Политические программы и способ идентификации прог

Шолохов Виталий
Существующие в России политические течения связывают себя с определенными сферами жизнедеятельности общества, что вредно для общества в целом. Только Правительство может поставить себя вне политики и принести пользу обществу. Хотя фракционная борьба может быть полезной для выработки правильного курса политики Правительства.
Например, рассмотрим Предвыборную Программу КПРФ 1999 г.: «КПРФ о выводе страны из социально-экономического кризиса».
Чтобы четко и конкретно показать место их тезисов в системе экономический категорий, примем другую точку зрения на социально-экономическую модель. Станем на позицию «потоковой» концепции и используем балансовый вид модели. Для этого выделим сферу «производства» и сферу «распределения». Состав и содержание потоков выберем такой, как они были определены выше на основе теории Богатства: поток трудозатрат (Человек), поток денег, поток фондов (Производство), поток ресурсов, поток продуктов производственной деятельности человека, поток информации (Условия). [Здесь последовательность потоков отличается от той, которая была принята выше при обсуждении проекта 6 балансов]. Каждый поток создается отдельной частью сферы «производства», каждая из которых «потребляет» определенный набор подпотоков, на которые расщепляется каждый поток. Обратимся к схеме (См. рис. 1).
На рис.1.: Ак – «производство» к-го потока: А1 –Человека, А2 – денег, А3 – воспроизводство, А4 – ресурсов, А5 – продуктов, А6 – условий; а Сij – коэффициенты распределения i-го потока по j-м производствам. В рассматриваемом случае к, i, j изменяются от 1 до 6. Каждое «производство» получает набор из 6 подпотоков в соответствии со значением второго индекса у Сik.
Вернемся к Программе КПРФ (рассматриваемой в виде примера). Это Программа «по преодолению кризиса и основа для первоочередных действий».
Пункт №1. «Государственные гарантии гражданам Российской Федерации: права на труд, своевременное получение зарплаты, пенсий, стипендий, сохранность текущих вкладов в банках, бесплатное здравоохранение, образование, жилье». С позиции нашей теории рефлексивного расщепления Человек состоит как бы из шести граней, которые индуцируются шестью основными сферами общественной жизни человека. Это определенные выше: Человек (способности человека) сам по себе; деньги; труд; то, что Человек имеет (ресурсы); то, что Человек потребляет (продукты); условия жизни человека. Эти шесть граней могут существовать только в результате поступления к Человеку (к каждой из его граней!) других людей, потоков денег, средств производства, ресурсов, продуктов, информации об условиях. Если считать, что политика сегодня обеспечивает все потребности ряда j=2 (т.е. денег), то пункт №1 Программы КПРФ состоит в том, чтобы сместить акцент на ряд j=1 (т.е. Человека).
Так как для определения коэффициентов Cij можно составить только 18 уравнений (6 вертикальный балансов, 6 горизонтальных «балансов» - производственных функций, 5 оптимизационных уравнений и 1 единица измерения для представления данных в какой-нибудь системе измерения), о неизвестных коэффициентов распределений 6х6=36, то ровно 50%  коэффициентов матрицы распределения потоков должна быть установлена нормативно. Поэтому принимая пункт №1 рассматриваемой (в качестве примера) Программы мы сразу же фиксируем 6 коэффициентов из 18, которые необходимо выбрать (1).
Пункт №2. «Восстановление народного хозяйства: запуск на полную мощность простаивающих заводов, фабрик, шахт, рудников и других предприятий. Государственное регулирование производства с предоставлением гарантированных полномочий трудовым коллективам и местным органам власти». С точки зрения нашей модели это фиксация ряда коэффициентов по линии j=3. То есть фиксация еще 6 коэффициентов из оставшихся после пункта №1 12 коэффициентов, которые необходимо установить нормативно.
Пункт №3. «Интеграция в международную экономику в соответствии с интересами развития России и ее народа. Соблюдение ряда заключенных торгово-экономических договоров и соглашений с одновременной корректировкой тех из них, в которых ущемлены национальные интересы Отечества. Установление реальной государственной монополии на экспорт стратегических видов сырья и продукции, импорт алкогольных и табачных изделий». Это – сфера деятельности «Условия», а пунктом №3 Программы фиксируются коэффициенты C64 и C65.
Таким образом, осталось еще 4 неопределенных коэффициента.
Пункт №4. «Восстановление социальной справедливости в отношении собственности: исправление нарушения законов, допущенных в ходе приватизации, переход в государственную собственность ключевых доходообразующих и стратегических отраслей и предприятий». Это – фиксация коэффициента С62.
«Реальная защита всех форм собственности: государственной, коллективной, частной и общественных организаций». Это – обещание не менять коэффициент С62 со временем.
Итак, осталось недоопределенными еще 3 коэффициента.
Пункт №5. «Установление действенного государственного контроля за деятельностью коммерческих банков, гарантируя при этом коммерческую тайну, обеспечивающую их нормальную работу. Передача ЦБ (Центрального Банка) под контроль Федерального Собрания». Речь идет о фиксации коэффициента С22.
Осталось недоопределенным еще 2 коэффициента.
Пункт №6.“Ликвидация долговых пирамид»” Это уточнение С23.
«Пресечение утечки капиталов, обращение к правительствам мира и международным организациям с целью возвращения незаконно вывезенных из России средств, использования их для улучшения жизни народа и расчета с кредиторами». Это – фиксация коэффициента С26.
Остался неопределенным 1 коэффициент!
Пункт №7. «Возрождение сельского хозяйства». Это – уточнение коэффициента С33.
Пункт №8. «Первоочередное восстановление и развитие основных систем жизнеобеспечения страны – топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водного и городского хозяйства, снизив при этом цены на энергоресурсы, услуги транспорта и связи». Это – уточнение С23!
Пункт №9. «Повышение финансирования науки и образования до уровня, обеспечивающего потребности общества». Это – фиксация С25.
Все! Больше вакантных мест нет! Или надо пересматривать уже выбранные коэффициенты, уточнять их.
Пункт №10. Оборона – создание условий!
Пункт №11 Кризис неплатежей – см. пункт №6.
Пункт №12 Защита товаропроизводителей. ?
Пункт №13 Привлечение внешних и внутренних инвестиций. – Перевод ресурсов в деньги = область воспроизводства, а не распределения.

