Как создавалась Песня о Калашникове

Владимир Тяптин
 МЫ СЛАВИМ ТЕБЯ, НАШ ИЖЕВСК!

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПЕСНЯ О КАЛАШНИКОВЕ

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ТЕКСТЫ "ПЕСНИ О КАЛАШНИКОВЕ"

    
Мною сочинены три текста «Песни о Калашникове».

     Первый текст я написал 19 декабря 1992 года за полтора года до знакомства с Виктором. Песня была задумана мною как строевая для Российской Армии. В моём представлении она должна была быть предельно простой, задорной, с огоньком, воспевать силу и славу российского оружия и воздавать должное создателю автомата.

     Текст, как всегда, был написан мною на одном дыхании и был напечатан в моей второй книге «На пруду Ижевском». Эта книга вышла в свет тиражом 2 тыс. экземпляров в июне 1993 года. Затем текст этой песни был напечатан во втором, несколько изменённом, издании этой книги, вышедшей в свет в сентябре 1993 года тиражом 1 тыс. экземпляров.

     1 октября 1994 года я сделал второй, значительно переработанный, текст «Песни о Калашникове» и предложил композитору Геннадию Михайловичу Корепанову-Камскому написать к нему музыку, чтобы эта песня прозвучала на юбилейных торжествах, посвящённых 75-летию со дня рождения Михаила Тимофеевича.

     Геннадий Михайлович горячо взялся за эту работу, и через неделю песня была готова. Музыка была написана для хора на четыре голоса в сопровождении рояля и передана им в хор Удмуртского радио и телевидения (в настоящее время Государственная хоровая капелла «Удмуртия»). За два дня до торжественного мероприятия мы с ним прослушали исполнение этой песни в зале звукозаписи на Удмуртском Радио в исполнении мужской части этого хора. Геннадий Михайлович остался доволен, хотя песня прозвучала только на три голоса.

     Дней десять до этого запись этой песни в исполнении Геннадия Михайловича была произведена у него на квартире съёмочной группой ГТРК «Удмуртия». Инициатором этой записи явился собкор ИТАР-ТАСС Альфред Александрович Артамонов, который тогда готовил телефильм о Михаиле Тимофеевиче. Исполнение песни было включено в программу торжественного мероприятия. Еженедельно в Правительстве республики проводилось обсуждение хода подготовки этого мероприятия. От Администрации Ижевска на них присутствовала моя супруга и информировала меня, что песня должна быть исполнена.
Я вспоминаю, с какой радостью шёл на это мероприятие Геннадий Михайлович. По его просьбе я достал через Ижевскую мэрию пригласительный билет для его супруги – Клавдии Васильевны. В фойе каждый участник этого мероприятия мог получить свежий номер республиканской газеты «Долг», где на первой полосе был напечатан текст «Песни о Калашникове». Многие заранее поздравляли нас с Геннадием Михайловичем с тем, что будет исполнена эта песня.

     К сожалению, эта песня на торжественном мероприятии не была исполнена. Организаторы концерта держали нас Геннадием Михайловичем до последней минуты в неведении о том, что решили эту песню исключить из концерта, чтобы не дать возможность Геннадию Михайловичу поставить всё на своё место. О том, что песня исполняться не будет, за пять минут до концерта сообщила моей супруге тогдашний министр культуры Анетта Петровна Сидорова. Ни к тексту, ни к музыке, ни к исполнению придраться было нельзя. Формальной причиной было названо то, что для исполнения песни необходимо было выкатывать на сцену рояль.

      Что делать! Аппаратные игры непредсказуемы! К тому же конкуренция. Три года до этого в Санкт-Петербурге конкуренты убили Игоря Талькова. Теперь хотели убить песню. Но прекрасное не умирает. «Песня о Калашникове», как феникс, через три года возродилась и на крыльях музыки Виктора Шацкого триумфально воспарила над Россией. Но об этом чуть позднее.

----------
  На фото: Виктор Шацкий поёт "Песню о Калашникове", поднявшись из зала. 27 апреля 2001 г. Мой авторский вечер "Люблю тебя, хорошая!" в концертном зале Государственной филармонии Удмуртской Республики.