О балладе

Ромен Нудельман
                «Немолод очень лад баллад,
                но если слова болят
                и слова  говорят, про то, что болят,
                молодеет и лад баллад».

                В.Маяковский, «Про это».

Дадим краткую характеристику жанра баллады, следуя поэтическим строкам, вынесенным в эпиграф. При этом использованы печатные труды и электронные ресурсы, список которых приводится в книге «Немецкие баллады», 2010, с. 214 – 217.

1. Поэт прав,  жанр баллады действительно немолод. Она зародилась в  XI веке на заре становления в Европе феодального строя. Первоначально баллада представляла собой плясовую песню. На ее связь с танцем указывает то, что слова «баллада» и «балет» происходят от общего корня. Постепенно баллада отделилась от танцевального сопровождения, ставшего самостоятельным жанром.
Фольклорные баллады передавались по всей Европе странствующими поэтами-певцами, которые в процессе исполнения нередко вносили в тексты различные вариации. Знакомство  с балладами было удивительно широко распространено в народе, они передавались из уст в уста через поколения. 
В ХIV веке наступает расцвет баллады в придворной поэзии, прежде всего при Французском дворе. При этом куртуазные поэты выработали застывшую каноническую форму произведения. Баллада должна была состоять из трех строф по восемь или десять стихов,  каждый из которых включал соответственно восемь или десять слогов.  Позднее к балладе стали присоединять так называемую «посылку» (обращение к слушателю) в четыре стиха. Предопределялся также характер рифмовки.
Наивысшего совершенства средневековая баллада достигла в  ХV веке в творчестве последнего и величайшего поэта французского средневековья Франсуа Вийона (ок.1431- после 1463). Тщательно соблюдая каноническую форму стиха, Вийон вместе с тем сумел выразить в своих балладах все богатство человеческих переживаний, разнообразие жизненных впечатлений своей бурной и далеко небезгрешной жизни.
В ХVI – XVП веках на фоне присущих Средневековью настроений общественной усталости, страха перед судьбой баллада вышла из моды.

Новое гражданское самосознание, зародившееся в эпоху Просвещения во второй половине XVIII века, включило в себя  понимание самобытности исторического пути, языка, культуры  каждого народа. Баллада вновь привлекла к себе общественный интерес.
Первые европейски значимые результаты в создании и осмыслении жанра литературной баллады были достигнуты в Германии. Огромную роль здесь в период  «Бури и натиска» сыграли И. Г. Гердер, И. В. Гёте и Г. А. Бюргер.
Немецкая литературная баллада, опираясь  на фольклорные корни и впитав опыт французской, испанской и других европейских культур, в этот период заняла лидирующее положение и оказала заметное влияние на распространение и развитие жанра в других странах. Так, баллада «Ленора», написанная в 1773 году создателем обновленного жанра В.А.Бюргером, была переведена на английский язык В.Скоттом и на русский – В.А Жуковским (1831). Это  привлекло к  балладе интерес поэтов, создавших значительные произведения. Справедливости ради отметим, что А.С.Пушкин написал шедевр русской балладной поэзии «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году.
Жанр баллады, возродившись к жизни за несколько десятилетий до начала XIX в., достиг своего расцвета и высшей популярности в эпоху романтизма, когда он на некоторое время занял едва ли не ведущее место в поэзии.

2. Обратимся вновь к эпиграфу и коротко рассмотрим, «о чем говорят слова баллад».
В балладе Нового времени был преодолен застывший канон средневековой балладной формы. Она стала свободной, демократичной. Теперь уже нельзя опознать балладу по канонической форме, как, к примеру, сонет. Баллада характеризуется совокупностью содержательных и формальных признаков, причем главенствующими являются содержательные.
Из множества определений, даваемых балладе в специальной литературе, одним из наиболее лаконичных является следующее: баллада – это повествовательное стихотворение или песня с драматическим развитием сюжета.
Основными признаками баллады служат: эпичность, сюжетность, драматизм, психологическая глубина, морализм. Описываемый конфликт может быть  семейно-бытовым или любовным, социальным, историческим,  военным, приключенческим.
Сюжетной основой многих баллад служат события, заимствованные из эпоса и преданий. В дело зачастую вмешиваются божественные силы, рок, разгул стихии, с которыми герою  приходится вести борьбу.
В балладах действуют обычные (и не совсем обычные) люди: кузнецы и художники, солдаты и генералы, рыбаки и пираты, домохозяйки и графы. Присутствуют и прославленные герои, и короли, в одних случаях – как символы места и времени, в других – как действующие лица.
Хотя в балладах часто описываются реальные факты и персонажи, было бы рискованным опираться на них как на исторические документы. Баллада – художественное произведение. В ней важна не хронология событий, не точное время, а времена, не то, как в действительности было, а бывальщина.
Поэтому не так уж редко в балладах действующие лица и события могут отличаться от реальности. Конечно, эти несовпадения с действительностью нельзя отнести к достоинствам конкретных баллад. Но с ними мирятся, видимо, потому, что они позволяют автору полнее выразить мораль, а иногда усиливают занимательность баллады.
Таковы вкратце содержательные признаки баллады.

3. Рассматривая особенности поэтической формы баллады, вновь обратим внимание на слова эпиграфа: «Немолод лад баллад». Дело здесь не только в удачной аллитерации.
 Видимо, В.В.Маяковский был знаком с мнением И.В.Гердера, высказанным на полтора века раньше, еще в 1779 году, о фольклорной песне (напомню, что между балладой и песней тогда не делали различий): «Существо песни - в напеве, а не в картине, ее совершенство определяется мелодическим движением страсти или чувства, которое можно было бы обозначить метким старинным словом лад”.  Этот «лад баллад» должен достигаться такой  поэтической тканью,  которая делает текст «певучим».
Особенности стихотворной формы баллады призваны передать драматическое развитие сюжета. Стих упругий, ударный, чаще короткий, повествование прерывистое,  концентрирующее внимание на кульминационных моментах.
Для усиления драматизма используются также восклицания, риторические вопросы, различные формы повтора. Так,  каждая строфа может заканчиваться рефреном, не всегда связанным с ее содержанием. В некоторых балладах первая строфа, в которой автор представляет предмет и иногда дает оценку событиям,  повторяется с небольшими изменениями в конце, а бывает, и в середине. Применяется также анафора -  повтор слов или других фрагментов текста в начале строк или строф.
Важным сюжетообразующим приемом, широко применяемым в балладе, является диалог. Многие баллады целиком или в большей части построены в форме диалога.

4. Обратимся к заключительным словам эпиграфа о том, что  «молодеет лад баллад»
Эта мысль подтверждается даже беглым анализом тысячелетней истории балладного жанра. В сложные времена, на переломе эпох поэты вновь обращаются к балладе. Став одним из самых продуктивных поэтических жанров эпохи романтизма, баллада не исчезла и с приходом реализма; она легко влилась в модернистскую поэтику всевозможных разновидностей. Баллада сумела занять достойное место и в поэзии послеоктябрьского периода, в годы войны и последующих потрясений.
Среди продолжателей этого жанра в Германии – Бертольт Брехт, создавший свои знаменитые баллады – «зонги». В России к форме баллады прибегали С.Есенин, Н.Тихонов и другие. Наиболее ярким и талантливым автором последних десятилетий стал В.Высоцкий, который сумел в своих песнях-балладах выразить время.
Эта способность выразить время гарантирует балладе  долгую жизнь.