О Метафизике К. С. Петрова-Водкина

Анна Акчурина
                О метафизике  К.С.Петрова-Водкина в контексте поэзии.   

       "Вещей  нагая суть" П.Элюар.
       "Раз  искусство  не  забава и не развлечение,  а способ  ясновидения, способ  высшей  беседы  с  природой,  то  в нём должна  быть  змеиная мудрость ремесла, прежде  всего, должна  быть  борьба  до  последних  возможностей - за  выразительность  и  ясность  образа..." К.С. Петров-Водкин.



...После приведенных выше слов   можно  больше уже ничего не говорить. Тем более, что  предмет рассмотрения  вряд  ли имеет возможность быть изложенным. То, что я добавлю,  не поможет хоть сколько нибудь исчерпать сумму внутренних смыслов, содержащихся в нем.
Обозначу лишь несколько его плоскостей,...  несколько  точек  - этой глыбы,едва выступающей из Непроглядного, глыбы, уходящей в ту глубину, которая - не  для нас - таких, какие мы есть сейчас.


...Все началось вот с этих строк:

"Более всего
меня настораживают простые вещи:
фиалки в руках одинокой девочки,
зеленая шляпа на голове прохожего,
обрывок афиши в объятиях ветра,
поползновения ложки на краю стола,
ужимки графина в малиновых сумерках… Я
в ужасе от
непостижимости происходящего
и, признавая свое поражение,
я укрываюсь от жутких подробностей мира
хрустальным щитом
безумия "              (К. Джангиров)


Стихотворение это  породило  в уме бурю, цепь ассоциаций, в очередной раз  столкнув  лицом к лицу  с проблемой агнозиса, непонимания - мира, себя, и происходящего.  С отказом  души дать объективную  оценку  происходящему, просто сделать  заключение  о  том, что  я  вижу;  наконец, извлечь  выводы  из  фактов.
Вот  почему  встреча  именно в этот момент  с работами К.С. Петрова-Водкина  так  глубоко  поразила  меня  - противоположностью  вектора  поиска.
Это был - противовес  состоянию внутренней слепоты,ощущению хаоса,безымянности  элементов, и бессилию  собрать мир в единое целое.
Таинственный мир приоткрывается тому, кто  услышит художника. Мир этот  очень непросто обозначить, он ускользает от определения.
Признаю,  я не  могу  сделать  окончательных  выводов относительно  того, ЧТО  открывается - в его  рисунках, полотнах. (Хотя бы  потому, что  для  этого мне  недостает  фактического  материала... Сложно  дать определение  даже самому понятию "метафизика". "То, что  за физикой", "Философское  учение, утверждающее неизменность  раз  и навсегда  данных  и  недоступных  опыту начал  мира..." - вот  и все, чем  снабдил  меня  словарь - на этом пути.)
Перед  загадками этого художника  я   нахожусь как раз в положении  героя  стихотворения  Джангирова.    Но  одно очевидно:  Художник  искал  ТО, что  БОЛЬШЕ  этого видимого  мира. Искал  соединения  смысла  - с природой,с косной материей.   Искал  целостности  бытия.  Об этом свидетельствуют  его теоретические  труды, и - его композиции - монументальные, живописные, графические, иллюстрации к собственным книгам...
Средствами  живописи  и рисунка   он старался   освободить предмет  от его утилитарной  сути, и, идя  этим  путем, ВЫХОДИЛ   за  границы  исследуемого  предмета, его "вещной" оболочки  - к метафизике  данного предмета. По крайней  мере, такова  была задача, которую он перед собой  ставил :"Содержание  картины - это  проникновенная логика  цвета  и формы." ( К.С. Петров-Водкин) 
"Чтоб  додуматься  до предметной  сущности,  необходимо  оголить  предмет, выключить  его  декоративность и его  приспособленные  для  человека  функции, - и  лишь  тогда вскрываются ЗЕМНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКОНЫ  ЕГО  ЖИЗНИ. Тогда  уясняются  и цвет  в  его  количествах, и  форма, обусловливающая  цвет, и  рефлективная  перекличка  между  предметами,  их плотность, прозрачность и  вес." (К.С. Петров-Водкин.)
Думается,  вершиной этих  изысканий его  был "Натюрморт с письмами"  1925 г.
Скажу  прямо: его стакан в этом натюрморте  поразил меня: это действительно нечто большее, нежели стеклянный предмет конкретного бытового назначения.
Найдите это полотно: вы поймете меня. Вглядитесь: это, скорее  светоносный образ-проекция  некоего храма, и символ насыщения иной, не физической, жажды,  нежели  привычный нам предмет,который исчерпывается своим бытовым назначением, исчерпывается знакомым, понятным нам миром.
Таким  же  примером почти мистичности его открытий  является, на мой взгляд, рисунок "Стеклянная призма  и лица" (1920 г.)

"Земные  условия  и законы  его  жизни..." "...плотность, прозрачность и вес..."
Вот  эти его слова  взорвались в моем  мозгу, как  шаровая  молния.
Это  было  прекрасно  -  и непосильно  для  ума.
Осталось  волнение  - и саднящее  желание: хоть  взглянуть на  предмет   его поиска. Понять  хоть частично - его  мысль. Увидеть - хоть в какой -то  мере  - мир духовных  сущностей,  - к которым  он шел. Увидеть - ЕГО  глазами...
То есть,  увидеть  стакан, стакан воды, простой  стакан  - как  храм, как  светоч, как воплощение чистоты  и полноты,  как  выражение  жажды - и насыщения .
Увидеть  и самого человека - как  восприемника  и носителя благодати, как Чашу - полноты Духа, как Священный Грааль. Ибо,именно это исходит из  теории  Петрова-Водкина, - если  довести ее до логического конца.

