Диалектика и формальная логика

Шолохов Виталий
Диалектика и формальная логика – проблема соотношения

        Проблема соотношения диалектики и формальной логики была поставлена впервые Гегелем. По Гегелю, дух  изначально открывает в себе нечто отличное от себя, раздваиваясь на сознание и предмет. Это положение (утверждение) Гегеля хорошо интерпретируется с позиции Синергетики: хаос (предмет) постоянно за счёт флюктуаций порождает информацию, то есть сознание. Этой информации становится всё больше при «накачке» предмета (как хаоса) энергией или веществом. Последнее имеет место при взаимодействии (столкновении) двух предметов. Информация первого предмета, отразившись во втором, возвращается к первому и раздвоение продолжается, достигая конкретного тождества.
Пересказывать Гегеля или интерпретировать его философские высказывания сложно, учитывая, что уже многие делали это раньше. Воспользуемся тем, что Синергетика предоставляет взглянуть на проблему соотношения бытия и познания как-то иначе. Хотя результаты, полученные Гегелем , оказали такое большое влияние на последующую историю, всё же  он, конечно, не придумал чего-то таково, что отсутствует в природе. Поэтому можно попытаться пойти своим путём  открывать то, что открылось ему. Конечно, мы не можем претендовать на то, чтобы охватить все проблемы. Нас интересует только логика.
Так как формальная логика была известна со времен Аристотеля, то введение ещё одной логики должно было иметь очень глубокие основания. И действительно есть логика познания и есть Логика естества (духа). До зарождения жизни никакого познания не могло быть, а были материя, пространство и время. Но Логика природы однако уже была, иначе живое никогда не возникло бы.  Что такое Логика Природы?  Это самые общие свойства её, которые независимы от изменений пространства, времени и материи. Это инварианты этих изменений. Не так давно в физике была создана математическая теория элементарных частиц. Элементарные частицы (материя) отождествляются с инвариантами изменений пространства (зеркальное отображение, сдвиг и вращение) и времени. (обращение времени). Это – Логика Материи. Чем она порожднена?  Геометрическими преобразованиями времени и пространства! Значит, эта логика – геометрическая!
Возникшая материя также может быть рассмотрена с точки зрения геометрии. «Массы» материи могут вращаться и перемещаться. Они от этого ничего не приобретают. Но так как вращение и перемещение есть форма проявления энергии, то могут возникать ситуации концентрации этой энергии в отдельных областях пространства. В этих случаях согласно Синергетике возникают организационные структуры. Чаще всего они имеют вид «стоячих волн». Последние возникают при отражениях от границ рассматриваемой «массы». Это не обязательно «твердые» границы. Известно, например, что существуют  колебания стержня, имеющего свободные концы. Сама энергия проявляется одновременно во вращении и перемещении  «массы» вещества. «Инварианты» всех этих преобразований и есть организационные структуры! Следовательно, они должны  подчиняться требованиям геометрической логики. Правда обращение времени невозможно. Это как раз нашло отражение во втором законе термодинамики. Поэтому геометрическая  логика – Логика Материи должна иметь эволюцию (развитие). То есть диалектику. А значит сущность диалектики есть геометрическая логика!
Именно законы диалектики являются предметом исследования Гегеля. Хотя, остаётся одна проблема. Когда возникает формальная логика?  Формальная логика есть логика информации и управления. А информаци и управление возникают именно при возникновении организационных структур. Информация нужна для возвращения организации (системы) к её цели. Поэтому она должна быть непротиворечивой. То есть удовлетворять требованиям обычной (формальной) логики. Например, если информация А ведёт к цели и информация Б ведёт к цели, то информация А+Б также должна вести к цели. А отрицание информации и есть потому отрицание, что не ведёт к цели. Таким образом , свойства формальной логики есть свойства информации в процессе управления. «Истина» и «Ложь» связаны с тем, что ведёт к цели и что не ведёт к ней. Ввиду наличия помех (шумов, случайностей) информация всегда есть нечёткое множество сигналов. Поэтому формальная логика хорошо интерпретируется теорией множеств. В свою очередь геометрическая логика должна интерпретироваться теорией систем (организаций).
