Либретто оперы Павел Евин

Ева Евтух
Содержание:
  Либретто оперы «Павел Евин»
(равно и сценарий  пьесы)

Действующие лица:
Фабула оперы «Павел Евин»
1-ое действие
1-ая картина,  1-ое  явление,  2007год
«Плач» :
1-ая  картина.  2-ое  явление,  1975год
Класс музыкального училища :
2-я картина, 1-ое  явление. 1976год. Армия. На сцене солдатского клуба. Подготовка к концерту.
2-ая картина, 2-ое  явление
Концерт, хор и банкет.
3-ая картина, 1-ое явление.1976год
г. Слободской Кировской области. Квартира.
3-я  картина. 2-ое  явление.     Мелодичный звонок.
3-я  картина.  3-е явление.   Звонок. Входят гости.
Дуэт Веры и Павла :
Мечты. Голубые мечты
3-я  картина. 4-ое  явление.  1978год
5-ое  явление. Звонок. Почтальон приносит телеграмму.
4-я картина.   Заволжье.
2-ое  действие.   5-я картина.  1-ое  явление.  1979год.
Частный дом в Нижнем Новгороде.
Квартира в городе Грозном.
6-ая  картина.   2-ое  явление
Звучат « Мечты» из 2-го действия.
6-ая  картина.  4-ое  явление.  Звонок.
Входит Балауддин Находжиев
«НИЖНИЙ  НОВГОРОД»
2-ое  явление
8-я картина.  1-ое  явление.  1993год. Город Слободской..
В комнате дочь Надя.
« Сирень»
« Мольба»
« Моя  Россия»
Но вдруг   ВСЕ  ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ…
9-ая  картина.  2-ое  явление.
10-я картина.  2005год.
(Звучит скрипка. Как будто из-за спины Наташи выбегает Девушка со скрипкой.
«Отчего…»
Наташа поёт «Нежные видения» ):
«Молитва»
11-я картина. Тот же частный дом в Нижнем Новгороде, который был в 5-ой  и  9-ой  картинах.День.  Наташа, Любаша, Валера .
Ты Один во Вселенной  «Пусть любовь будет  в сердце жива!»

 

Действующие лица:
Павел Евин  – талантливый музыкант;
Вера  – легкомысленная возлюбленная,
             любовь Павла на всю жизнь,
             его первая жена;
Надя – дочь Веры и Павла;
Наташа – влюблённая  в Павла преданная подруга,
                его  вторая жена;
Валерий – сын Павла и Наташи;
Валера (в детстве);
Любаша –  дочь Наташи;
Любаша (в детстве);
Вера Ивановна – мать Павла;
Антонина Максимовна – мать Наташи;
Борис Сергеевич  – отец Наташи, полковник
                в отставке;
Евлампия Марковна –мать Веры (со своими
                вредными советами);
Василий – разухабистый дядя Веры;
Анжелика –подруга Веры;
Вика – подруга Веры;
 «Особист» – начальник особого отдела
                военной части, где Павел
                проходит срочную службу;
«Разведчик» – лейтенант военной части;
Полковник Качерьян – начальник части;
Балауддин Находжиев – знаменитый экстрасенс
                в городе Грозном;
Девушка со скрипкой;
Юноша с аккордеоном;
Почтальон.

               
 


                Фабула оперы «Павел Евин»

        Талантливого музыканта губит несчастливая первая любовь. В этом ей способствуют беспорядок в стране и тревожные мысли о судьбе многострадальной Родины.
        Вторая жена музыканта, его верная подруга, даже после ухода мужа из жизни, продолжает общаться с его душой, посвящая ему книги и получая его ответы Оттуда.



 
 


1-ое действие
1-ая картина,  1-ое  явление,  2007год

       Открывается сцена. Луна. В середине сцены – Наташа в длинном платье и кардигане. Она поёт. Звучит
 «Плач» :

Отчего-то слёзы льются?
Может, это –  мелкий дождик?
Может, это от удачи
Беспричинно сердце плачет?
Или это моё счастье
Постучалось вдруг в ненастье? –
Нет, не вижу в этом смысла,
Месяцы считаю, числа…

Сорок месяцев – без Паши,
С ним – дожди косые – краше,
С ним – смеялись и шутили.
Он  – один теперь в могиле.
40 раз по тридцать – много,
Без него – моя дорога.
Без него – цветы, рассветы…
Ясный Сокол, где ты, где ты?

Ответ:
Светлым Лучом среди Пения Райского
Он надо мною Парит в Небесах…

Отчего-то слёзы льются?
Может, это –  мелкий дождик?
Отчего?.. Отчего?...

 Наташа уходит направо.
      
1-ая  картина.  2-ое  явление,  1975год
       Одновременно сцена крутится  – и слева появляется
Класс музыкального училища :
 окно, пианино, два стула. На одном – баян, на другом – девушка в короткой юбке, в профиль, с очень длинной косой – в отчаянии положила голову на руку, на крышку пианино, и плачет.
      
 Появляется Павел:

– Скажите, этот занят класс?
Простите, что я потревожил Вас
Вы плачете? Как жаль…
Вам не идёт печаль!
Но в чём, скажите, Ваше горе?
Лишь только Вас увидел, – вскоре
Проникся Вашею бедой.
О чём так горько плакать  – молодой?

