Идеал общества будущего идеальное управление

Шолохов Виталий
Идеал общества будущего – идеальное управление (1)

Соединение свойств плановой (балансы) и рыночной (оптимизация) экономик  –  путь совершенствования управления обществом.

Исторический вызов России – остаться в ряду наиболее развитых стран мира она приняла и вот уже почти десятилетие проводит реформы, которые призваны в рамках демократии исправить все недостатки предыдущей системы и заложить основы мощного прогрессивного развития страны. Многое сделано. Все основные сферы общественной жизни поставлены на путь самостоятельной деятельности и ответственности. Включен стимул частного интереса, который призван обеспечить конкретность и качество управления.
В то же время остаются еще проблемы, связанные в основном с тем, что реформы не доведены до конца. Руководство страной никак не решит проблем «бракоразводного» процесса. И с одной стороны, признает самостоятельность регионов и акционерных обществ, а с другой, вмешивается в их деятельность, боясь потерять интегрирующие функции. Эта двойственность мешает реализовать преимущества самостоятельности в хозяйственной деятельности и регионов и акционеров. Она же не позволяет Центру заняться своими проблемами, обеспечивающими как руководящие функции, так и создающими условия для успешного функционирования экономики.
Как разрубить указанный узел противоречий в деятельности Центра так, чтобы обеспечить и самостоятельность, и управляемость регионов и акционеров? Для этого надо вернуться к плановой системе. Но конечно это должна быть новая плановая система. При полной информируемости и контроле управление должно осуществляться по идеальным моделям экономической деятельности. Полнота управления обеспечивается системностью подхода.
Так как получение информации связано с преодолением права на частную жизнь и деятельность, то необходимо перейти от командных методов к методам управления по идеальной модели. Информация о параметрах идеальной модели поставляется разведкой.
Новая плановая система управления должна базироваться и на новых результатах науки управления. Последние в своей совокупности претендуют на некоторое изменение господствующего сегодня мировоззрения, которое характеризуется идеей однонаправленности и двухуровневости процессов управления. Эта идея «военного» командования, когда техника достигла выдающихся успехов, стала неадекватной и часто приводит к противоположным результатам. Так, например, государственное введение рынка в России привело к возникновению и развитию противоречий, связанных с появлением и ростом монополий. Так как монополии заботятся только о своих корпоративных интересах, то их деятельность объективно направлена против государства и общества в целом. Идея свободной конкуренции сегодня не соответствует реальности. Поэтому идея Адама Смита о невидимой руке, которая направляет нашу жизнь к общему благу, сегодня не работает. Требуются новые подходы.
Идеальность управления обеспечивается рефлексивностью. При наличии взаимной рефлексии управление перестает быть однонаправленным, учитываются все взаимные связи и ограничения. Это придает управлению некоторую сложность, но современная вычислительная техника и связь в состоянии справиться с этой сложностью.

Основные цели социально-экономической политики
Рост национального богатства это ключ к решению многих проблем России, в том числе, внешнего долга. Деньги нужны на развитие экономики, укрепление авторитета и могущества страны. А в то же время мы теряем массу возможностей исправить наше положение. Больше того, мы топчем деньги ногами, когда не признаем такие кладези богатств, как культура, национальные особенности, образование, историю, природу и т.п. за право быть переведенными в весомый рубль. Мы не учитываем наши богатства даже наполовину. Потому что не умеем находить нужную пропорцию обмена богатства на деньги, оценить, например, интеллектуальный потенциал. Этим же мы подрываем основу для развития и совершенствования всех других сфер нашей деятельности, кроме той, которая связано с торговлей.
Но нужна прицельно точная политика управления всеми без исключения сферами нашей жизни.
Действительно, «точечное» управление, то есть применение политики адресного, абсолютно точного и обоснованного направления денег и законов на решение всех государственных задач с одной целью – увеличить Богатство России максимально быстрыми темпами это – не только предельно очевидная идея, но и идея, наиболее полно соответствующая современным возможностям связи и вычислительной техники. Мною разработан новый метод макроэкономического анализа – метод равного приращения богатства обменивающихся субъектов для нахождения равновесных оптимальных пропорций в экономике. Этот метод обоснован и применен для решения теоретических задач ценообразования, налогов, тарифов. Таким образом, основа для «точечного» управления есть.