Потому что,  если  "поползновения ложки  на  краю  стола ,ужимки  графина  в малиновых  сумерках" - по  определению   ничто  не передаст  точнее - средствами  изобразительного  искусства - чем аналитический кубизм, а  вернее, кубофутуризм, соединенный с  методом  лучизма, - то целостность  и  одухотворенность природы в  светской  живописи  явил  нам  Петров -Водкин.


Да, он  изображал  именно это: вспомним его "Петроградскую  Мадонну", его  портрет Анны Ахматовой;  его  эскиз витража для  церкви  в г. Барри (Италлия)-изображающий  голову  отрока (1915 г.); его рисунок "Микула Селянович" (1918 г)и  или "Флорентийского юношу"(1932 г) к  его   повести "Пространство Эвклида";
рисунки "Ташкент" (1921 г.), "Таджик"(1923 г) к очерку "Самаркандия"... - этот  ряд может  быть очень долгим.
Все  это - образы  духа.
Человек перед  лицом  Вечности. Материя, любой объект, сама Земля - сконцентрировавшиеся  в хрусталике ока  Кого-то высшего - тайнозрителя  подлинного бытия всех этих сущностей. Вот  что такое - картины Петрова-Водкина.


Похожим путем миропознания, вскрытия онтологической сути предмета шел Пастернак. Здесь как нельзя уместнее привести  цитату из О. М. Фрейденберг (филолог-классик, исследователь первобытной и античной культуры): "У Пастернака есть стихотворение «Художник». В нем такие строфы, описывающие момент творчества:

Что ему почет и слава,
Место в мире и молва
В миг, когда дыханьем сплава
В слово сплочены слова?

Он на это мебель стопит,
Дружбу, разум, совесть, быт.
На столе стакан не допит,
Век не дожит, свет забыт.
Итак, момент творческого самозабвения образно выражен тем, что на столе стоит недопитый стакан, как покинутый мир. Поэтому метафора недопитого стакана находится в одном ряду с метафорами недожитого века и забытого света. В этом недопитом стакане символически передано все великое самозабвенье творца. Между творчеством и стаканом нет ничего общего: это два разных плана. Метафора и реальный смысл разорваны. Между ними бесконечная свобода, огромное пространство. Свет забыт, век не дожит и стакан не допит — параллельные ряды малой жизни (стакан) и большой (век, свет). У Пастернака новый микрокосм, все эти его вещи и предметы, но в них нет мифологизма. Он снимает с природы, с вещей, с людей старую семантику. Он снимает условную семантику. Он вводит многоплановость образов". / Происхождение греческой лирики / О. М. Фрейденберг.


Для прозорливца человеческая  сущность - прозрачна, как и мироздание. Чем  чище  человек, тем яснее видна  его  сверхъестественная  природа ( "...И сотворил его по  образу  и подобию  Своему"). Или,  как  сказал Григорий Палама, "Бог  есть  и является природой  всего  сущего". Иногда дар прозрения выпадает и на долю  художника.

К этому остается добавить  следующее:
Будучи  человеком, Кузьма Петров-Водкин  сочетал  в себе двойное начало:  "земля еси" - но и "дух дышит где хочет".
И точно  так же  его работы  отражают  этот  двойственный  характер  жизни: и свет, и тьму. То есть, размышляя о сути   видимой формы, он  затронул  и  область, противоположную духу, то  тление, ту  деградацию, где  "самый свет  теряет  свою  природу", как заметил Поль Элюар.

Искуство Петрова-Водкина  несет  на себе   печать катастрофичности  бытия -  так понимаю  его вещи. "Катастрофичность  и  победность"*...
Как  личность  титаническая, он показал  нам - и то,  и это в мироздании.



"Рты  прошли  извилистый путь
Огненных  звездных  стаканов...
...
Когда  дно  стакана  пустеет,
когда  дно  стакана  вянет,
натыкаются  рты  на  стакан,
точно  на  смерть."
Поль  Элюар. ("Пить")

Думаю, та  же  мысль  - в словах К. Джангирова:
"Это  -  только  попытка  преодолеть  бессмертие..."   

Преодолеть - бессмертие... Или - преодолеть  тленность.
"Искусство - есть свечение  человеку  на  рубежах холодных  пространств; оно  одно могуще  дать ясность  человеческому  духу  в  страшном  молчании мира,  до  Божественного бессмертия  подвигающее мысль"- К.С. Петров-Водкин.



Ибо  дух  свободен. Он  может  идти и тем, и  этим  путем.   
"Мне легко в этой необъятности" К.С. Петров-Водкин.               
               
       
               



___________
               
* - слова Н.С.Гумилева из его статьи "Читатель".

Следует  добавить  одно: высказанные мной   мысли - не плод  моих измышлений "по  поводу..." По существу, Художник  был мыслителем и пророком своей эпохи. Оставил  ряд теоретических  статей , докладов, которые можно считать  философскими в той  же мере, в какой они исследуют  законы  живописи и  композиции. Откройте  их: они о метафизическом. Как   мало кто, Петров-Водкин  знал : назначение художника, суть его  поиска  - высшая правда. Это  и отличает подлинное искусство от всего, что только рядится в его  одежды.
   
Статьи К.С. Петрова-Водкина: "Наука видеть",  "Живопись - как  ремесло"."Повороты  искусства", "Художественное значение  иконы" (1920 г.), "Письма  о живописи","Натура - как  строительство  картины".