О. Фрейденберг. Эрос и смерть

Борис Пинаев
...В сущности,
до римской поэзии
Эрос
означает не "любовь",
а смерть природы,
то есть муку, зиму и холод,
закат, падение светила,
разлуку и дисгармонию.

Всюду, где Эрос, там страдание.

...В трагедии, как и в философии,
Эрос представляет собой ненависть и распрю,
нечистую страсть,
проклятие, Аид,
всякое распадение и разрушение.

Обычные формы такого "дурного Эроса" -
губительные силы воды (ливни, наводнения),
воздуха (вихри, бури),
земли (землетрясения)
и главным образом огня (пожары):
в философии - "первоэлементы",
в трагедии - метафоры, сюжетные мотивы и персоны.

...Вакхическая форма Эроса - Дионис;
форма огня - Геракл.

...Эрос имеет две природы -
губительную и созидательную.
В мистерии он творец,
в трагедии - разрушитель.

В ряде трагедий его сила управляет
всем действием...
Хор "Семи" называет весь комплекс бед
трагической вражды братьев
"властью дурного Эроса".
И действием эсхиловских "Семи"
движет тоже Эрос.

Софокловская Антигона -
воплощение Эроса, ещё в женской форме.
Такой Эрос представляет собой
до-любовь,
вернее, любовь в мифологическом значении,
то есть СМЕРТЬ.

...В трагедии нет ПОНЯТИЯ смерти,
а есть мифологический ОБРАЗ смерти;
такой образ представляет смерть
в виде живой персоны,
заживо "уходящей" в преисподнюю,
"изгоняемой", "рабствующей" и т.д.

...Среди терминологии образов,
всё время говорящих о водах,
сама СУДЬБА представляется водой
загробной реки
/волна Коцита - судьба рода/.
Здесь явно видно,
что "судьба" равнозначна "преисподней",
смерти.
Над героями трагедии реет смерть.

По-гречески /морос/ значит
"судьба", "доля", "жребий",
но с определенным оттенком
именно смерти.
Как персона Морос считается в мифе
СЫНОМ НОЧИ (Гезиод).
..."Делёж" и "судьба"
по-гречески передаются одним и тем же словом.

Главная идея трагедии
заключается в том, что СМЕРТЬ протагониста,
получаемая в виде "судьбы"
при эсхатологическом дележе мойр,
всегда является смертью
искупительной,
смертью очистительной жертвы.
Эдип погибает,
но Фивы спасены им от чудовища.
Этеокл и Полиник убивают друг друга,
но город спасён.

...Кровавые, варварские темы
греческой трагедии
объясняются именно тем,
что зрительный греческий театр - балаган -
был панорамой, скрытой за пологом
или за дверью СМЕРТИ,
но смерти не людей, а мифологических существ,
в которых воплощались стихии
и силы внешней природы.
Образы
были гуманнее понятий...

..."Призрак" и "мертвец"
мыслились в виде тождества:
призрак и был мертвецом, как
"лишенное души подобие тела".

...Из драмы мертвецов
вырос понятийный сюжет о людях,
которых сделали мертвецами.

...Если в МИФЕ Геракл
бьётся у врат смерти с Кербером,
то в ПОНЯТИЙНОМ сюжете
герой ссорится у дверей дома
с негодяем.

О.Фрейденберг. Миф и литература древности. М., 1978.
(Ольга Михайловна - двоюродная сестра Бориса Пастернака.)

 P.S.  Христос заповедал нам не ЭРОС, но АГАПЭ...