Анализ программы КПРФ и общие выводы
Что плохо? То, что Программа КПРФ ориентирована не на восстановление России, а на восстановление «людей труда». Ибо люди других профессий могут начать борьбу за свои интересы. Да и вообще остальные люди разве не трудятся?
Общая национальная идея может состоять только в максимальном росте безопасности, могущества и авторитета России. Для сравнения, американцы говорят о лидерстве как стратегии национальной безопасности, которая имеет три цели:
• укрепление безопасности;
• содействие экономическому процветанию Америки;
• создание демократии в других странах.
Достижение указанных (или подобных) целей определяется количеством наличных ресурсов, один из которых является дефицитным.
Общая цель может иметь несколько имен, в зависимости от единицы измерения определяющего ресурса:
- богатство (деньги);
- потенциал энергетический (мощности);
- уровень благосостояния человека (объем потребления);
- максимальная информированность людей общества (информация);
- состояние инфраструктуры и внешних организаций (энтропия);
- максимум производственного потенциала (чел.-часы);
- и т.п.
Например, если остаться на позиции рынка, то 1) деньги – цель деятельности; 2) цены определяются в системе «борьбы»: спрос•предложение. Так как подсистема «спрос» и подсистема «предложение» представлены людьми, то каждая из них стремиться к максимизации прибыли. При абсолютном максимуме одной из подсистем вторая получает мало и разоряется (падение производства в России). Только при согласованной политике обеих подсистем имеет место рост общего благосостояния. Есть такое понятие: принцип согласованного оптимума (Волгин). Что для этого (для согласованного оптимума) надо иметь? 1) В функцию Богатства должны входить параметры всех подсистем, участвующих в производстве Богатства. 2) Принять в качестве принципа, что оптимум достигается при равенстве долей произведенного (в конкретном случае) богатства, которые получают все участники конкретного производства. Последнее обусловливается свойством систем оптимизации: равенство средних отклонений от оптимума («потеря на поиск») взаимодействующий в единой среде подсистем. Принцип можно доказать аналитически путем сравнения с результатами Волгина и демонстрацией их совпадения, а также. графически. Равенство в обмене не означает наличие фактического равенства: остается различие в потребностях сторон!
Возможности современной информатизации общества таковы, что позволяют уже сегодня приступить к управлению Россией по такому сложному алгоритму, который заложен в модели. И было бы жаль упустить эту возможность и позволить случаю шарахаться от одной крайности к другой.
Людвиг фон Мизес  утверждал, что в централизованно регулируемой экономике невозможно обеспечить технический прогресс, сформировать стимулы  эффективной работы (Коллективистское экономическое планирование, 1935). Это заявление справедливо только для той формы планирования, которая была принята в России в те годы. И которая предопределялась уровнем кадрового, научного и технического обеспечения. Сегодня при наличии мощной вычислительной техники могут быть предложены формы централизованного планирования и управления, которые не обладают недостатками прежней плановой системы. Последнее обеспечивается принятием ряда рациональных принципов, основным из которых является «равенство» всех Субъектов экономики страны, осуществляющей централизованное управление.  Принятие принципа равенства делает централизованное управление не столь жестким, как при плановой экономике социализма, а гибким, учитывающим возможности и потребности всех сторон экономического хозяйства. В то же время гибкая система централизованного управления в состоянии обеспечить достижение государственных целей и одновременно обладать свойствами, обеспечивающими  устойчивое развитие экономики.

