И взошел белый месяц, и воссиял Сагаалган

Галина Рогалёва
И вновь наступил год Быка - 2021-й, и мой давнишний текст опять востребован более, чем другие!

 Каждый год в февральское новолуние мои земляки-буряты по древнему обычаю встречают Новый год.  Вот и в нынешнее новолуние праздник Белого месяца ступит на забайкальскую землю на рассвете.
Это самый почитаемый бурятами народный и семейный праздник - Сагаалган. Традиционно он сопровождается торжественными молебнами в буддийских дацанах, интересными культурно-массовыми мероприятиями, теплыми семейными встречами, предусматривающими особое почтение к старшим.
Праздник символизирует наступление весны, обновление человека и природы, открытость и чистоту помыслов.Он и называется красиво: «Белый месяц» - Сагаалган. Сейчас это слово именно так звучит по радио и телевидению. В транскрипции же правильнее: Цагаалhан. Объяснить такое произношение можно тем, что в бурятском языке звук «С» произносится почти как «Ц».  А «Г» - не звонкий,  ближе к украинскому «h». Еще в младших классах, когда мои одноклассники-буряты вопреки всем школьным запретам уезжали к родителям на степные чабанские стоянки и почти месяц не учились, мы вслед им с завистью говорили: у них цагаалан! Вот   по детской привычке я так и продолжаю говорить – с ударением на втором слоге: цагаалан, пропуская звук «Г». И это правильно!
Когда-то я писала об этом замечательном народном празднике в одной из местных газет. На днях, порывшись в своем архиве, установила, что было это в середине февраля 1997-года. Был тогда год Быка. Эх, жаль, не в 10-м году вспомнила! Но, надеюсь, и сейчас кому-то будет интересно узнать, как у нас этот праздник отмечается.

"И ВЗОШЕЛ БЕЛЫЙ МЕСЯЦ, И ВОССИЯЛ САГААЛГАН…"

Счастливый мы все-таки народ, забайкальцы! Уж чего-чего, а праздников нам хватает - Новый год аж пять раз встречаем! С 25 декабря – от католического Рождества начинаем, и пошло-поехало: 1 января, само собой, как у всех Новый год, 7 января – православное Рождество, а там и Старый Новый год на носу… Ну, а уж по восточному календарю  как не отметишь, коли у бурят – земляков наших – Сагаалган начинается!
Примерно так рассуждали закадычные приятели, герои-простачки русского и бурятского фольклора Иван да Бадма, выходя 15 февраля на сцену областного театра драмы. В этот день там развернулось грандиозное представление, посвященное Сагаалгану.
Две недели уже шествует по Забайкалью Новый год по лунному календарю. Фактически год красноватой коровы наступил только 8 февраля. С этого дня в каждом бурятском доме  по давней традиции в течение месяца радушно принимают гостей. В праздничных гуляниях, маскарадах, спортивных состязаниях, проходящих в городах и селах в это время, участвуют и стар, и млад.
Что же такое Сагаалган?
Заслуженный работник  культуры России (ныне зам.министра культуры Забайкальского края, а тогда преподаватель областного культпросветучилища – Г.Р.), Дулмажаб Дашициреновна Жамсоева* многие годы является бессменным организатором и вдохновителем праздника в Чите. Она и ответила на мой вопрос:
- Традиция Сагаалгана восходит к истории кочевых бурят-монгольских племен. В большей степени она обусловлена природно-климатическими условиями, сменой времен года, весенним пробуждением земли. И, конечно, здесь сыграло свою роль издавна принятое у буддистов исчисление нового года по лунному календарю. Ритуалы, символика праздника связаны с кочевым скотоводческим бытом. Отсюда сохранившийся обычай угощать гостей белой пищей – заготовленными впрок  молочными продуктами и различными мясными блюдами. Само название праздника происходит от слова цаган – белый (творог).
Праздник длится месяц. Объяснить это также можно условиями жизни скотоводов. До недавнего времени они в силу специфических условий ухода за животными, селились друг от друга на довольно далеком расстоянии. Сагаалган, а это, по сути, единственный праздник у бурят, был для них и единственной возможностью от души пообщаться. Чтобы навестить друг друга по такому случаю требовалось немало времени.
Сагаалган сопровождается различными ритуальными обрядами. Например, сжиганием накануне новолуния так называемой «дугжубы» - эмблемы всех людских прегрешений. Готовясь к празднику, современные устроители его стараются использовать традиционную символику, инсценируют древние легенды. В основе нынешнего театрализованного шоу использованы образы «инопланетян», олицетворяющие постулат буддизма о тридцати трех ипостасях, в которых якобы пребывает каждый из нас в течение отведенной ему жизни.
Зрительный зал театра превратился на время в большую гостеприимную юрту, хозяева которой радушно принимали, потчевали и веселили гостей. А действие на сцене можно было сравнить с фейерверком быстро  сменяющих друг друга ярких красочных картин жизни кочевников. В них участвовали взрослые и дети, певцы и танцоры, профессиональные и самодеятельные артисты Читы, Агинского бурятского округа, а также почетные гости из Академического театра оперы и балета Бурятии…
Опубликовано 20.02.1997г. в приложении к газете «Ваша реклама»

PS. Вот так  начинался 15 лет назад праздник Белого месяца в Чите. За прошедший период традиция еще более укрепилась, и нынешний Сагаалган проходит не менее ярко и  весело. В программе различные конкурсы, спортивные состязания, театрализованные представления, в которых принимают участие представители всех национальностей, проживающих в нашем крае.

Так что, с Новым годом, друзья! Пусть с этого дня он войдет в каждый дом с верой, надеждой, любовью! Счастья и здоровья, благополучия и достатка каждой семье!

Сагаан hараар!

Иллюстрация: так в бурятском доме встречают почетных гостей. Фото автора из краеведческого музея пос.Агинское
*Д.Д.Жамсоева в настоящее время (2015г.)вновь работает в краевом училище культуры.