Задачи и этапы реализации идеального управления
• Создание сбалансированной системы экономических отношений между всеми сферами социально-экономической деятельности, обеспечивающей максимально быстрый рост богатства общества;
• Обеспечение организационно-технических мероприятий по созданию электронной сети информационного обеспечения взаимных расчетов всех Субъектов общества, создающих базис открытого и обоснованного управления в стране;
• Переход к «системной» модели управления: организация ведения шести сбалансированных балансов, в которых выделить 50% фиксированных показателей, характеризующих политический выбор общества (правящей партии);
• Организация управления в экономике по идеальным моделям (соответствующим современным технологиям), обеспечивающим высокое качество производства и высшую производительность труда;
• Укрепление законности и правопорядка, платежной и производственной дисциплины за счет перекрестного (шестикратного) контроля;
• Учет любых видов деятельности в обществе по удовлетворению потребностей Субъектов общества как создающих богатство на основе формулы размерности богатства, которая совпадает с размерностью информации.
• Обеспечение роста уровня потребления всех Субъектов общества за счет роста богатства Общества и выполнения принципов «равных» обменов между всеми Субъектами общества, при которых происходит равное увеличение богатства всех участвующих в «обмене» (распределении) произведенного богатства.
• Решение на указанной базе региональных, национальных, социальных проблем, в том числе проблем безопасности и международного авторитета.