Наконец, она поворачивает заплаканные глаза… и мы видим между бровями большую тёмную родинку (левее середины).
Павел:
– Скажите, как же Вас зовут?
   Я Вас не видел раньше тут.
– Я – Вера.
П: Вера! Совпаденье!
     Судьбы, возможно, Провиденье! –
     Так матушку зовут мою
     Верой Ивановною!
В: Да, да, действительно, как странно! –
    Я тоже Вера и – Ивановна!
П: О, Небо! Мне приносишь Ты
     Виденье чистой красоты!

Дуэт:
В: О, нет! О, нет! Я  – не твоя!
    Другим – полна душа моя!
    Он бросил! Слёзы –  лишь о нём!
    Душа моя горит огнём!
П: Нежнее глаз, длинней косы, –
    Не видел я такой красы!
    Вы плачете?! О чём? О чём?
    Моим воспользуйтесь плечом,
    И обопритесь… Где же суть?
    Я помогу Вам чем-нибудь!
(окончание дуэта).

В: О, эти ноты и баян!
    Как видно, есть во мне изъян…
    И этот непонятный «бас» –
    О нём я плакала сейчас.
П: Я –  от рожденья – Музыкант!
     Как видно, Небом дан талант, –
     На инструментах (и – на всех!)
     Смогу играть. Ну, просто, – смех, –
     Мой инструмент здесь – контрабас,
     Но на баяне, всё же Вас,
     Я думаю, что научу,
     Зажгу желания свечу.
(Она безнадежно машет рукой).
      Павел берёт баян сам – и играет «Плач», но , дойдя до самой высокой ноты («ре»), – прерывает игру.
      Вера не смотрит на него, опять уткнулась и всхлипывает.
П: Вот, мы вытрем слёзки,
     Плакать нам – негоже.
     Эти две полоски
     Стали вдруг всего дороже.(эта строка – на мелодию последней строки куплета «Плача»).
     Вера берёт баян. Звучат ритмически (несколько раз) самые последние 3 ноты + 2 ноты «Плача» (3 ноты сопровождает фальшивыми аккордами она –  и 2 ноты, –  чисто, – Павел, стоя рядом, и наклоняясь всякий раз к баяну, который  – в её руках).
 
(Игра на баяне –  с оркестровым сопровождением).

                Занавес закрывается.


2-я картина, 1-ое  явление. 1976год. Армия. На сцене солдатского клуба. Подготовка к концерту.
     Армия. Павел в военной форме со знаками ефрейтора.
«Особист» (обращаясь к другим):
     Смотрите, – Павел. Он ходил в «увал»,
     Был в «самоволке», – но не «попадал», –
     Так будет в части нашей занесён
     Почётным воином навечно он!
«Разведчик»:
     Мы с ним уже почти родня!
     Все знают Гулино. Я говорил:
     «Останься, Павел, у меня. –
     Тогда б ты был (хлопает Павла по плечу)
     Разведчиком прекрасным! Есть в тебе
     Таланты скрытые благодаря Судьбе, –
     А стал разведчиком бы, – мне благодаря! –
     Но ты  – в оркестр подался! – Ну, и зря!
     Хотя оркестр здесь, говорят, хорош! –
     Ну, ты Судьбу другую выбрал! Что ж!
     Судьбу сам выбирает всяк… Ну, что ж…
«Особист» (к Павлу):
     Есть предложение к тебе. Создай
     Здесь самодеятельность, – пусть украсит край
     И наши жёны – хоть займутся чем-нибудь,
     И мы, быть может, в клубе сможем отдохнуть.
     Пусть поменяют жёны «флирт» – на стройный хор,
     А «фигли-мигли» – на серьёзный разговор.
     И, – знай: начальник части Качерьян
     Под вальс-бостон
(Павел:«Конечно, «Ереван»!)
     Банкет устроим, – будет танцевать!
     Всё сделай в лучшем виде!
(Павел: «Есть, выполнять!»)


                2-ая картина, 2-ое  явление

Концерт, хор и банкет.

        Павел  – сначала с бас-гитарой в ВИА (вокально-инструментальном ансамбле), рядом с ним – соло-гитара,  ударник и пианист (возможен другой состав ансамбля). Затем  – Павел с баяном  – с боку нижнего ряда хора.
                Концерт:
            
                «Песня о доблестной Армии»:

Великая Россия, могучая наша держава,
Защитница - Армия, –  тебе наше громкое: «Слава!»
И песня солдатская сегодня –  тебе!
Благодарны навеки!
В каждом ты человеке
Свой оставила след Судьбе.

Без сожаленья покинул я свой дом родимый.
Далеко меня отец ждёт и мать.
Новых друзей здесь в Армии нашёл я,
Буду их потом вспоминать.
              Повтор 1-го куплета.
      
Хор (почти целиком – женский) поёт о верности офицерских жён:
Мы, – верные подруги, – ехать с вами всегда
В леса, в поля готовы.
 
Нас не пугают города, подарки и «обновы».

Муж. Группа хора:
Вы – Армии тыл,  – её обоз, обуза, оковы.

Жен. Группа хора:
У нас –  иерархия своя здесь есть:
Так же есть «начальница части»,
Есть медсестра,  телефонистка,
Есть просто «буфетчица Настя».
Но личный состав «в порядке очерёдности»
                тает, и тает от счастья…


Полковник Качерьян (он  – «с животиком», – но «ведёт» свою даму очень хорошо) танцует под песню о Ереване (вальс-бостон).

«Особист»(обращаясь к Павлу):
     За исполнение прекрасное приказа – Вам награда!
     Вы поезжайте «на побывку», если надо!
     Домой, иль – к девушке любимой –
     Таким концертом очарованы мы были!

