Психологические причины неуспеваемости

Алексей Гадаев
Психолого-педагогические причины неуспеваемости.
Н.П.Локалова дает определения:
  Астеническое состояние - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной  утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.
Дисциплина - общественные отношения, регулирующие формы поведения в обществе; средство общественного контроля над повседневным поведением людей.
Лень - немотивированное уклонение ребенка от порученных дел, пассивное отношение к учению.
Недисциплинированность - свойство личности, характеризующееся  нежеланием выполнять социальные нормы поведения, являющиеся  иногда проявлением негативизма, но чаще недостатком воспитания как отсутствием волевых навыков.
Педагогическая запущенность - отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности учащегося, обусловленное недостатками воспитания и обучения.
Приемы учебной деятельности - способы выполнения учебной работы, которые могут быть объективно выражены в виде перечня действий, входящих в состав приема.
Несформированность приемов учебной деятельности затрудняют учебную деятельность и являются базовыми элементами нарушений в интеллекте учащегося.
Недостатки:
1. заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнения без усвоения правила (Л.С. Славина);
2. выучивания основных частей текста, ориентируясь на внешнюю структуру текста (абзацы), а не на основе смысловых связей (Е.Д.Божович).
3. использование неправильных приемов заучивания.
Неправильные приемы учебной деятельности легко изменить, так как правильным приемам ученика никто не учил. Учителя полагают что не требуется специальной работы по разъяснению, а отметка для него и есть оценка знаний ученика.
Л.С. Славина предлагает считать недисциплинированными учеников, которые систематически нарушают правила образовательного процесса и  для всех тех учащихся, которые проявляют грубость мешают занятиям в классе, тех кто проявляет драчливость, делинквентность или ведёт себя в соответствии с этими правилами, но выполняет их по принуждению, из страха, из-за честолюбия, то есть не добровольно.
Причиной нарушений на уроке могут быть повышенная утомляемость. Это может вызвать потребность ученика в кратковременном отдыхе (даже на уроке), и при этом это может привести к "смысловому барьеру".
" Смысловой барьер"- явление, когда предъявляемое учащемуся требование имеет разный смысл для него и для предъявляющего требование учителя, воспитателя, родителя
Причиной нарушений школьных привил поведения может выступать педагогическая запущенность ученика это и незрелость эмоциональной сферы, недостатки в развитии произвольных процессов.
Произвольность - сознательная регуляция субъектом психических  актов на основе имеющейся у него потребности и достижении цели как образца предвосхищаемого результата.
Аффект  и неприятные эмоциональные переживания, по большей части имеющие место у недисциплинированных школьников.
Аффект неадекватности - устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виновником.
Переживание - эмоционально окрашенное состояние, представленное в сознании учащегося  и выступающее как событие его собственной жизни.
Влияние аффекта не всегда удается обнаружить и ученик не всегда может увязать аффект со своим поведением и увидеть  причину своего проступка. Например привычка заниматься посторонними делами (мобильный телефон) переходит в аффект неадекватности и его неучастие в общей работе класса.
Локалова считает что:
1. необходимо устранить у школьников аффекты
2.искоренить неорганизованное и недисциплинированное поведение и помочь выработать у них соответствующие формы  и мотивировать на осознание и контроль своего поведения.
3. принять меры по повышению успеваемости.
(Н.П. Локалова. Школьная неуспеваемость ... М.:"Питер" 2009).