Организационно-правовые мероприятия по обеспечению максимального темпа роста богатства
1. Необходимо ввести критерий равенства сторон в обменных отношениях: пропорция обмена считается эквивалентной при равенстве процента прироста богатства сторон.
Можно показать, что критерий равенства сторон в обмене придает экономике ряд ценных свойств: ускорение научно-технического прогресса, повышение качества, экономия ресурсов, обеспечение максимальной скорости социально-экономических процессов.
  Фактическое равенство сторон обеспечивается при полной взаимной информированности. Право коммерческой тайны обеспечивает безопасность экономических отношений с конкурентами.
  2. Функцию богатства определить как функция шести (6-ти) факторов: трудозатраты, продукты, деньги, ресурсы, информация и условия, которые входят в функцию как рефлексивные оценки всех сторон, участвующих в обмене. Ввести социальную систему выражения функции богатства через значение любого из шести факторов и их взаимных перерасчетов.
3. С помощью функции богатства из равенства приращения ее для обменивающихся сторон определять "цену" каждого обмена и в этом смысле установить свободные цены (не фиксируемые нормативно).
4. Правительству образовать шесть основных министерств - по факторам: труда, торговли, финансов, ресурсов, информации и социально-экологических проблем. Для решения других задач создать специальные комитеты.
  5. Министерства должны устанавливать оценки затрат факторов на воспроизводство своих факторов по мировым стандартам. Последние отслеживаются, например, службой внешней разведки.
6. Правительство должно разработать социально-экономические программы, исходя из норм и нормативов на уровне лучших мировых достижений. В частности, оно будет формировать свой бюджет с опережением на основе прогнозных оценок выполнения этих программ на уровне мировых стандартов. Так как денежные средства предоставляются в соответствии с фактом, то часть средств останется не востребованной, останется в распоряжении правительства и может использоваться им для реализации дополнительных программ достижения мирового уровня на существующих или новых направлениях. Денежное обращение организуется банками, контролируется министерством финансов.
7. Правительство должно создать государственную информационную систему, в котором выполняются расчеты пропорций обменов любых пар обменов, их стоимости, производительности труда, стоимости труда и другие показатели производства. В частности, это позволит все стоимости свести к стоимости одного продукта, например, золота.
8. Наука и социально-природная сфера должны стать элементами экономической системы.
  9. Национальные особенности должны рассматриваться как некоторые условия воспроизводства. Их сохранение подобно охране природы. В результате обеспечения принципов равенства, системности и информированности исключаются национальные конфликты.
По всем этим (и таким) направлениям должны быть созданы экспертно-оперативные службы со всем необходимым современным информационно-техническим обеспечением.