Павел:
     Служу я Родине «на совесть» –
     И потому отправлюсь в путь…
     Любовную продолжу повесть
     Смогу с невестой отдохнуть.
     Пишу я милой – часто-часто,
     И от любимой – нет, да нет
     Вдруг получу письмо «на счастье» –
     И сам – цветной пошлю портрет.
     Пусть помнит нежные свиданья
     В тиши под трели соловья,
     Моё небесное созданье,
     Люблю, люблю тебя лишь я…
                Занавес
 


                3-ая картина, 1-ое явление.1976год

г. Слободской Кировской области. Квартира.
Входная дверь слева.Центральная дверь закрыта.
Евлампия Марковна и Вера.  Вера грустит.

Е. М.  Ох, девочка моя, послушай маму ж,
Я вижу, ты за Павла хочешь замуж.
Всё очень просто! Слушай же советы:
Нам в мире для того мужчина дан,
Чтоб выполнял капризы, пел сонеты,
А женщина его несла, «как чемодан».

Мужчин я знаю, детка, не мудри,
За мамой повторяй и говори:

Нас не могут разлучить
В.    Реки и года,
Е. М.   Буду я тебя любить
В.   Преданно всегда.
Е. М.   Нет, любить так невозможно:
В.   Безоглядно и неосторожно…
Е. М.   Видишь, смят твоей рукой наряд!
В.   Я твоя! Пусть люди говорят!
Е. М.   Ты узнаешь вечное блаженство!
В.   Он ответит: « Ангел! Совершенство!»

(В оркестре тремолирующий фон, создающий некое подобие тревоги и суеты.)

Е. М.   Придёт сегодня Павел. Будут гости здесь.
Я их «займу» и развлеку, а ты…
И знай, что время есть.
Я научу. Ты делай так, как я скажу…
(Что-то шепчет Вере на ухо в течение 5-6 секунд)
Удивлённая Вера кивает слегка головой.
 

3-я  картина. 2-ое  явление.     Мелодичный звонок.

Е. М.   Ну, вот и Павел. Ты поди, открой
И поцелуй покрепче. Будет твой!

В.   Спасибо, мама милая, тебе,
Подруга лучшая в моей судьбе.
(Идёт, открывает дверь.
Видно, как Павел и Вера целуются).

Павел: Как долго ждал я этого дня.
И, Вера, ты ожидала меня.
В разлуке я постиг,
Как дорог этот миг.
               
       3-я  картина.  3-е явление.   Звонок. Входят гости.
Ещё звонок. Гости.
Анжелика  и Вика: Вера! Павел – не герой!
Бывает так смешон, порой,
И что-то необычно в нём.
И что нашла ты, - не поймём!

Дядя Вася: Вы шепчетесь всё, девочки,
Ах, девочки-припевочки,
Как быть такими шустрыми
Вы подскажите Верочке.
Она у нас несмелая,
Наденет платье белое,
Длинна коса свивается!
Ты, Верочка, красавица!

Подхватывает Веру и кружит.

Павел возмущён таким вольным поведением «дяди» и порывается уйти, но «дядя» отпускает Веру, и та бросается к Павлу.

 

Вера:  Мой единственный, не стоит обижаться!
Что  ж,  я   буду с дядей драться?
Он с приличиями почти не дружит,
Он, как в детстве, подхватил и кружит.

Нет, не стоит обращать внимание,
Я тебе дам, лучше, обещание.

Оба отходят «в сторонку».
Вера:  Нас не смогут разлучить
Реки и года.
Буду я тебя любить
Преданно всегда.
Нет, любить так невозможно:
Безоглядно и неосторожно.
Видишь, смят твоей рукой наряд.
Я – твоя! Пусть люди говорят!
Ты узнаешь вечное блаженство!

Павел:   Чудо! Ангел! Совершенство!

                Дуэт Веры и Павла :
Мечты. Голубые мечты
Вдали от земной суеты.
С тобой улетим, позабыв обо всём,
И в сердце навечно лишь ты,
Лишь ты только в сердце моём.

Павел:   Пусть годы спокойной пройдут чередой,
Пусть не обернётся разлука бедой,
И дети, и внуки родятся у нас,
Но верен я буду тогда, как сейчас.

Вера:   Дай слово – я в сердце его сохраню,
А если не сдержишь – то не обвиню.

Павел:   Нет, нежная, вечер и клятву свою
Запомню навечно – в том слово даю.
И слово моё, как кремень!
Запомни же вечер и день!

Вера увлекает Павла в центральную дверь, проходя сквозь кружащиеся, танцующие пары, и они скрываются в проёме. Дверь закрывается.

Е. М.   Любовь – святое дело.
Д. Вася.   Душа поёт и тело!
Гости:   Не будем им сейчас мешать,
А, лучше, - танцы продолжать!

Д. Вася:   Я помню, сердце пело!
Е. М:   Любовь – святое дело.
Гости:   Не будем им сейчас мешать,
А, лучше, танцы продолжать!

                Занавес
               
                3-я  картина. 4-ое  явление.  1978год

Та же большая комната с дверью по центру. Из центральной двери  выходит Павел, нежно держа на руках ребёнка в лёгком одеяльце с кружевным уголком.

Сбоку, из входной двери появляются, одетые в пальто, отороченные мехом, Евлампия Марковна, за ней - Вера.