Однако, вернемся к основаниям. Зададимся вопросом: где сходятся (расходятся) логика геометрическая и формальная?  А может быть, они не могут существовать одна без другой? Можно, конечно, предположить, что геометрическая логика – это логика материального (организации), а формальная логика – логика идеального (информации). Логика материального – это логика статики. А логика идеального – это логика динамики.
Идеальное – это Дух, по Гегелю. Так как информация в статике скрыта за шумом, то Дух дремлет в материи. Это так. Но достаточно возникнуть отклонению материи от самой себя (от положения равновесия), так Дух сразу появляется, вместе с информацией. Если отклонение закрепляется, становится необратимым, то тем самым закрепляется и сохраняется информация об этих изменениях в виде организационных структур. Последующие изменения уже содержат в себе информацию как об этом последнем изменении, так и о предыдущих. Дух этим постепенно познаёт сам себя! Так, и сама материя есть память о её происхождении. Есть версия, что трехмерное появляется в результате взаимодействия квантов энергии – возникает нечто вроде трехмерной стоячей волны (то есть организации). Геометрическая логика ведёт нас в глубь реальности. Но на каждом уровне бытия есть еще один более низкий уровень в иерархии реальности. Поэтому прав был Гегель, когда говорил, что самое трудное – «начинать с самой сути дела». [1]  Обычная (формальная) логика связана с материей и требуется в момент (период) возникновения организации. После «кристаллизации» устойчивых структур она как бы исчезает. Но если эти структуры требуют постоянной подпитки в виде энергии и вещества, то формальная логика (управление) продолжает действовать. Эволюция живого включает в себя и сохранение, и управление. Поэтому живое должно одновременно отвечать требованиям двух логик, а точнее – Логике Систем.
Итак, логика материи (организации) порождается взаимодействием частей «массы» между собой. Всякое воздействие порождает обратную реакцию (действие вызывает противодействие), но с некоторым запаздыванием, определяемым уровнем шума (помех). В свою очередь, обратное действие (после некоторой задержки) порождает своё обратное действие. И так далее. На квантовом уровне воздействия распространяются со скоростью света. Поэтому задержка реакции проявляется в некотором линейном размере, так как «масса» находится в постоянном движении. Последовательность задержек проявляется в последовательности линейных перемещений. Наглядной моделью происходящего является появление изображений предмета, помещённого между двумя параллельными зеркалами, если представить себе, что свет распространяется с небольшой скоростью по сравнению с привычными нам скоростями.  Отсюда можно сделать предположение, что геометрическая логика (логика диалектики Гегеля) есть логика вариации пространства со скользящим отражением – в этом смысл однонаправленности времени. Два (или несколько) зеркала и последовательность отображений в них – вот сущность геометрической логики. Как и в любой теории, сами зеркала и возникающие в них отображения рассматриваются как идеальные. Но тем не менее, каждое отражение есть взаимодействие, которое должно порождать нечто необратимое, от чего будет происходить следующее отражение. Это новое-необратимое потому и есть необратимое, что оно более инерционно (устойчиво). А это значит, что каждое следующее отражение должно происходить со всё возрастающим запаздыванием. Удивительно то, что в иерархии бытия обнаружена константа возрастания запаздывания управления и связанных с этим линейных размеров систем (Гринченко).
     Во всяком случае, логика взаимодействия такова, что всякое воздействие отражается (в прямом  и переносном смысле) и тем самым производит изменения в действующей части взаимодействующих подсистем. В результате последующих отображений накапливается последовательность изменений. Как было сказано выше, отклонение и формирование необратимого есть следствие «работы» информации с присущей ей формальной логикой. Так как информация есть идеальная категория, то процесс развития есть одновременно процесс взаимодействия материального и идеального, в том числе, познания.
