О детском чтении

Ольга Корзова
Каждый год после летних каникул  задаю детям один и тот же вопрос: «Что вы читали летом?» Тем, кто приходит ко мне впервые, задаю и другие вопросы: сколько времени тратят на чтение, кто читает книги в семье, какие издания выписывают, что нравится и т.д.
Ответы неутешительные. Большая часть не берёт книгу в руки. Кто-то прочитал одну-две книги, единицы читают что-то серьёзное, заслуживающее внимания. Помню, года два назад, когда я, видимо, переборщила с «дознанием», мальчик-семиклассник обиженно воскликнул мне в ответ: «А Вы сами-то, Ольга Владимировна, летом читали?..»
В семьях, если и читают книги, то, как правило, мамы. Денег на подписку, чаще всего, не тратят, или выписывают газету с телепрограммой. Поневоле вспоминается советское время, когда редкая семья ничего не выписывала. Во-первых, считалось стыдным, если в твой дом почта ничего не приносит, а во-вторых, несмотря на невысокие заработки, на жизнь хватало, и можно было позволить себе выписать «Роман-газету», «Работницу» или «Крестьянку», «Человек и закон»…
Сейчас время иное – концы бы с концами свести. Если появляется лишняя копейка, всегда столько незалатанных дыр в семейном бюджете …
С началом перестройки и реформ  уничтожилась система сельских книжных магазинов. Раньше жители небольших деревень, приезжая в крупное соседнее село, допустим, с целью посетить участковую  поликлинику, могли и в книжный магазин, помимо всех прочих,  заглянуть. Теперь это можно сделать, в лучшем случае, в райцентре. В городе с этим дело обстоит проще. Но и в городе, и в райцентре, зайдя в книжный магазин, вы обнаружите примерно то же, что и в недавно пришедшем ко мне журнале «Мир книги».
Листаю его страницы. Конечно, в книжных магазинах вы вряд ли встретите ножи, аппликаторы, накладки на грудь и акупунктурные кольца, - словом, всякую дребедень, которая занимает сорок четыре страницы журнала из ста сорока (почти четвертую часть), но всё-таки… Восемь страниц выделено книгам по хозяйству, десять – здоровью (впрочем, очень спорно, сохраняют здоровье или вредят ему заговоры и советы целительниц), две – психологии, тоже весьма сомнительной, шесть – магии, гаданиям, астрологии (без комментариев!), четыре – мужским увлечениям и заботам (рыбалка, грибы, пчеловодство,  столярные и плотницкие работы), две – огороду, шесть – женским заботам (воспитание малышей вперемежку с шедеврами из солёного теста и сервировкой стола). Затем идут бестселлеры сомнительного качества, женские романы, эротика, история современного разлива… Словом, лишь на трёх-четырёх страницах что-то можно найти для души и ума.
Детской литературы минимум. Почти вся для детсадовцев и малышей начальных классов. Видимо, дальше читать незачем. Ну, если чтение свести к эротике и магии, читать, действительно, незачем.
Хотя я ошибаюсь: для подростков всё же есть выбор – «Ранетки», «Любимые герои комиксов», «Все домашние задания», «2011 лучших сочинений» и т.д. Набор для поистине  гламурного восприятия жизни.
Да, минуло то время, когда дети (А ведь было! На моей памяти было!) играли в Дубровского, взахлёб об этом рассказывая. Сейчас радуют лишь немногие. И что греха таить, мы и сами, учителя, руку к этому приложили.
Ребёнок, перешедший в другую школу, рассказывает: « Учительница сказала, что «Войну и мир» всё равно не прочитаете, ищите диски, смотрите».
Смотрят …иностранную версию. Девочка рассказывает мне об этом. Возмущаюсь:
– Там же совсем не по Л.Толстому. Книга и фильм – вещи вообще разные, тем более, в иностранной интерпретации.
– А зато интересно. Я так плакала…
Разве объяснишь ей, что невозможно даже глядеть на безжизненное лицо иностранной актрисы, сыгравшей Наташу Ростову, если помнишь страницы романа, где словно звучит её голос?.. Современные сериалы убивают иное, нестереотипное восприятие.
Даже когда классику ставят современные отечественные режиссёры, и то порой разочаровываешься. Взять хотя бы фильм С.Говорухина «Русский бунт». Настолько грустно, что бывшие ученики возмущались: «Это же не «Капитанская дочка»!» А в журнале  «Литература в школе» была помещена статья о фильме С.Говорухина  с характерным  названием «Не приведи Бог видеть «Русский бунт»!»
Ещё картинка из жизни. Конец учебного года. Вереница должников, неожиданно вспомнивших о своих «хвостах». За одного шибко просит директор школы:
– Нельзя двойку. Выпускать надо.
– С чем?.. – взрываюсь я, но смолкаю и машу рукой. Проценты, успеваемость, отчёты. Впору повеситься…
Сидим. Уже не знаю, что и спросить.
– Кто написал «Недоросля»?
Молчание. Пытаюсь подсказать, хотя противно:
– Фон…
Пауза, проблеск мысли в глазах и, наконец, радостное:
– …дорин!
Без слов…
Двойку я ему всё же поставила. За последнюю четверть.