Е. М:   Как хорошо, что Павел здесь,
И у тебя Надюша есть.
Прекрасно! Квартиру большую нам дадут.
Пока вы поживёте тут,
А после…
         Павел… не подарок он.
Всего-то, что в тебя влюблён
(И то, как помнишь, с «приворотом»
С «иголкой», с «призказкою»…Что там…
Ты замужем за ним в беде!
Есть «чемодан», а ручка где?

Павел, не слыша их разговора:

Мой нежный комочек,
Плод страстной любви!
Бывает у папиных дочек
И папин характер в крови.
Такая же ты своевольная.
Пусть жизнь, словно песня раздольная,
Свободно летит по вольным волнам.
За милую дочку я душу отдам!

  5-ое  явление. Звонок. Почтальон приносит телеграмму.

Почтальон: Я почтальон, разносчик телеграмм,
Но это извещение не вам (поёт, обращаясь к Вере и Е. М.)

Павел (наклоняя лицо к дочери): 
Пойдём посмотрим, кто приехал там?

Вера:  Тебе… Заволжье… Телеграмма…
Событие печально… Подпись: «Мама».

Павел отдаёт дочку Вере, берёт телеграмму, читает:
П :   В больнице умер мой отец.
Я еду. Счастию  – конец!
 
 
Как горько сознавать, что ты
Не выполнил отца мечты,
В последний час, –  рука в руке, –
С ним не сидел. Был вдалеке.

Корю себя. Был груб, порой,
Но думал, что почти герой.
А он был со своей бедой.
Он с Колымы пришёл седой.

А там безвинно он сидел,
Оставшись в жизни «не у дел».
Как горько, горько сознавать, –
Со мной нашёл бы ты покой.
Но, вот, одна осталась мать…
Отец, прости! Я  – сын плохой!

Скажите, что важнее в жизни:
Перечить отчей укоризне,
Когда советуют тебе
(проверив на своей судьбе, –
Но всем мечтам наперекор)
Любви составить приговор? –

Иль бросить всё? Спасать отца?
Любовь оставить без «венца»? –
Нет, невозможно совместить
Любовь и долг!
             Как дальше жить?!

                Занавес.

                4-я картина.   Заволжье.

Стол, кровать, диван, шкаф и т. д. печально...
У стола на стуле сидит мама Павла, Вера Ивановна, в чёрном платке.
 

Рядом  – Павел, стоит, положив руку ей на плечо.
Павел:  Тяжёлый груз на сердце лёг.
Я, мама, что-то занемог.

В.И.: Ты отдохни, мой сын, приляг.
Намаялся, устал и так.

П.: Конечно, – смерть. На сердце – стресс
Ложится, словно тяжкий пресс.

В.И.: Простыл… Рука так горяча…
Я вызову тебе врача.

      ( Занавес).   Окончание  1-ого  действия.

    2-ое  действие.   5-я картина.  1-ое  явление.  1979год.

Частный дом в Нижнем Новгороде.
Наташа и Павел. Наташа с аккуратно подвитыми волосами до плеч.
В стороне –  Любаша, дочь Наташи ( девочка лет пяти), играющая  «в куклы».

Павел: Мой милый друг, тебе я рассказал
Свою судьбу. Поймёшь, я так и знал.

Н.: Так  что же дальше было?
Ты тяжко заболел,
Она к тебе ходила…

П.: Я чуть не улетел
В Безбрежные Просторы,
Безвременье веков…
Но появился скоро
Профессор Фатенков.
В Самаре он составил
Программу для меня.
Сказал мне: «Слушай, Павел!
Со стрессами –  ни дня!..»

Волнения же с нами
Ходили чередой.
Все знают: разве сами
Бежим мы за бедой? –

Она сама в оплату
Приходит, словно тень.
Вот, Вера там в палату
Пришла в обычный день,

Чтоб «праздновать победу»
Над кем же?! – Над больным!
Сказала: «Я уеду
Опять к своим родным!»
 
Пришла прощаться вскоре
(Такие, вот, дела)
А для меня всё – горе…
И дочку увезла…

Душа стремится к Вере,
Летит на встречу с ней!
Любил, безумно верил!
Лишь нам пел Гименей!

П.(поворачиваясь к Наташе):
Мой милый друг, забудем всё дурное,
Поженимся. С тобою в тёплый край уеду,
Возьмём Любашеньку с собой…
Профессор прописал мне «юг».
Уедем в Грозный, там болезнь моя уйдёт.
Я жить хочу и праздновать победу!

     5-ая  картина.     2-ое  явление.
Входят Борис Сергеевич и Антонина Максимовна (с большим блюдом в руках).
Б. С.: Павел Александрович, а Вы не знаете песню  «про вишни»?
 
Наташа: Ну, что ты, папа!
Павел: Нет, я сейчас вспомню.
(поёт, аккомпанируя себе на ф-но или на баяне).:

Поспели вишни в саду у дяди Вани,
А вместо вишен – один весёлый смех…

Н.: Красив, талантлив он и молод,
С душой открытой, словно у ребёнка, –
Ему я не позволю умереть!
И наши чувства  – пересилят смерть!

Оставил в Кирове любовь свою,
В Самаре – лучшими лекарствами исколот,
Лечить я стану разнотравьем, –
                Он так молод!
Всё выдержим вдвоём!
Я поддержу его. Люблю! Люблю!

Н. ( поворачиваясь к Павлу):
Поеду за тобой, – куда укажешь!
Моя любовь, – пред Милым тропкой ляжешь.
Веди его, – и нам укажешь путь,
И от невзгод мы сможем отдохнуть.

Два корабля со сломанною мачтой,
И, – каждый, – пережил брак неудачный.
Уйдём с тобою вместе от беды!
Зачем же умирать нам, молодым?!

