Фролиха

Антон Шумак
В то лето мы наметили сложный маршрут по Забайкалью. Заявили на первенство Советского Союза. Мало сказать то, что оно было максимальной, шестой категории сложности, и в группе участники были не ниже кандидата в мастера спорта. Маршрут пролегал по глухим местам Баргузина. Мы даже сами не ожидали, сколько неожиданностей и приключений возникнет на нашем пути, которых мы не могли заранее предусмотреть.

Приехав в Улан-Удэ, зашли зарегистрироваться в контрольно-спасательную службу. Оказалось, что местные власти закрыли район из-за лесных пожаров. Долгие разговоры с Москвой... Нас выпустили только потому, что мы были заявлены на первенство. И как же несладко нам было топать потом по горелому лесу, когда нечем вовсе было дышать из-за дыма. Все запасы имеющейся марли использованы были в пару дней. В ход пошли и бинты, оставили только неприкосновенный запас. Идя по гари, мы были похожи на трубочистов - все перепачканы сажей.

Затем полили такие обильные проливные дожди, что мы не успевали просушиться. А маленькие ручьи, стекающие с гор, превратились в бурные потоки. А те реки, что были обозначены на нашей карте, превратились невесть во что. Пять дней мы пытались наладить воздушную переправу через одну из таких рек, пока нам это не удалось. Рёв реки был такой сильный, что мы общались знаками. Земля дрожала, словно в горах было землетрясение. Мощь раздувшейся реки была столь громадной, что потоки её, играючи, тащили валуны величиной с городской троллейбус. Мало всё ощутить, читая эти строки, - это надо видеть собственными глазами и чувствовать своей кожей.

Поскольку район для других групп был недоступен, то на помощь расчитывать не приходилось. Да и места были очень малопосещаемы даже туристами-спортсменами. Помнится каково было удивление руководителя группы Валеры Фетисова из Башкирии, когда в туре из камней на одном из перевалов он обнаружил свою же записку о покорении перевала шестнадцатилетней давности... Такое продолжительное время здесь не было никого.

Обо всех перипетиях и приключениях в маленьком повествовании не расскажешь. Надо писать целую повесть о том горно-таёжном путешествии. А натолкнуло рассказать об этом воспоминание о непередавемом по красоте озере Фролиха, что на северо-востоке Забайкалья. Это уже в заповедной части Баргузина. Попасть туда можно лишь, плывя по Байкалу, с западной стороны. А мы же были с восточной, и никаких препятствий со стороны охраны не предвиделось. Потому что люди там не ходят. Только звери, коих немало мы повстречали на своём пути.

Открывшаяся панорама безумно прекрасного и сказочного по красоте озера завораживала взгляды. Все понимали, что такое можно увидеть, без преувеличения, только раз в жизни. Зная, что здесь вряд ли нам придётся ещё побывать, впитывали, словно губка, величавость потрясающе волшебных мест. Гордость первопроходцев переполняла нас. Дикие берега озера совсем не хожены человеком. Только звериные следы и тропы к водопою. Мы ощущали себя, словно на необитаемом острове.

Прямо на песчаном берегу разбили лагерь. Решили постоять здесь пару дней, наслаждаясь невиданым зрелищем и обильной рыбалкой. Ранним утром, когда только светало, и очертания другого берега только прорисовывались, мы были очарованы и поражены вновь открывшейся нашему взору картины. В нескольких метрах от нас из тумана появилась, словно в сказке по мановению волшебной палочки, пара бесшумно плывущих лебедей. Прямо не верилось в реальность происходящего. Всё было, как во сне.

Пожалуй, нет птицы красивей и грациозней лебедя. Когда смотришь на плавающую пару, поневоле залюбуешься. Кажется, что сама природа заложила в них всю красоту и гармонию, на какую только способна. Если из деревьев берёза олицетворяет Россию, то из птиц, я полагаю, - лебедь. Не зря ведь народная мудрость гласит: "Кто лебедя губит - тот Родину не любит". На лету лебедя нельзя спутать с другими птицами: рассекая воздух, они издают очень характерные, громкие и прерывистые хлопки в такт взмахам крыльев.

У другого берега прямо над водой пролетали величавые птицы. Видимо, они готовились к посадке на воду, чтобы подкормиться и передохнуть. И тут случилось непредвиденное. Неожиданно раздался выстрел. Клин сломался. Лебеди с криком взмыли вверх, издавая крики отчаянья. Только одного среди них не было. Бездыханное пушистое тело упало камнем на воду. Горечь от увиденного преследовала нас до конца нашего путешествия. И сейчас, много лет спустя, слёзы наворачиваются на глаза, вспоминая то раннее утро и медленно плывущее по поверхности горного озера окровавленное тело птицы.

Как может человек совершить такое злодейство, кощунство, подняв ствол смерти на лебедя?

2011

http://dorih.ru/?p=16694