« В окне сверкнул, дробясь, сочельник...
Здесь, в этом доме - ждут меня.»
\ Саша Черный \
Сегодня у православных верующих кончается Рождественский пост -«Филипповки», начавшиеся 27 ноября. Лишь с «Николы Зимнего» был он строгим - шла тихая подготовка души и тела, чтобы услышать ангельское пение в Святую Рождественскую ночь: «Слава в вышних Богу, на земли мир и в человецех благоволение».
Наступает Навечерие Рождества или сочельник ( кутейник). Это день строгого поста, вкушение только сочива (кутьи) - вареной пшеницы с медом, да и то лишь после появления «первой звезды» : РОЖДЕСТВЕНСКОЙ. Как там дальше у Саши Черного в стихотворении «Сочельник в Пскове»? « О, белоснежный, круглый стол!
Узвар из терпких груш так лАком...
Кутьи медовой зерна с маком.
. . . . . . . . . . .
Под самоварный говорок...»
В прежние времена под конец «Филипповок» старики уже думали о закупке скоромного (мясного), а старушки судачили, в чьем доме праздновать Святки, да кого собирать на них.
Праздник Рождества Христова отмечался почти с апостольских времен и в древности назывался Богоявлением, На Руси же он стал отмечаться с Х -го века, после введения христианства. В рождественские дни в христианских храмах особенно подчеркивается, что жизнь Иисуса Христа есть путь, которым надлежит следовать каждому человеку.
У икон теплятся лампады и ярко горят восковые свечи, под сводами церкви - сияющее от свеч паникадИло. И вот звучит славленье: «Рождество Твое, Христе Боже наш , воссия мирови свет разума...» Радостно поздравляя друг друга с праздником, расходятся прихожане, приглашая «на Святки» в гости.
Да, так все и было совсем недавно - каких-нибудь сто лет назад... По всей России и в каждой семье. И не 6-го января, как сейчас, а 24-го декабря, и приурочивался праздник еще и ко дню солнцеворота, к природным явлениям, как у далеких предков...
Но... всё смешалось в нашем Отечестве...Светская власть перешла на новый календарь, церковная - осталась в юлианском. Новый Год празднуется до Рождества, пост продолжается после Нового года. Появляется Старый Новый Год. И до каких же пор будет эта неразбериха? Многие празднуют 2 Рождества (правда, некоторые - ни одного...).
В прежней России 23-го декабря был нерабочим днем. Все закупали гусей, молочных поросят, уток.. На столе должно было стоять 12 блюд - по числу апостолов. И Святки продолжались 12 дней. При Петре 1-м нельзя было ставить на стол блюда из курицы и зайца.
А вообще это был прежде всего детский праздник: они ходили на представления с вертепом и сами его разыгрывали. Им же в эти дни покупали много игрушек, а Рождественский Дед клал под елку подарки. Наряжали елку взрослые, а дети входили в залу утром, и уже при них торжественно зажигались елочные свечи... В богатые дома приглашались бедные дети.
Первая публичная елка появилась в Петербурге в 1852-м году - ее установили на Екатерининском вокзале. А после публикации сказки Гофмана «Щелкунчик» они появились повсеместно. 90% игрушек ввозилось из-за границы. С 1910 года Дед стал величаться Морозом. Его прообразом был, как известно, святой Николай. С началом 20-го века пришла традиция дарить рождественские открытки - их разрисовывали известные художники, в том числе и Николай Рерих. На них часто изображались дети: их лучше всех изображала Елизавета Том. Выпускала же открытки община Святой Евгении. После празднеств их вставляли в альбомы.
А вот немного из истории рождественского рассказа. Он должен был заключать в себе:
а) хорошего человека, б) гуся, в) свинью и, наконец, колокольный звон - под занавес... А Антон Павлович Чехов, не подчиняясь канону, сочинил святочный рассказ, где Новый год - хуже Старого... Потому что: стареет жена, бОльше детей, больше морщин, больше лысина...
Замечательно описаны приготовления к Рождеству и первый святочный вечер в романе «Доктор Живаго». Даже процесс изготовления игрушек - из папье-маше, прессованного картона, в том числе и самодельных куколок. Итак, елка у Свентицких. Дети расходятся спать или по домам, а в 10 вечера свечи на елке зажигаются во второй раз. Начинаются танцы, игра в карты, костюмированные представления... Веселье - в разгаре.
Где-то в начале века Надежда Кудашева сочинила песенку про «Елочку», а музыку написал талантливый дилетант - агроном Бехман. А после Революции родилась такая байка:
« Скоро будет Рождество - мерзкий праздник буржуазный,
Дед придет к нам безобразный...
Дружно все гурьбой пойдем
Мы за елкой с топором!"
В 1918-м елку запретили, а в 1935-м - разрешили вновь, но уже с красной звездой вместо Вифлеемской. Вот такие перипетии прошло празднование Рождества в России.
С одной стороны, в таком виде оно ушло в прошлое, но осталось его «звездное тепло»: возле него мы можем согреться душой - стОит лишь вызвать его вечные образы и картины в нашей памяти... С Рождеством Христовым!
6 - 7 января 2011г.