     Природе в самой основе присуща случайность, а значит и очень редкие, но сильные отклонения от положения равновесия. Именно эти «вариации» бытия и порождают её процесс развития. Это настолько верно, что достаточно бесконечно-малых (математических) вариаций для обнаружения фундаментальных свойств Природы. Поэтому «самой сутью» является вариация, независимо от того, на каком уровне бытия мы начинаем её рассматривать. Для Гегеля важно было выразить это в понятиях. Как было сказано выше, вариации (всякие) возникают в результате взаимодействия подсистем (частей) целого. Поэтому первая его пара: целое и часть. В понятиях отражается диалектика бытия. Поэтому они называются диалектическими понятиями. Но в них также выражена определенная информация. Так как роль информации возрастает по мере усложнения структуры организации, то в понятиях, отражающих более высокие уровни иерархии, информационная часть должна возрастать, а диалектическая (геометрическая) - уменьшаться.
     Вторая диалектическая пара Гегеля: форма и содержание. Сегодня, с позиции Синергетики мы чётко понимает, что возникающая организационная структура (форма) зависит от элементов и связей между ними (содержания).  Но и обратное также верно: элементы изменяются под воздействием организации. Причем, этот процесс взаимного влияния происходит ступенчато, хотя, возможно, иногда и очень быстро. Дальнейшие диалектические пары должны порождаться свойствами организации, процессом её развития из хаоса. Третья диалектическая пара Гегеля: сущность и явление. Сущность – информация скрывается за случайностями. Явление состоит из организации (информации) и «массы» (основания). Сложность выделения информации в чистом виде заключается в том, что само управление использует случайность. Когда же удаётся установить причинно-следственную связь между частями информации, то говорят о наличии «закона». Синергетика выявила наличие законов фрактального типа: следствие наступает от случайной причины. И так далее...
     Но почему эти основные категории появляются неразлучными парочками?  На наш взгляд, в этом как-бы проявляется история возникновения и развития организации. И в этом также скрыта та конечная задача, которая решается на паре «материальное-идеальное». Каждый раз идеальное скрыто, оно не на поверхности, так как информация всегда в «хаосе». И большой объем информации представляет собой в конечном итоге также «хаос». Но «хаос» есть форма жизни «массы» (элементов, толпы, основы), из которой выстраивается целое. Следующая трудность – многобразие возникающих сущностей. К счастью Природа не имеет других механизмов, кроме случайности и самоорганизации. Поэтому все существующие организации изоморфны и могут быть сведены, например, к одной схеме – схеме организации, принятия и исполнения оптимального решения. В этой схеме достигается полная эллиминация материального, остаётся только идеальное – информация. Зато этой схеме подчиняются не только организации, но и науки, например, философия. 
     Конечно, нам бы хотелось увидеть что-то такое, что Гегель не заметил. Но то, что Дух (информация) сам себя познаёт в процессе возникновения иерархии рефлексий это соответствует идем Синергетики. При этом, так как направление развития оказалось единственным, то сложилось впечатление, что существовала изначальная «идея», в соответствии с которой она сама и реализовалась. Дух как-бы вернулся к себе. А в результате мы получаем уточнение формулы Синергетики «порядок из хаоса»: организация возникает не сразу, не скачком, а ступеньками, каждая из которых имеет свои особенности. Как бы – «предорганизации».  Более того, процесс возникновения новой организации должен иметь пульсирующий характер, когда изменения происходят не только с «элементами» структуры организации, но и свойствами элементами («хаосом») будущей организации. Эти свойства («хаоса») также изменяются, структуируются. В них находят отражение те изменения, которые происходят с организацией. Например, изменяется цвет раствора в сосуде. Или в обществе – происходит стратификация людей по их способности выполнять какие-то функции в государстве. Распределение людей происходит в соответствии с ответами на вопросы: Кто?, Что?, Где?, Как?, Когда?, Сколько? и др.
