3. Как соблюсти правильный стихотворный размер

                                     Благодарю мою верную ученицу Татьяну Рутковскую
                                     за неоценимую помощь и инициативу по написанию
                                     этого эссе.

Неправильный размер многие слышат на слух. Многие интуитивно пишут, соблюдая правильный размер, но если вдруг что-то кажется кому-то сомнительным, пусть призовёт на помощь царицу всех наук - математику.

Очень многие полагают, что размер это количество слогов в строке и при проверке размера начинают скрупулёзно подсчитывать их количество, пытаясь добиться равенства. Это верно лишь отчасти и лишь в том случае, когда рифмы в стихе только мужские или только женские.

Итак, в сжатом виде с минимумом математики, но с максимумом детализации подробностей рассуждений, излагаю:

Мужская рифма – если строка кончается ударным слогом (1).
Женская рифма – если строка кончается безударным слогом (о);
Дактилическая рифма, когда на конце строки имеется два безударных слога (оо).

Если ямб имеет мужскую рифму, то в строке будет целое количество стоп (3,4,5,6) и соответственно слогов - 6,8,10,12.
Схема строки такова:  о1 (о1 о1 о1) о1 о1.

Если же женскую - то на один слог больше (как бы, больше на полстопы).
Схема строки такова:  о1 (о1 о1 о1) о1 о1 о

Но это никого не должно волновать , так как с ритмической точки зрения эти строки идентичны, ибо КОЛИЧЕСТВО РИТМИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ В СТРОКЕ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.

Вот и получается, что не слоги надо считать, а ударения.

С хореем хуже. Стандартный хорей имеет женскую рифму, а если рифма вдруг мужская, то тут уж не хватает полстопы:

Женская рифма в хорее (схема):   1о(1о 1о 1о) 1о 1о
Мужская рифма в хорее(схема):    1о(1о 1о 1о) 1о 1
Строка короче на слог, но это, опять-таки, нас не волнует. Считаем только ударения.

А ведь  есть ещё дактилическая рифма, когда на конце 1оо - два безударных слога. Тут на два слога короче может быть строка с мужской рифмой и ничего страшного не случится. Более того - это придаст динамизм строфе.

1о 1о 1о 1о о  - вот пример дактилического окончания в хорее
о1 о1 о1 о1 оо  - а это пример дактилического окончания в ямбе. Тут просто строка кончается пиррихием - безударной стопой.

Пример: (для тех, кто у меня ничего больше не читал поясню: +  обозначает дополнительное ударение, помимо ритмического, в строке)

И вОт ухОдит пАрусник
+1 о1 о1 оо
К далЁким берегАм.
о1 оо о1
стоИт мальчОнка рАдостный -
о1 о1 о1 оо
привЕт шлёт морякАм.
о1 +0 о1

Такой вот бред навскидку. Сочетание дактилической и мужской рифм. одна строка короче другой на два слога, как видите. И ничего. Очень динамично. А попробуйте сочинить наоборот. 1-я и 3-я строка - мужская рифма, а 2-я и 4-я - дактилическая.

Попробую:

К далЁким берегАм
о1 оо о1
опЯть ухОдит пАрусник.
о1 о1 о1 оо
привЕт шлёт морякАм
о1 +0 о1
одИн мальчОнка рАдостный.
о1 о1 о1 оо

Тоже неплохо вроде, но никакого динамизма, а просто констатация факта. Нет?

Так вот, давайте запомним. Если что-то в строках нам кажется не вполне стройным – считаем стопы в любом метре. Хоть в ямбе, хоть в хорее, хоть в трёхсложниках.

Теперь можно поговорить о разностопном ямбе.
Встретилось мне несколько примеров на стихире. Хотел возмутиться и вдруг понял, что укорачивание чётных строк на стопу, а то и две в определённых случаях полезно, естественно и придаёт динамизм стиху.

То же касается и хорея и трёхсложников, но об этом как-нибудь после.


Рецензии
Юрий Петрович, люблю Ваши статьи. Спасибо Вам огромное. Вы пишете доброжелательно, доходчиво, порой с мягким юмором. Не скучно читать и учиться! Всего Вам самого доброго!

Наталия Медведева   14.02.2018 20:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Натали!
Очень приятны Ваши слова благодарности.

Семинар Юрия Петровича   17.02.2018 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.