Некоторые выводы.
 1) возможно большое многообразие форм общественного устройства;
 2) переход от примитивных форм к высшим не может быть осуществлен слепо;
 3) государства высших типов должны иметь не только информацию для управления, но и мощный аппарат для принуждения членов общества к соблюдению установленных им пропорций или ограничений;
 4) при учете существования других Государств на него могут быть возложены и другие задачи, например, обеспечение лидерства (последнее порождает необходимость в 4 х видах информации: факт, норма, прогноз, план); Можно считать, что необходимость обеспечения лидерства порождает несколько новых уравнений типа оптимального распределения государственных средств на увеличение экономического, научно технического, интеллектуального и других потенциалов общества;
 5) роль государства возрастает по мере продвижения общества к прогрессу;
 6) еще большее многообразие форм Государственности возникает при отказе от принципа равенства классов (факторов).
 Заключение.
Поэтому должны быть сознательно определены и закреплены принципы того Государства, которое мы хотим иметь. Только отсюда можно получить стратегию и тактику, то есть содержание политики. Иначе   блуд.

Два приложения.
Три варианта развития цивилизации – либеральный, социалистический и новоконсервативный  фактически определяют, как предполагается распределить акценты между социальным уровнем управления и глобальным уровнем. Я полагаю, что либеральный путь это ориентация на глобальную систему управления, «элементы» которой – организации разрывают связи с социальным уровнем. Оправдание может быть такое (как у Смита): организации будут находиться в относительном равновесии и  «дождь» благ польется на людей – членов этих организаций из тех доходов, которые будут обеспечены свободой и равенством деятельности организаций.
Таким же образом, социалистический путь также ориентируется на глобальное управление, но в котором «клетками» являются люди. Основание для этой точки зрения является то, что (в случае глобальной системы либерального типа) банкротство организации создает кризис в сфере ее деятельности. Моделью такой ситуации может служить финансовый кризис в Индонезии в 1999 году.
Можно постулировать, что новоконсервативный путь – это путь отказа  от глобального пути развития. Это консервация статус кво. Это идеализация существующего положения вещей в мире. Оправданием такой тенденции может служить лишь перспектива глобальной неустойчивости или наличие других ограничений на пути развития человечества в направлении глобализации и последующего космизма.
Глобальный уровень управления на Земле обладает потенциально колоссальными возможностями. Как и человеческий организм, например, этот уровень создает свои структуры  и органы. Самый высший орган – орган управления, так сказать мозг глобального управления, имеет целью выживание земной цивилизации. Для этого он использует любые доступные ресурсы, учитывает естественные ограничения и связи. Аналог его управления это управления в современном государстве. Поэтому формы организации управления демократия, элита, диктатор – могут быть любыми. Вряд ли удастся договориться о какой-то одной форме управления. А связи с тем, что механизм глобального управления очень сложен и последствия ошибок очень велико, то, скорее всего, это будет какой-то вид президентского правления с ситуационной сменой лидера. Безопасность глобального управления будет обеспечиваться тем, что решения сверху будут обязательными только до уровня организаций. Последние при этом будут иметь если не право вето,  то какой-то другой способ смены лидера без перехода ситуаций в кризис.
В.В. Путин “Россия на рубеже тысячелетий” (“Независимая газета”, № 245 от 30 декабря 1999г., сетевая версия): “Случайно или нет наступление миллениума хронологически совпало с глубоким поворотом, который происходит в мире в последние 20-30 лет. Я имею в виду стремительно происходящие глубокие перемены во всем укладе жизни человечества, связанные с формированием того, что принято называть постиндустриальным обществом. Напомню некоторые его основные черты.
При изменение экономической структуры общества: снижается удельный вес материального производства и возрастает доля вторичного и третичного секторов. Это постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, увеличение выпуска наукоемкой продукции. Это бурное развитие информатики и телекоммуникаций. Это первостепенное внимание к менеджменту, совершенствованию системы организации и управления всеми отраслями жизни общества. Это, наконец, лидерство человека. Именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становится главной движущей силой развития, движения вперед”.

Ссылка
(1) «…рынок и власть образуют неразрывную сущность государства – особый биокибернетический регулятор самоуправления человеческого общества». А.В.Носиков Апокалипсис ноосферы. Биокибернетический синтез науки и религии. // Изд-во «Фолиант». Владимир. 2000. С. 58.

2000