Борис Сергеевич ( тревожно):
Твоё решенье – ехать в город Грозный…
Да… Павел, – это шаг серьёзный!
Есть много рядом тёплых городов, –
Они полны заманчивых плодов.

Но так угодно Небесам –
Судьбу ты выбираешь сам.
Судьбу ты выбираешь сам…

                Занавес

 
                6-я картина.  1-ое  явление. 1992год.

Квартира в городе Грозном.
Большое окно. Отчётливо видны горы со снежными вершинами. Весна.
В кресле сидит Павел,  на диване рядом – его сын Валера, мальчик лет 10.


Павел: одиннадцать провёл я долгих лет
В краю, приветившем меня когда-то.
Здесь долгожданный сын родился и растёт…
                Но нет
Спокойствия  в душе!
                За что расплата?


Валера: Папа! Можно, я пойду к Олесе? Возьму Хоттабыча и Вольку,
кукол, что мне мама сшила для театра!
Там, у Олеси, мы и пообедаем.
Олеся всё умеет. Суп подогреет нам грибной!

Павел: Но не задерживайся допоздна, родной!

                (Валера убегает).

                6-ая  картина.   2-ое  явление

Павел ( продолжая прерванные мысли):

Эльбруса снежная вершина, горы, –
Смешалось всё: и совести укоры,
Что давят на меня.  И  ОТКРОВЕНИЯ,
Которые являет Жизни сей уклад,
И выстрелы, и взрывы, и громады баррикад,
И постоянные Землетрясения, –
 
Как будто вся Земля живая,
Противу этой Жизни восставая,
Нам знаки подаёт: «Остановись!»
И манит Неземная Высь
Покинуть бренные пределы…

Шестого сентября
Дудаев к власти пришёл в Чечне.
И, –  странно совпаденье, –
Что тяжко заболел в тот день я.
Да, и Наташе, моей жене,
Заботы новые легли на плечи:
Мои больные слушать речи,
Кормить и одевать семью.

Душевной мукой отзывалось
Всё во мне! И зрения едва осталось,
Чтоб Видеть Будущую Жизнь Свою…

Как будто с Севера мне знаки подаёт и манит Юность,
И Веры образ, словно неземной, –
Мне говорит: «Пойдём со мной…»
Армейских маршей помню я бравурность,

И, –  мысленно, – стремлюсь туда,
Где молодость, любовь и вдохновенье!
Я помню, Вера, милая, тогда
Мечтали мы с тобой о счастье в день весенний:

                Звучат « Мечты» из 2-го действия.

Павел: Мечты. Голубые мечты
Вдали от земной суеты.
С тобой улетим, позабыв обо всём.
И в сердце навечно –  лишь ты,
Любимая, в сердце моём.

Пусть годы спокойной пройдут чередой,
Пусть не обернётся разлука  –  бедой,
И дети, и внуки родятся у нас, –
Но верен я буду тогда, как сейчас.

Любимая, нежная, клятву свою
Запомню навечно. В том слово даю.
И слово моё, –  как кремень.
Запомни же вечер и день…
              Плачет.

Затем, «взяв себя в руки»:

Письмо от дочери недавно получил,
Но перечитывать его  –  нет  сил!
Так сердцу тяжко. Пишет мне: «Болеет мама…»
То Вера, Верочка моя сама мне пишет
Рукою дочери… И ей лишь дышит!

Надюша, хоть упряма,  –  но матери  послушна,
Пишет      «…здесь только видят
очарованье моей мамы, Веры,
Боюсь лишь только,  –  вдруг обидят.
Тому бывают многие примеры…»

Я  –  с ними, сердцем и душой.
                Как будто,
Меня влекут невидимые путы,  – 
Но не хочу я вырваться из них,
И голос чувств, понятных нам лишь,  –  не затих.

Люблю тебя со всею страстью юности безумной!
Что мне смех, слёзы, радость  –   суета!
Не нужно жизни беспокойной, шумной,  – 
Ты  –  жизнь моя и счастье и мечта!

    6-ая  картина.   3-е  явление.   Входит Наташа.
Наташа: Ты всё грустишь…
                Балауддина сила
 Уже неделю тому назад
                тебя с постели подняла.
А нынче он придёт.
                Его я попросила
Перед отъездом в Нижний
Нам нужно завершить леченье и дела.

             6-ая  картина.  4-ое  явление.  Звонок.
Входит Балауддин Находжиев
   –  слегка выше среднего роста  шатен, с мягкими чертами лица  и «животиком».

Павел встаёт с кресла.
П :  Ты помогаешь мне, Балауддин,  – 
Но завтра я уеду в дальние края…

Б :  С тобой  –  Наташа. Ты, Павел,  –  не один!
Тебя она будет лечить вместо меня.

Наташа, я тебе передаю
Своё уменье экстрасенса.
Возьми энергию мою  – 
Не всю,  –  лишь часть,
Чтоб Павел в Нижнем,
У тебя лечась,  – 
Всё ж,  под моим «присмотром» был.

Ты, Павел, вспоминай почаще молодость свою,
И службу в Армии,
И развлечений юности  «коленца»,
И молодость, любовь…
Уедешь в Нижний Новгород,
Получишь статус  «вынужденного переселенца»,  – 
Не забывай мои наказы:

Полезно помнить юности  «проказы»,
Да слушать друга своего,  жену,
Не каяться и не искать вину.
Живёшь ты праведно!
                (в сторону): И на двенадцать лет
Смогу продлить я жизнь твою  –   
                В том мой завет.

