5. 2. Попытка нового определения пеона

Начало можно посмотреть здесь:

http://www.stihi.ru/2008/06/17/2785

И всё-таки что же такое пеон?

Искусственная никому не нужная конструкция или очень необходимая вещь, просто не замечаемая нами в повседневной жизни и не выделяемая в отдельное понятие.

Слушая известную песню А.Дулова на стихи Н.Рубцова «Размытый путь» я вдруг увидел в ней 4-й пеон, хотя раньше бы, особенно читая её как стихи, рассматривал бы как обычный ямб. В чём тут дело?  Посмотрим вместе:
 (как всегда, 0-ударный слог,1-безударный)
Размытый путь и вдоль кривые тополя
01 01 01 01 01 01
Я слышал неба звук – была пора отлёта
01 01 01 01 01 01 0
И вот я встал и тихо вышел за ворота
01 01 01 01 01 01
Туда, где простирались жёлтые поля.
01 01 01 01 01 01 0
Что мы видим? Шестистопный (!!!) ямб, а в чётных строках, за счёт женской рифмы, аж 13 (!!!) слогов. Если при чтении  честно «ударять» на все ударные слоги,  мы получим монотонное, либо, напротив, слишком  «резвое» звучание в зависимости от темпа произнесения слов.
А если слушать с музыкой, медленной и лиричной, которую написал А.Дулов нетрудно заметить, что ударения приходятся на 4-й,8-й и 12-й слоги, что соответствует трёхстопному 4-му пеону, а вовсе не шестистопному ямбу.
Перепишем теперь схему ритма таким образом, что поставим знак + на искусственных пиррихиях (пропускаемых ударениях), а точнее на второстепенных полусильных ударениях – по аналогии с полусильными ударениями в трёхсложниках.

Размытый пУть и вдоль кривЫе тополЯ
0+01 0+01 0+01
Я слышал нЕба звук – былА пора отлЁта
0+01 0+01 0+01 0
И вот я встАл и тихо вЫшел за ворОта
0+01 0+01 0+01
Туда, где прОстирались жЁлтые полЯ.
0+01 0+01 0+01 0
И если рассмотреть с точки зрения Пеона-4 этот стих, то в большинстве мест он отвечает требованиям, предъявляемым к пеону, т.е. используются многосложные слова и в чистом ямбе всё равно пришлось бы пропускать ударения.
4-я строчка уже почти классический пеон, но в отличие от сконструированных мной в предыдущем эссе, напоенный высокой поэзией.
Если Вы вспомните, то в предыдущем эссе все сконструированные пеоны были двухсложные, а это так же смешно как двухстопный ямб, скажем, или двухстопный анапест, хотя последний применяется довольно часто и создаёт очень динамичные стихи (хотя, вообще-то динамика трёхсложникам не свойственна).
Итак, новое определение пеона, до которого дошёл Юрий Петрович.
Пеоном должен считаться длинносложный метр (не менее 12 слогов в строке) ямбического или хореического построения с регулярными пиррихиями (пропусками ударений).
Это, однако, отнюдь  не избавляет поэта от слежения за распадом и полураспадом ударений. К этому вопросу следует подходить так же как в ямбе и хорее и считать недопустимым наличие ударений в словах, не соответствующих ударным слогам в метре. Речь, естественно, не идёт об односложных словах – спондей, он и в Африке – спондей, его никто не отменял.
Как всегда жду разъяснений филологов. Вот такую мысль, до которой я дошёл в этом эссе они мне отнюдь не подсказали в рецензиях, хотя была одна такая попытка, но товарищ не счёл нужным пускаться в разъяснения. Во всяком случае, в «Википедии» и учебнике стихосложения на стихире я подобного определения пеона не встречал.
 Впрочем, возможно, я открыл очередной «вилосипет» и для профессионалов всё вышеизложенное так же очевидно как для повара то, что суп надо солить. А как же иначе?
За сим остаюсь всегда ваш,
Ю.П.


Рецензии
Тяжело вклиниваться в разговор Посвящённых, а что делать профану? Отползать! Одного раза мне мало прочитать, надо как настольную книгу - постоянно перечитывать. Господи, помоги нам профанам! Если буду думать как правильно писать, то забуду картинку. А о чём я собственно?... А, да ладно!...

Дульсинея Ейская   06.04.2011 12:31     Заявить о нарушении
Ещё и ещё раз повторяю. Ни в коем случае, сочиняя, сороконожка не должна думать, куда ступить 17-й ногой. Споткнётся действительно и упадёт. Но когда вещь написана не надо тащить её сразу в стихиру, а перечитать со всех точек зрения и отправить ко мне на разбор полйтов. Не так много у тебя ошибок, Лидусь, чтобы заморачиваться, а по мелочи помогу. Что за вопрос. Сходи лучше ко мне на страничку и оцени новинку. Типа "А судьи кто?" А то может других учу а сам не умею. Держи ссылочку:
http://stihi.ru/2011/04/06/3804
Жду!

Семинар Юрия Петровича   06.04.2011 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.