     Итак, организация – это направление роста информации и форма её существования. Так как информация сопровождается понижением энтропии «хаоса» (элементов), возникает задача определения тех переменных «Хаоса» (элементов), изменение которых может вести к понижению энтропии и значит – к росту информации. Вариацией энтропии мы получили спектр этих переменных, из чего следует такой вывод для социального: социальное дифференцируется в соответствии с этим спектром переменных функции энтропии. То есть, «хаос» сам становится неоднородным, хотя он состоит из тех же самых элементов (в обществе - людей). Как было нами установлено, таких переменных шесть: деньги, труд, продукты, энергия, ресурсы и инфраструктура. В чистом виде им соответствуют структуры: банковская структура и казна, структура социального обеспечения, структуры производства и торговли, энергетический комплекс, природные ресурсы и средства связи и доставки. Это не всё. Найденные структуры обслуживают друг друга. В результате возникает специализация подструктур на обслуживании других. А в результате возникает дифференциация людей второго уровня: в каждом классе людей возникает шесть подклассов. Однако отметим, что классы и подклассы могут возникать только через организацию, так как именно там – информация. Но с другой стороны, сама организация должна приспосабливать свою структуру к ним. «Масса» и организация должны рассматриваться на равных! Можно даже это требование провозгласить как принцип равенства.
     В результате взаимодействия «массы» и организации как двух подсистем единой системы возникает ещё иерархическая организационная структура, в соответствии с которой элементы (люди) распределяются по ячейкам бюрократических структур. Но ячейки бюрократических структур сами располагаются между людьми. Так как бюрократия (как система организации, принятия и исполнения решений) имеет три уровня, то в целом получается 3 (уровня) х 2 (подсистемы) х 2 (слоя=материальный+идеальный) = 12 подструктур единой системы. Все эти подструктуры имеют свою реальную интерпретацию, которая описывается в нашей докторской Диссертации.
     Как мы уже говорили, существование организации поддерживается постоянным обменом между «массой» и структурой веществом и энергией. В обществе соответствие с тем, насколько человек (общественный) и общество (государство) обеспечены ресурсами, возможны (по крайней мере) шестнадцать вариантов соотношения потребностей в труде и продукте человека и общества. Из них четыре варианта относятся к человеку, а четыре – к обществу. Правда потребности всегда относительны. Имеет значение, что потребности одной стороны больше (меньше) по сравнению с другой. На практике в конкретных условиях имеет место один из 16 вариантов. При переходе от одного варианта соотношения потребностей к другому меняется характер отношений между человеком и обществом. Но это уже революционная ситуация в обществе. Такова диалектика борьбы основания (массы) и организационными структурами (государством). Эти вопросы рассмотрены нами в нашей Монографии.
Этим, однако, сложность рассмотрения общества не исчерпывается. Люди (и организации) познают друг друга. Рефлексивные оценки в значительной степени предопределяют их (и людей, и организаций) поведение. Поэтому, кроме социологии, которая изучает все эти особенности общества, должна быть и социальная философия, которая рассматривает человеческое общество как единое целое сложного множества его рефлексирующих частей.
Таким образом, диалектика с позиции Синергетики даёт возможность более точно определить, что такое общество и «масса» людей. Более точное понимание структуры общества, порождаемой системной диалектикой его отношений с людьми, открывает нам возможность более правильного (более логичного и точного) познания истории развития общества и предвидеть перспективы его структурных изменений в будущем. 
