Вадим Егоров - король авторской рифмы

Семинар Юрия Петровича
Начало с моей классификацией рифм: http://stihi.ru/2011/02/18/3569

Как о ярком представителе современных поэтов, постоянно применяющем авторскую рифму, хочу поговорить о Вадиме Егорове – российском барде.

Недавно мне попала в руки подборка фонограмм разных лет и я на примере его произведений от ранних до самых поздних проследил как человек рос над собой от самых простых глагольных рифм к "отличным", "мастерским" и, наконец, к авторским. Кстати, очень многие примеры 8-го урока о рифме взяты, именно, из его произведений.

Вы спросите почему не на примере Маяковского-вот уж кто король составной рифмы или из ближнего к нам во времени, Владимира Высоцкого?  Да потому, что о первом и без меня сотни томов исследований написаны, а второй тоже славой не обижен, и если никто еще не написал про его составные рифмы, в чём я сомневаюсь, то я не премину это сделать, но позже, да и не хочется быть обвинённым в конъюнктуре.

Итак, о Егорове.  Вначале в его стихах и песнях начали появляться рифмы с полным созвучием слов, потом отдельные составные, и, наконец, теперь есть стихи и песни, почти полностью построенные на авторской рифме. И никому в голову не придёт её заимствовать. Сразу будет всё шито белыми нитками.

Как автор пишет венок сонетов, наполняя содержанием пространство между очередными двумя строчками Магистрала, (первой и последней), так автор сочиняет сначала рифмы, созвучия, записывает, накапливает, а потом заполняет содержанием и образами начала строк, имея готовые концы в виде составных авторских рифм. Есть конечно исключения, когда составная рифма как созвучие приходит в голову в процессе написания стиха, но это скорее исключение. На пустом месте составная рифма не родится. Она должна сначала вызреть в голове автора, отлежаться там.

Кроме того, такая рифма уже сама по себе диктует определённый смысл, и вариабельность стиха, построенного на составной рифме, в достаточной степени детерминирована.

Сначала я хотел просто без комментариев дать примеры стихов Вадима Егорова, чтобы читатель сам насладился красотой его рифм. Однако потом я понял, что для большинства будет полезно указать на характерные рифмы и объяснить, чем же они хороши.

Итак, из раннего, «Дождь смоет все следы»:

«В  ту ночь, когда Москву обшарил первый ливень,
Я, брошенный к столу предчувствием беды,
В дрожащей полутьме рукой дрожащей вывел:
«Дождь смоет все следы, дождь смоет все следы…»

Ну, как Вам, други мои, «ливень-вывел»? Сильно, не правда ли?
Да и «беды – следы», тоже недурно, верно?
 
В первом случае  рифмуются разные части речи.
Во втором сущ.ед. число тв. падеж  - сущ. мн. число вин. падеж.
Помнится такая рифма относится одновременно и к хорошей и к мастерской (по качеству созвучия).

Идем дальше. Тоже из раннего.

"Жизнь":

«Жизнь
               штилем не балует
Жизнь
              вроде как палуба –
То в ногах, то из под ног.
Знай себе дерись с волной.

Друг,
           сядем без третьего
Вдруг
          больше не встретимся
Тяжело бьётся в порог
Серый океан дорог.»

Ну, как? Требуются ли комментарии?

Из творчества 20-летней давности. «Патриаршие пруды»: 

"Патриаршие пруды.
Утки около воды
Замерли.
Ветер песенку поёт
Уткам грезится полёт
За море.
       Уткам скоро улетать -
       Здесь так холодно и так
       Голодно.
       Над прудами тает день
       Тает день, витает тень
       Воланда.

К Патриаршему пруду
На скамеечку приду
К бабушкам.
Ни русалок, ни наяд -
Лишь стареющий ноябрь
Рядышком.
       В свете меркнущего дня
       Вдруг опутает меня
       Оторопь,
       И проступят из воды
       Бывшей Козьей Слободы
       Контуры…
       Контуры…

И уже я не живу,
И как будто наяву
Снится мне,
Что, летя в желанный ад,
Маргарита кружит над
Сивцевым,
     Хвост поднявши словно меч,
     Бегемот толкает речь
     Тронную,
     И прогнулась у стены.
     Под пятой у Сатаны
     Бронная.

От подобнейших чудес
Может кто-то б и полез
На стену.
Для меня же – благодать.
Да вот только не видать
Мастера.
     В той долине теневой
     Да пребудут для него
     Зорькою
     Патриаршие пруды,
     Как награда за труды
     Горькие…
     Горькие

Вечер, отходя ко сну,
Красной по небу мазнул
Пастою.
Оградят ли от беды
Патриаршие пруды
Нас с тобой.
     Оцарапав, как иглой,
     Что-то на сердце легло
     Камушком.
     То ли вспомнил про дела,
     То ли масло пролила
     Аннушка…
     Аннушка…"

Комментарии, по-моему, излишни. Текст сделан столь филигранно, что каждое слово на месте, каждое шило в строку. Практически все рифмы относятся либо к «высшему пилотажу», либо к «мастерству». Практически не одной банальной или затёртой рифмы.  Единственное, что на первый взгляд банально «тень-день», но это только на первый взгляд. Ведь они входят в составную рифму «таЕТ ДЕНЬ  - виТАЕТ ТЕНЬ».

Я уж не говорю о том, что это строфный логаэд: Анапест,4-й пеон, дактиль
Две мужских рифмы, а следом дактилическая.

Смотрите:
оо1 ооо1
оо1 ооо1
1оо

Не правда ли, чудо?

Итак, если уважаемого читателя заинтересовал этот безусловный король составной рифмы, давайте обсуждать его достижения, а я не премину побаловать вас новыми изысками в области его составных авторских рифм. Там ещё много неохваченного материала.

Надеюсь, продолжение последует.