Проект реализации программы
Потоки денег, населения, энергии, продукции, ресурсов и «условий» могут быть фиксированы в виде шести балансов.
Так деньги (и ценные бумаги) разделяются на капитал (обязательные резервы, золотой запас), зарплата, деньги на воспроизводство, деньги на поиск и добычу ресурсов, деньги на создание условий жизнедеятельности общества (в т.ч. межнациональные отношения, экология (север-юг и т.д.), оборона, медицина, образование, культура), деньги на управление (наука, государственная статистика, технологии, средства массовой информации, социально-экологический мониторинг). Любой поток денег (вид денег) должен существовать отдельно, хотя результатом жизнедеятельности общества является, в частности, и изменение величин этих потоков. Однако изменение потоков денег не должно происходить в результате смешения видов денег. Так, например, деньги на воспроизводство могут быть затрачены только на воспроизводство. Деньги на зарплату - могут быть затрачены только на зарплату. Деньги на экологию - только на экологию. И т.д.
Так например, вырабатываемые Топливно-энергетическим комплексом ресурсы (электроэнергия, тепло, газ, услуги) распределяются на потребление во всех секторах системной модели общества. Откуда они возвращаются в виде денег, топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования и инструмента, услуг и т.д. в соответствии с соглашениями, ценами и тарифами.
Так население (как рабочая сила) распределяется на работу в области обслуживания потоков денег, воспроизводство энергии, воспроизводство населения, производства товаров и услуг, добычу и управление ресурсами, создание социально-экологических условий, в т.ч. обработку информации. Перераспределение рабочей силы может производиться только на основе профессионального переобучения, но не механически.
Так производство - это есть производство денег, энергии, производство для воспроизводства населения, для самовоспроизводства, для добычи ресурсов (руда, нефть, газ, уголь, корма и т.д.), для создания условий, в т.ч. обработка информации и связь.
Так добытые ресурсы распределяются между всеми секторами системной модели общества, в том числе для внутренних нужд. Устойчивость и равновесие сектора обеспечивается возвратом (в основном деньгами) в соответствии с тарифами, ценами и договорами.
Так создание условий есть создание условий для сферы ценных бумаг, для производства энергии, для роста населения, для повышения внутреннего валового продукта, для добычи ископаемых ресурсов, для обеспечения безопасности всех структур общества и т.д. Таким же образом, информационные потоки должны обслуживать все сферы жизнедеятельности общества и обеспечивать согласованность оценок всех видов деятельности общества самих по себе и между ними. Поэтому органы управления относятся к шестому сектору.
Все шесть балансов: деньги, энергия, население, производство, ресурсы, условия и информация должны быть согласованы между собой.
Согласование балансов производится на основе решения пяти уравнений, отражающих юридическое «равенство» всех шести секторов жизнедеятельности общества: финансовой, топливо - энергетической, трудовой, производственной, добывающей, социально-экологической и управленческой.
Результатом такой «плановой» работы, которая должна быть проведена под контролем Правительства России, может быть достижение устойчивости и развития российского общества.
Между всеми потоками устанавливаются определенные из упомянутой выше модели пропорции. Заработная плата - пропорция между мерой труда и мерой получаемых за него денег. Стоимость продукта - пропорция между деньгами (ценой) и определенной (количественной и качественной) мерой  продукта. Себестоимость продукта - пропорция между затратами (в денежной форме) на производство продукции заданной (количественной и качественной) меры. И так далее. Таких основных пропорций - 6х5 (шесть потоков каждого фактора разделяются на 5 остальных потоков и на собственное потребление). При этом первый из рассматриваемых потоков задает «единицу измерения». Например, денежный поток задает единицу = рубль, трудовой поток = человеко-час, производство = тонна-километр, ресурсный поток = киловатт, «поток» условий = показатель «комфортности», информационный поток = изменение «энтропии» системы. Но ввиду наличия пропорций может быть принята одна общая «мера», в которой измеряются все пропорции. Исторически это был человеко-час, а сегодня - рубль (доллар). Хотя и тогда и сегодня отсутствовала системность!
Установленные (согласованные) пропорции определяют возможные на текущий момент уровни (скорости) роста капитала, прироста населения, роста производства, увеличения ресурсов, улучшения условий жизни и информационного обеспечения. Возможно проведение политики, т.е. сознательное изменение одних пропорций за счет других. Как правило, это имеет место при сравнении своих пропорций с пропорциями других («развитых») стран. И может быть следствием амбиций политических лидеров.
Может показаться, что предложенная модель далека от рыночной экономики. Но это не так. Устанавливаемые пропорции не исключают проявление изобретательства в достижении больших для себя выгод, как например, текущий курс доллара не ограничивает возможности получения спекулятивной прибыли за счет большей информированности или рекламы. Более того, предлагаемое моделью усовершенствование управления в обществе за счет введения и использования шести согласованных балансов уравнивает в правах такие усовершенствования, как изобретательство в технологиях, пропаганда и агитация с целью воспитания претензий и вкусов в обществе, как использование ошибок в управлении, как совершенствование личного мастерства и т.д. Короче говоря, не только деньги, но и другие факторы жизнедеятельности общества приобретают равный статус ценности, участвуют в оценке богатства общества. Это с одной стороны. А с другой стороны, сохраняется широчайший пласт совершенствования мастерства, техники, технологий, условий, научных и эвристических открытий, что лично для каждого человека обозначает свободу воли, а для других факторов жизнедеятельности общества - свободу развития. И вот это все и надо характеризовать термином Рынок (а не базар, где торгуют только ради барыша, за который готовы подчас удавить своего конкурента, забывая о его самоценности).
Выше использованы результаты по анализу размерности информации и богатства (См. Тезисы конференции «Социальная информатика-95»-В.Г.Шолохов Структура информации, капитала и направления роста богатства общества,1995). А также математическая модель торгового обмена как наиболее характерной операции современного общества (См. Шолохов В.Г. О плановом ценообразовании в условиях хозяйственной самостоятельности предприятий // Реализация стратегии ускорения НТП в механизме ценообразования / Под ред. Е.Н. Блиокова. М.:Академии наук СССР ордена трудового красного знамени Институт Экономики, М.: 1990. С. 145 –158).

(1) Материал к первой теме дискуссии: «Анализ ситуации в области разработки идеала общества будущего» См. discussion@isirraen.ru / В списке свободных доменов с параметрами на 30 мая 2009 года/.


2002