     Полученные результаты полезно сопоставить с теорией толпы Бодрийара. Он «оторвал» толпу от государства, представляющего интересы общества. И поэтому многого не заметил. В частности, того факта, что и толпа получает организацию, соответствующую организационным структурам общества. Толпа сама не ставит перед собой такой задачи. Организация осуществляется автоматически. Сознание вносится в «массы». Поэтому вывод Бодрийара, что толпа не приемлет смыслов, неверен, хотя сами смыслы навязываются ей сверху. Толпа не едина. Поэтому взаимодействия между её частями могут (в соответствие с Синергетикой) при определённых условиях тоже породить организационные структуры, отличные от государства (например, оппозицию, самодеятельные организации, проекты, программы всякого рода и т.д.). По мере «перегрева» исходной «массы» поступающей информации становится недостаточно для проведения реорганизации в обществе (системе). Между новыми структурами возникает борьба. Появляется много центров власти. Новые структуры проходят обкатку, проверку, обучение. Но со временем выделяется наиболее мощная структура, которая подчиняет себе другие. Происходит то, что Синергетика определяет как «порядок через диссипацию». Если оппозиция побеждает, то идёт процесс подавления старой организации, уничтожение её подструктур, «перевоспитание» её элементов (людей). Но некоторые структуры, проекты, элементы и т.д. частично сохраняются и представляют собой заготовки для последующих возможных реорганизаций. Общество (государство, его представляющее) в силу свойств организации (организация – не «масса») ничего не может поделать с оппозицией и иными нейтральными структурами. Да они и не представляют для общества никакой опасности. Пока ... пока не возникнет новая ситуация «перегрева» общества. Поэтому чаще всего оппозиция исповедывает лозунг: чем хуже (для государства), тем лучше для оппозиции. Вся их тактика – создание беспорядков  или связывание любой инициативы людей и властей. Но цель – захват власти. Чаще всего, без проработанной стратегии использования власти в случае её захвата.
     Слои общества отличаются друг от друга именно различием в соотношении потребностей их и общества в труде и продуктах. Общество реагирует на эту ситуацию тем, что создает соответствующие социальные регуляторы в обществе. Исторически эти регуляторы существовали всегда, но тот или иной из них выходил на первое место в ходе исторического развития. Сейчас на первом месте находятся мораль и право. Имеется определённая связь того, какой используется социальный регулятор, с тем, какие из переменных социально-экономической жизни имеют наибольшее значение в данный исторический период. В настоящее время на первое место вышли переменные: энергия и инфраструктура. Это заметно сказывается на том, как ведут себя наиболее передовые страны мира в отношении других стран, да и собственных народов.
     «Синергетика сосредотачивает внимание на процессах неустойчивости, состояниях динамического хаоса, порождающих ту или иную организацию, порядок. Теоретическое описание этих процессов основано на введении особых идеализаций. Любая система взаимодействует с другими системами. Она может входить в более сложные системы и вместе с тем включать в качестве своих подсистем другие системы (часто относящиеся к сложным организованностям). Она может обмениваться веществом, энергией, информацией с окружающими ее системами. Вся эта сложная сеть взаимодействий может быть представлена интегрально как нелинейная среда (или набор нелинейных сред).» (В.С.Стёпин, [2]) Но, следуя Гегелю, логично начать рассмотрение этих процессов с взаимодействия двух объектов-систем.
     Правда, тогда основным вопросом философии становится вопрос об отношении двух объектов. Так как эти объекты понимаются не как «материальные», а как самоорганизующиеся системы, то в них имманентно заложено свойство развития. Развитие взаимодействия объектов в систему объектов (а в иерархической перспективе – в Субъектов) является следствием присущего природе свойства отражения. Сами взаимодействия происходят путем воздействия друг на друга системами более низкого уровня в иерархии бытия. Это может быть энергетическое или материальное воздействие, или даже простое столкновение. Вид воздействующего материала (системы) не имеет значения. Главное то, что в результате таких взаимодействий возникают изменения в исходных системах, которые по завершении переходных процессов превращают исходные системы в другие системы с другими свойствами.

[1] "Наука логики", т.1."Мысль",М.1970 г. С.95
[2] В.С.Стёпин Самоорганизующиеся системы: новые стратегии деятельности//Пленарный доклад на Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия»//Вестник Российского Философского Общества, №2, 2003, С.14-29.