Спички для Гоши

Владимир Илюшенко
               

       Едва ли не в каждом селе живёт человек, о котором можно сказать "не от мира сего", но чаще таких у нас называют просто дурачками.
       У некоторых народов и сейчас принято считать таких святыми, людьми Бога. Чем невнятней их речь, тем больше окружающим кажется, что они говорят на языке, простым людям недоступном.
       Есть такое выражение "Не стоит село без праведника". Может, именно эти "дурачки" и есть настоящие праведники. Иногда во всей деревне не сыщешь человека, который бы не врал, не крал, не грешил... А эти - чисты, аки младенцы. И бывает, что прозорливости их позавидовать можно. Есть у нас деревня с жутковатым названием Чёрная Кома. Всякие недоразумения с этим названием случаются. Однажды звонят из краевого центра в приёмную главы района и спрашивают: "Где у вас районный глава?" Секретарша отвечает: "Он сейчас в Коме". А на том конце: "Да что вы говорите, так плох? Что с ним произошло?".
               
        В этой деревне в 30-е годы жила семья, в которой один из сыновей был "блаженный". И была у него странная страсть. Любил он коробкИ спичечные. Выпросит у кого денежку - и в магазин. В сельских магазинах тогда не много наименований товаров было в свободной продаже. Самое основное продавали по паевым книжкам, да и то надо было, чтобы взносы были уплачены вовремя. Так большевики из крестьян выжимали дополнительные доходы. На все товары налагалась гужнадбавка в 3 процента, плюс к тому с пайщиков собирали взносы, а не пайщикам ходовых товаров не продавали. Такое положение ещё сохранялось в 70-е годы, я сам был пайщиком. Крупу и мыло уже продавали без ограничений, но дефицитные товары - только пайщикам. Так вот, в 30-х годах спички были в числе немногих товаров в свободной продаже. Гоша и скупал их на все деньги, какие к нему попадали. А кроме того, выпрашивал спички у односельчан, у шоферов или трактористов из МТС, у городских приезжих.
        Его братья и сёстры повзрослели и отделились от родителей, и те жили с Гошей в большом крестовом доме втроём. Очевидец рассказывал, что весь дом был заставлен штабелями спичечных коробков от пола до потолка. Никто из родных не смел лишать несчастного его единственной радости и забавы. Некоторые деревенские парни, идя вечером в клуб, брали по запасному коробку - Гошу побаловать. Другие (их было больше) потешались над Гошиной блажью.
        В 41-м началась война. Деревенский магазин вскоре опустел вовсе. Мало того, что в деревню и так завозилось не ахти сколько товаров, так теперь и этот поток иссяк. Ко всему, деревня расположена на правом берегу Енисея и большую часть года отрезана от района бурными водами, а с другой стороны - необжитой тайгой от остального мира.
        Вот тут то Гошина страсть сыграла добрую службу его старым родителям. Продавая или меняя спички на нужные вещи, те пережили войну в своём медвежьем углу более-менее обеспеченно.
        И кто после этого провидец?