7. 2. И снова об особенностях ритмики ямба

Ох! Ю.П., Ю.П.!
Опять попал пальцем в небо!
А ведь писал мне Филолох в своей рецензии, что надо считать не слоги, а стопы, но почему же мы так глухи к чужим словам (и я в том числе). Должен был пройти почти год.  Нужно было Ирине Шулениной, при своём прочтении, заблудиться в моих беллетристических наворотах, чтобы я вернулся к этой простой мысли и рассмотрел вопрос совсем с другой стороны.
Глянем на выше приведённые примеры со стороны количества стоп, а не слогов.

Итак:

Дождь хлещет вновь стальные лужи,
01 01 01 01 0
Швыряет ветер жухлую листву,
01 01 01 01 01
А мне один твой взгляд лишь нужен,
01 01 01 01 0
Тобой одним я сутками живу...
01 01 01 01 01

Моя Кончита! Ты прелестна, право...
01 01 01 01 01 0
Твоя чудная неземная красота
01 01 01 01 01 01
Мне послужила ветреной забавой,
01 01 01 01 01 0
И опьянила вязкой нежностью уста.
01 01 01 01 01 01

И что же мы видим на взгляд прямой и непредвзятый?
В нечетных строках 6 стоп, а в чётных 5(!!!) в обоих примерах.
То есть это просто не пятистопный ямб, а вольный ямб или как там ещё.

Естественно, что эти примеры и звучат диковато не почему-то, а просто от того, что авторам захотелось в нечётные строки добавить лишнюю стопу.
 Я же своими правками убирал её и, естественно, приводил примеры к обычному пятистопному ямбу.
 Безусловно, они становились ритмичнее, и ничего здесь удивительного нет.

Ну а в примере, который, якобы иллюстрировал моё правило (предложенное в конце эссе):
 в случае мужской рифмы в первой им третьей строках вольно обращаться со 2-ой и 4-ой, то они оказались на слог длиннее именно за счёт женской рифмы при сохранении четырёхстопности ямба:

Я не ищу с тобою встреч, (8)
01 01 01 01
Несу одна размолвок ношу, (9)
01 01 01 01 0
Не удалось любовь сберечь, (8)
01 01 01 01
Все мысли о тебе отброшу. (9)
01 01 01 01 0

Но, если за это я попросил прощения у введённых в заблуждение, но промолчавших по тем или иным причинам, то двигаясь дальше и пытаясь всё же защитить своё правило попробую смоделировать катрен, где нечётная строчка будет удлинена на 1 стопу. Интересно что выйдет. В случае нечётных женских это нездорово – мы поняли.

Я не ищу с тобою встреч, (8)
01 01 01 01
Несу одна размолвок наших ношу, (11)
01 01 01 01 01 0
Не удалось любовь сберечь, (8)
01 01 01 01
Все мысли о тебе долой отброшу. (11)
01 01 01 01 01 0

Ну и что? Возможно не так остро, как в исходных примерах, но хочется удлинить на одну стопу первую и третью строчку, доводя ямб до полноценного пятистопного, например:

Я не ищу с тобою пылких встреч, (10)
01 01 01 01 01
Несу одна размолвок наших ношу, (11)
01 01 01 01 01 0
Не удалось любви нам уберечь, (10)
01 01 01 01 01
Все мысли о тебе долой отброшу. (11)
01 01 01 01 01 0

Ну вот, другое дело!

А если укоротить чётные на одну стопу (я же разрешил):

Я не ищу с тобою пылких встреч, (10)
01 01 01 01 01
Несу одна размолвок ношу, (9)
01 01 01 01 0
Не удалось любви нам уберечь, (10)
01 01 01 01 01
Все мысли о тебе отброшу. (9)
01 01 01 01 0

А это - нет! Опять что-то не то.

Получается  Ю.П. действительно изобретал очередной «вилосипет», и морочил людям головы.

А ларчик просто открывался. Нет никакой такой особенности в ритмике ямба, а просто (и это относится к любому метру, в том числе и трёхсложному)
В СТРОКАХ ДОЛЖНО БЫТЬ ОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСТВО СТОП.
 ПРИ ЭТОМ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ НЕ ВАЖНО –
ОНО ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ЧЕРЕДОВАНИЯ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ РИФМЫ.
 А ОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ (АБСОЛЮТНО ОДИНАКОВЫЙ РАЗМЕР) БУДЕТ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РИФМА ПРИМЕНЯЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МУЖСКАЯ ИЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЖЕНСКАЯ.

Вот так вот посыпает голову пеплом Ваш любимый Ю.П.

Но это свидетельствует только о том, что вопрос на поверку не так прост.

Скольких стихирян я видел, которые считали число слогов полагая, что размер у строк должен быть одинаковым, а то будет неправильный ритм.

А простое и очевидное, но не постулированное правило, приведённое выше, снимает все вопросы в отношении не только ритмики ямба, но и любого другого метра.

И вот это пытался мне объяснить Филолох, но я этого тоже не услышал (год назад!!!).

Простите, люди!

А сколько политиков нам вот так же голову морочит и совершенно не просит никакого прощения. Думаю, меня это несколько извиняет.

Да и путь к истине вряд ли менее дорог, чем сама добытая истина.

За сим остаюсь всегда ваш,

Ю.П.


Рецензии
Юрий Петрович.
По поводу стопы в ямбе, думаю вот это вам будет любопытно:
Едва-едва развалится строфа.
http://stihi.ru/2011/10/11/2157
...
Есть моноримы, а я попробовал изобразить "моностоп", впрочем этот зверь
("ВАу" ни на кого не похожий), а посему клички не имеет.
С симпатией, Олег.

Гольгертс   23.01.2012 00:30     Заявить о нарушении
Любопытно! Аллитерация в одном флаконе с ассонансом.
Хотя нет! Согласные-то разные, хотя родственные. Я бы, в простоте, решил, что это просто на звук "а" ассонанс.

Семинар Юрия Петровича   23.01.2012 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.