Татьяна Зоммер. Верлибр-экспромт. Диалог стиха со

Шкала Экспромта -Б-Ка Верлибра
Татьяна Зоммер

ВЕРЛИБР-ЭКСПРОМТ: ДИАЛОГ СТИХА СО СТИХОМ

Соприкасаясь рукавами смыслов...


Равноценный экспромтный «диалог стиха со стихом» встречается крайне редко. Это как сдвоенные вселенные. Каждое написанное в живом потоке диалога стихотворение переносится в разряд авторских произведений. Потому что такие экспромты так же далеки друг от друга как отдельные вселенные, объединенные только общим поэтическим полем, только силой притяжения друг к другу.

Конечно, до написания экспромта желательно в совершенстве овладеть техниками стихосложения, стать профессионалом в разных тропах. Но и новичок может испытать себя в экспромте. Для начала лучше попробовать экспромтный диалог в короткой верлибровой афористичной форме. При этом желательно не ограничивать себя темой и стилем: пишите о том, что всколыхнется стихом из вашей жизни и станет уже вашим – экспромтным - стихом.

Не цитируйте другого автора, иначе ваше стихотворение будет навечно привязано к чужому стиху. И не берите последнюю строку «отправного» стихотворения для «зачина» своего стиха – это не «венок сонетов». Не повторяйте чужую мысль, даже если вам предлагают. Если нечаянно вышло (экспромту не прикажешь) некое совпадение – переделайте строку, поправьте мысль. А что же остается в итоге после всех сказанных «нельзя» и «не берите»? – Только творческий процесс, при котором не копируются ни строки, ни оригинальные слова (неологизмы автора), ни смысловые находки, ни даже сама мысль!

Именно тогда и происходит чудо: диалог, триалог, квадралог и т.д. – стиха со стихом по кругу, в котором каждый говорит своим собственным голосом о своем. Точкой отправления для «разговора» стихов может быть только ваша оригинальная мысль, возникшая от легкого «соприкосновения рукавами смыслов» с чьим-то стихотворением или циклом стихов. Только при таких условиях вы можете по праву назвать экспромт своим произведением. Зато тогда «разговор стиха со стихом» можно продолжать до бесконечности – не повторяя даже самого себя в предыдущем собственном стихе.