               ( К обоим):
Прощайте же, друзья,
Нам рядом, к сожаленью, быть нельзя.
Есть силы тёмные и тайные, –    они сокрыты
За спинами такой же тёмной свиты.

А наш народ невзгоды примет, как всегда, –   
В те дальние и недалёкие года…
Прощайте же, друзья,
Нам рядом, к сожаленью, быть нельзя.

Павел: Прощайте горы, снежные вершины,
Что видел я в том детском вещем сне.
Поэта не увидите отныне, –   
И вас отныне не увидеть мне.

Судьбу мы выбираем сами.
И выбрал я тернистый путь.
Но жду я, жду, –    в родимом крае
Душой сумею отдохнуть.

(Поют каноном втроём):

Прощайте же, друзья, –   
Нам рядом, к сожаленью, быть нельзя.

(Занавес)
 
 
7-я картина.   1-ое  явление.  1993год.
«НИЖНИЙ  НОВГОРОД»

– крупными буквами – за огромным окном. Большие афиши музыкального ансамбля «Ретро».

Наташа (обращаясь к Павлу):
Идём же, милый, сцена ждёт, –   
Души стремительный полёт…

               2-ое  явление
(Наташа и Павел идут в разные концы сцены и садятся в кресла. Одновременно двое танцоров: Девушка со скрипкой и юноша с бутафорским аккордеоном ( в одежде, похожей на Пашину и Наташину). Также, с двух сторон, они выходят на сцену и танцуют под музыку «Цветущего мая» Полонского. Кланяются. Наташа и Паша аплодируют. Паша, обращаясь к Наташе):


Хотел бы съездить в Киров я,
Где первая моя семья
Так одиноко там живёт.
И дочь в письме меня зовёт.
Согласна Вера, её мать,
Меня и встретить и принять…

Наташа:
Павел, поезжай, перечить я не стану.
Я долго верила обману,
Ждала уснувшую любовь твою,
Жила иллюзиями, –    это сознаю.
Ты Принцем был, которого спасала
Русалочка, но этого, конечно, мало.

(в зал):
Важнее «привороты» и «гаданья»
Влюблённому для тайного свиданья.
Стремишься сердцем? Что же, –    поезжай.
 
Но я всё поняла! Ты так и знай!
Вот, «черевички», бисером расшиты,
Из Турции. Их Наде подари ты.
Я думаю, –    ей «в пору» подойдут
(Уж самые большие выбирала тут).

Пятнадцать Наде минуло годков…
Ах, ты билет купил, ты ехать уж готов?
Павлуша, мой любимый, –    добрый путь!
Семью свою родную не забудь!

8-я картина.  1-ое  явление.  1993год. Город Слободской..               
 В комнате дочь Надя.
( выглядит лет на   двадцать) высокая сформированная девица.
 Входят Павел и очень располневшая Вера).

Павел:
Дочка милая, Надюша, здравствуй!

Надя:
Здравствуй, папа!
По фотографиям узнала я тебя.
Мне бабушка всё время присылала
Твои портреты. Мама их хранит.
А для других мужчин она – гранит!

П: Вот доченька, померяй «черевички»
На свои ножки-«невелички».

(Надя меряет, –   но они малы).

Надя: Нет, папа, я росла, росла, –   
И моя ножка вовсе не мала.
В: Что значит дочь не видеть много лет!
Надолго ль ты?
П: Уже купил билет
В обратный путь. Поеду
Через неделю ровно, в среду.
 
В: Что ж, время есть. Мы вспомним те места,
Куда с тобой манила нас мечта.
(Звучит музыка «Мечты» из 3-ей картины, 3-его  явления).

П: Как будто, вместе были мы с тобой всегда,
Не расставаясь на прошедшие года.
Такое чувство, что приехал я затем,
Чтоб с вами здесь остаться «насовсем».

Как сердцу больно! Разрывается оно.
В своих мечтах я в Слободском бывал давно.
Сейчас исполнились далёкие мечты,
Передо мною вновь, Возлюбленная, ты!

В: Нет,  Павел, прежней жизни не вернуть!
Мечты былые – позабудь!
Привыкла я. Живу почти одна…
(Павел подходит, прижимает её руки к своему сердцу)
В: Не подходи ко мне, –    я, кажется, больна.

П: Какие глупости!
В: Во всём повинен ты.
Нет чистоты и прежней красоты!

(Павел отходит)

П: Она – не та!
И в том -  моя вина.
И там я одинок! – И здесь она – одна!

Случайных связей глупых череда –
Не нанесли б её здоровью вреда.
Моя рука нужна и сильное плечо, –
И снова в сердце чувство вспыхнет горячо.

А там – Наташа, в Нижнем
Ожидает… сын…
Что без отца родного будет с ним?
Как сердцу тяжко! Разрывается оно.
Где б ни остался – больно, всё равно!

   (Занавес)   Окончание  2-ого  действия.
 
3-е действие. 9-я картина. 1-ое  явление.   2004год.
Частный дом, тот же, который был в 5-ой  картине. был в 5-ой  картине.
Павел, сидит в кресле. Наташа – на диване. Рядом – взрослые дети: Люба и Валера.
Павел встаёт (правая рука  неподвижна).
               
              («Сирень»)сл. Павла Евтуха
П: В моем саду цветет сирень душистая,
Приходит долгожданная весна.
Лишь заиграет зорька золотистая,
Сирени куст дурманит у окна.

