Игра Четвертая. Тур 1. Затишье перед бурей

Поэтический Лабиринт
Напоминаем, что стать участниками игры ещё не поздно (приём заявок до 1-го февраля)



.........................................."Я лишь белый голос юга где чайки над морем..."
…............................................Брейтен Брейтенбах (Перевод с африкаанс Е. Витковского)


Содержание:
- Текущая ситуация
- О верлибре и небольшое введение во фрактальную поэзию.
- Календарь игры


I. ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
-----------------------------------------

В настоящее время проходит Четвёртая игра Поэтического лабиринта. Тематика игры – фрактальная поэзия, или: как понять сложное через его простейшее воплощение.
Основная страница (пост) игры: http://www.stihi.ru/2011/01/07/53. Особенностью игры является возможность участвовать в ней как командно, так и одиночно. На данный момент времени есть 27-мь заявок, 12-ть «кораблей» уже в море.  Кроме того в данной игре каждый участник (при желании) может пройти все этапы игры, вне зависимости прошёл он в следующий тур или нет.  Однако лучшими капитанами будут только те кто прошёл все этапы славного пути.  Факультативно (помимо основных заданий) есть страницы, где можно практиковаться в оттачиании своего поэтического мастерства, это:
- Таверна (и все посты с одноименным названием) http://www.stihi.ru/2011/01/10/3156  (место, где можно заработать волшебные золотые дукаты и просто повеселиться)
- Типография http://www.stihi.ru/2011/01/16/8196 (место для истории и понимания своего места в истории данной игры)
- Склады http://www.stihi.ru/2011/01/23/2755  (место, где можно хранить всё, что в дальнейшем может пригодиться в игре)
- Верфь http://www.stihi.ru/2011/01/09/6972  (где можно обсудить свои стихи/черновые варианты на игру, поправить прицел)



II. О ВЕРЛИБРЕ и небольшое введение во фрактальную поэзию.
-----------------------------------------


Весь текст: http://resheto.ru/lexikon/glossary2792.php

Перед тем, как процитировать интересные мысли о верлибре, я бы хотел совсем немного сказать о своём понимании данной формы.  Свобода, это умение преодолевать НЕ свободу  (классического стихотворения, смысловую пустоту, ритмический хаос в пользу ритмического акцента на нужном слове, на вздохе или выдохе). Неожиданное условие в задании нашей игры — в верлибре каждое слово должно начинаться с ударного слога, это попытка показать авторам (проверить авторов) на их умение преодолевать НЕ свободу (т.е. оставаться свободным даже если есть некоторое ограничение). Это умение представляется очень важным в фрактальной поэзии, в которой нужно уметь легко «перепрыгивать через единицу, смещаясь и углубляясь» через зрительно-визуальный образ и смысловые нюансы текста «цепляя» внимание и оказывая влияние на чувства/мысли читателя..  Но, возвращаемся к верлибру.

"Свободный стих представляет собой качественный скачок — переход от слогового стиля речи к новой стихии — к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово…" 
Метc

"На первый взгляд, писать стихи верлибром проще простого. Не требуется тщательно подбирать рифмы, не надо мучительно биться над попаданием в размер. Верлибр освобождает от всего этого, давая поэту полную свободу.
Но эта легкость обманчива. Верлибр требует от автора труднейшей работы над образностью. Любая фальшь и пафос высвечиваются в верлибре, словно прожектором. Некоторые исследователи считают верлибр мостиком между поэзией и прозой, органичным слиянием этих двух литературных разделов. Верлибр — это поэзия в высшем ее проявлении, с одной стороны не ограниченная рамками размера и рифм, а с другой — опоэтизированная проза, подчиняющаяся уже законам поэтики, отказавшаяся от целостности прозаического текста.
В чем же основная особенность верлибра?
Разбивание поэтического текста на сегменты, гипнотизирующие читателя повторами, на акценты, смещение которых в любую сторону ведет к смысловому искажению стихотворения.
Как и классическая поэзия, верлибр требует … виртуозного владения словом. Свобода от размеров и рифм не означает отказа от собственно поэтики, просто эта поэтика уходит в подсознание как автора, так и читателя."
Нейман:

"В … своей видимой вседозволенности верлибр чертовски привлекателен — на первый взгляд. Демонически соблазнителен — на первый взгляд. Я помню, как в детстве мне казался гнусной профанацией белых стих, — типа, большое дело — писать без рифмы, дурная работа нехитрая. Верлибр с виду еще легче — писать без размера, без навязанной строфики… Ощущение такое: берешь любой текст, разбиваешь как попало — получается верлибр. Например:
          верлибр
          чертовски привлекателен
          на первый взгляд
          демонически соблазнителен
          на первый взгляд
          я помню
          как в детстве
          мне казался гнусной профанацией
          белых стих
          типа, большое дело — писать без рифмы —
          дурная работа нехитрая…
          Так ли просто все обстоит?
Нет, не так. Верлибр требует от автора удивительной интуиции, очень тонкого чувства интонационной фальши. Я не хочу вдаваться в разговор о том, где лежит верлибр на шкале поэзия-проза. Орлицкий утверждает, что верлибр — фактически проза, из любого прозаического текста можно сделать верлибр. По Буричу, верлибр — это поэзия в ее высшем проявлении, не отягощенная фальшивыми рамками. Хватает мнений и на тот счет, что верлибр — переходная стадия, мост между двумя большими континентами литературного текста. Мне это сейчас неважно. Важно мне другое: верлибр отказался от основных выразительных средств “обычного” стиха — ритма и рифмы. Отказался он и от завлекающей цельности прозаической речи. Что же в таком случае является для верлибра основным выразительным средством, инструментом, придающим тексту нужный эмоциональный строй и делающим его насыщенным, бьющим, захватывающим сознание?
…Верлибр — это шаг с небесного Олимпа к Олимпу на Земле. Верлибр позволяет автору взять повествовательный тон, в верлибре плохо смотрится пафос, ему не идет надуманность. Верлибр человекообразен. Верлибру свойственна иная метафоричность, равно как и иная образность в целом, нежели “несвободному” стиху".
Горалик

"Верлибр - это система стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой мер повтора."
Русский свободный стих. - М.: 1984. - с.29.


"Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения."
Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137.


"Верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах). Свободный стих строится на повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причем компонентами повтора в соотносимых рядах в русской поэзии может быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, слово, группа слов и фраза."
А. От чего не свободен свободный стих?/А. Жовтис// Стихи нужны… - Алма-Ата: 1968. - с.35-36.


"Верлибр - современный свободный стих, если взять его с внешней стороны, - это стихотворение, не подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей, может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок следования интенсивных временных, мелодических (тонических), гармонических (тембровых) структур. Эти стихотворные строки объединяются в группы, называемые "лессы", каждая из которых может включать в себя различное количество строк внутри одного и того же стиха."
Zygmunt, Le vers libre francais.


"Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. система стиха). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения.
Второе, что очень важно: в результате этого произвольного разбиения появляется феномен стихотворной строки, то есть единицы, лишь потенциально присутствующей в нестиховой обыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закон двойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворной речи - наложение обыденного синтаксического разбиения на ритмическое, которое может противоречить первому."
В. Словарь культуры ХХ века




III.  КАЛЕНДАРЬ ИГРЫ
-----------------------------------------

21 пятница  -  Старт второго этапа первого тура.
22 суббота
23 воскресенье

24 понедельник
25 вторник
26 среда
27 четверг
28 пятница
29 суббота
30 воскресенье

31 понедельник  - Окончание регистрации кораблей/команд. 
01 вторник
02 среда 
03 четверг — Окончание первого тура, Голосование. Начало подсчёта голосов.
04 пятница
05 суббота
06 воскресенье— Объявление результатов. Начало второго тура

07 понедельник
08 вторник
09 среда
10 четверг
11 пятница
12 суббота - Окончание второго тура. Начало подсчёта голосов.
13 воскресенье

14 понедельник— Объявление победителей. Начало третьего тура.
15 вторник
16 среда
17 четверг — Окончание третьего тура. Начало подсчёта голосов.
18 пятница
19 суббота — Объявление победителей.  :) Праздник.
20 воскресенье -  ВСЕ отдыхают, пьют ром, плюют в потолок.