат, пьянство, вороватость? Это всё традиционно! Да, но не ценности! А что ценности? А вот над этим стоит работать! Что ценностью назовём то и будет! Аль не духовники мы, не парторги?  А борьбой за демократию можно назвать вообще, что угодно. Тут широчайшее поле для фантазии. Объектом веры может быть всё. Главное – придыхание и ненависть к еретикам. А ненависть заразительна, как впрочем, и вера.


                Все дороги ведут в храм. А каковы дороги, таков, к сожалению и храм.