Нальются белым цветом вишни стройные,
Березки зашумят в лесной дали
И жизнь тогда покажется раздольною,
Вернутся издалёка журавли.

Я не могу забыть те годы ранние,
Когда я покидал любимый край:
Сирень листвой шептала мне, печальная:
«Прощай, мой друг, – меня не забывай!»

Я, – твой певец, твой сын, – Россия милая,
Мой дом – сирень густая у окна.
Тоска моя и боль необозримая,
Но всё-таки – родимая страна.

              (« Мольба»)сл. Павла Евтуха
К вам, люди, обращаюсь я с мольбою
Душевной раной тлеющей мечты:
«Да, будет мир над вечною землею,
Да, будут в мире жить и я, и ты!»

И пусть печаль вам сердце не тревожит,
И дух сомнений больше не гнетет –
Господь вам обязательно поможет,
И светлый ангел мир вам принесет.
 
Мольба, как дивный, сладкий сон,
Излечит вас от всех мирских невзгод,
И жаркий пламень светлой неизведанной любви
Сумеет ваши беды превозмочь.

               («Моя  Россия»)сл. Павла Евтуха

Мы стоим на вулкане, лишь один до пропасти шаг.
Растворился, пропал в тумане рыже-огненный стяг.
А вокруг всё оживает и цветёт весенней порой,
Только небо вдруг запылает кровавой зарёй.

«О, моя Россия!» – Раздается крик над землёй:
– «Где же твои силы? Где же светлый образ твой?»

(При этих словах даже правая рука делает попытку движения вверх).

Не сломили тираны твой дух,
Мифы развеялись в прах,
Ты прошла через адовый круг,
Будешь жить ты в веках…

( Павел садится в кресло и почти проговаривает):

К вам, люди, обращаюсь я с мольбою
Душевной раной тлеющей мечты:
«Да, будет мир над вечною землею,
Да, будут в мире жить и я, и ты!»

Наташа: Сирень уж набирает цвет,
И вновь – весна, весна…
               
                («Завтра – Пасха»)

Надулись почки юной жаждой,
Забыты вьюги и капель –
Любуется травинкой каждой
И с ней прощается апрель

Павел:   Уйдёт назавтра, канет в Лету,
И, как всегда, – замкнется круг,
Отдав Пасхальному рассвету
Мечты о счастье…,

(Обращаясь к Наташе):  Милый друг,
Скажи, быть может, ты в обиде
Была за что-то на меня?

Н.(шутливо):
Павлуша, нет таких, как ты…
Да,  и  плохое всё забыто,
Иль стёрто прозой бытия и тленом суеты…
Но, почему-то, в рассвете солнечного дня, –
Тревога в сердце без причины.

Сегодня утром… я в саду была…
И с ним прощалась…
Павел:   Наташа, береги себя.
Ты лишь одна мне верной и осталась…

(Внезапно Павел хватается левой рукой за голову).
Павел:   О!   «Собираться», весть пришла Издалека…
И кажется, что силы на исходе…
Дрожит   рука…
Не   знаю   что   со   мною   происходит …

Руки  безжизненно опускаются по бокам кресла.
Павел закрывает глаза и откидывает назад голову.
 
 
Наташа закрывает руками лицо.

Валера бросается к отцу и берёт его руку, – но она безжизненно выскальзывает и опускается вновь.

Наташа порывается подойти к телефону, – 

Но вдруг   ВСЕ  ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ…

9-ая  картина.  2-ое  явление.

Павел, – как будто  совсем здоров, – встаёт  с  кресла  и  медленно идёт  к  широкой  белой  лестнице  посреди сцены.  Эта лестница  постепенно  открывается под  полупрозрачным  занавесом.
Чем  дальше  Павел  уходит, –  тем  выше  поднимает  руки  к  свету  и словно  растворяется  в  нём.

Наташа  и  сын  стоят,  горестно  обнявшись…   
 



10-я картина.  2005год.
(Вечер. Луна. Скамейка  в  саду.  Наташа. Рядом  с ней  –  три книги: фиолетовая(«Мерцание»), жёлтая(«Солнечный ветер») и оранжевая(«Огниво»).

Н: И туманно и зыбко
Вечной жизни начало…
Одинокая скрипка
Так печально звучала…

(Звучит скрипка. Как будто из-за спины Наташи выбегает Девушка со скрипкой.
 
 Девушка одета, как Наташа и олицетворяет её душу. Девушка танцует. Появляется светящийся Овал, –  величиной в рост человека. Он почти неподвижен, лишь мерцает. Наташа поёт.).
               
             («Вслед за Радугой-дугой»)

Н: Мы общаемся, конечно,
Углубляясь в Мир Другой
Постепенно и неспешно
Вслед за «радугой-дугой»,

Вслед за песней, за стихами,
Что встречаются, любя,
Между Нашими Мирами, –
Даже чаще – у тебя.

Как же прежде было трудно! –
Как легко войти теперь –
Тайно, явно и прилюдно
В ставшую знакомой, – дверь…

                («Отчего…»)

Я свидетельствую, Боги, –
Он достоин всех Высот, –
Рай в Космической дороге
На крылах своих несёт.

Милый, жду я непрестанно
В небе Парус Голубой –
Он, как та «святая манна»
Для свидания с тобой.

( Всё это время девушка танцует не замечая Овала, вдали от него. Появляется во всю сцену Светящаяся полусфера, похожая на северное сияние. В дальнейшем мы её будем называть Свидание. На фоне Свидания
 


девушка танцует уже заметив Овал. Он то на секунду исчезает, словно растворяясь, то появляется вновь. Это повторяется раза три.

Наташа:          («Нежные видения» )

Н: Все необычные явления
Пугаются прямого взора,
Слезы земной, прикосновения
И речи громкой, отвлечения
От грез задумчивых, коль скоро
Они заметят в нас смущение…
И чтоб не причинить вреда –
Не претендуют на общение –
Лишь посещают иногда.

Когда оранжевые волны
(В это время световые обручи с промежутком примерно в один метр отходят от сцены по диагонали вправо и вверх)

Н.(продолжая): Находят в Небесах приют –
То о Любимом просьбы полны
Мечты безумные идут.

Когда ж навстречу, растворяясь,
Идут волнами за волной
Те обручи, переливаясь, –

(При этих словах световые обручи возвращаются )

То Разум говорит со мной.

«Свидание», света полыхание,
Порою вижу без труда –
Недавно я прочла – Сознание,
То необычное Сияние
Я созерцаю иногда.
 
 
В Сочельник – щедро Богом данный
Переливался предо мной
Тот круг, что называю Праной –
И принят на Каркас Земной.

Но, всё же, –  нет пока ответов,
Хотя вопросов – череда –
Отображения предметов
Несу я взглядом иногда –

На стенах – дневников страницы,
Иль сердцу милый силуэт –
(В обратном отражении лица,
Как негативы прошлых лет)…

Я… «Моторолу» сочинила,
И  –  прилегла,
Земные позабыв дела…
И вдруг Неведомая Сила
К моей постели принесла
Овал сверкающий огромный…
На расстоянии двух рук…
Его не слышала я звук,

Но речи смысл тот, нежный, томный:
«Люблю тебя. Уже я здесь»
И шёпот мой – восторга полный –
В одно слились – Благая весть…

Минут пятнадцать мы общались…
Мои вопросы принимал
И вспыхивал, переливаясь
И отвечая, Мой Овал

Затем ушёл… Но не однажды
Пестреют стены новизной…
Я узнаю приметы жажды
Его общения со мной:
 
 
Замру, – и льётся стих Небесный,
Усну, – и вижу «Вещий Сон»,
Очнусь, – в Твоей забудусь песне, –
Пройдя сквозь луч за грань времён…

            («Молитва»)

О, Всемогущий Боже, дай мне силы
И возврати Любимого, Мой Бог! –
Не я одна о том Тебя просила,
И не однажды людям Ты помог!

Любимый мой талантлив необычно!
Сравнить, –  я не осмелюсь, не берусь! –
Скажу лишь, что играет он отлично
И песни пишет – когда подступит грусть.

В нем столько знаний! Он ещё так молод!
Его душа кристальная –  чиста!
И не пристал ему могильный холод, –
Довольно и нательного креста!

Господь, Благодеяньями Твоими
Мы живы – наши просьбы не отринь.
Всевышний, да святится Твое Имя,
Да, приидет Царствие Твое.
                Аминь.


11-я картина. Тот же частный дом в Нижнем Новгороде, который был в 5-ой  и  9-ой  картинах.День.  Наташа, Любаша, Валера .
Большой портрет Павла – на пианино. рядом – букет.
 
 
На полке – 8 книг:

«Костры» (красная),
«Огниво» (оранжевая),
«Солнечный ветер» (жёлтая),
«Террариум» (зелёная),
«Радуга» (голубая),
«Океан» (синяя),
«Мерцание» (фиолетовая),
«Алмазы» (белая).


Наташа:  Нас  Паша  любит, помогает  нам  и  даже  лечит.

Люба:  Пойду,  зажгу  я  у  Портрета  витые  свечи…

Наташа:  Валера,  у  тебя  удачи  всюду.
Мы с Любой знаем, –  почему!
Я Павла вечно не забуду.
И этот вечер посвятим ему!


Наташа берёт со стола ещё одну (такую же, как и на полке) фиолетовую книгу, читает:

Ты Один во Вселенной  «Пусть любовь будет  в сердце жива!»

Даже если минута святая
Мне Тебя не вернёт никогда –
Провиденье счастливым считаю,
Подарившее Счастья года.

Ты Один, Ты Один во Вселенной...
Здесь никто на Тебя не похож,
Образ Милый, Необыкновенный –
Улыбнутся влюблённые – Что ж? –
 
 
Не понять им – какие мотивы
Навевают подобные сны –
Может быть, и другие красивы,
И талантливы, и умны,

Рассмешат анекдотом искусно,
И душой бескорыстной честны,
И поют, когда на сердце грустно
От нахлынувшей Первой весны…

Это всё – о Тебе, мой Любимый,
Отраженье Твоей красоты,
Гений чистый и Неповторимый,
Мой Единственный – это Ты...

Лишь в Тебе  всё земное  прекрасно –
Сплав любви и святого огня,
Что горит совершенно и ясно
И своим постоянством маня...

Я лечу за Тобой во Вселенной,
Воспеваю Твой Образ Нетленный –
Отчего, Милый мой? Почему? –
Чтоб не быть там Тебе Одному!

Принимаю Твоё Вдохновенье,
Посылаю свои откровенья,
Повторяю Твои же слова:
«Пусть любовь будет в сердце жива».

О Любимом – глубинные чувства
В подсознании гимны поют,
А искусство – фантазии буйство –
В нежных рифмах находит приют.

Занавес закрывается.
Окончание  оперы.
23.09. – 12.10.2007

©  Менделеева Наталия Борисовна