Лучшие 10 стихов в Окнах по мнению А. Григорова

Редакция Журнала Окна
Мнение редакции может отличаться от мнений авторов, выбирающих лучшую десятку, но позиция Амирама Григорова представляется нам интересной.
Итак, первая десятка по версии А. Григорова.
 

1) http://stihi.ru/2011/02/01/3490
теперь любовь а раньше просто голод...
Михаил Свищёв

Свищёв очень хороший поэт – и тут очевидное доказательство. Я считаю это стихотворение лучшим из ста. Хотите объяснений? Их нет у меня.
Нигде не натыкаешься на штампы, но этого мало. Всё понимаемо, потому как всё случается и с тобой. Вот и всё, что можно тут сказать. Насчёт же начала каждой строки с маленькой буквы, которое, по мне, тут не привносит абсолютно ничего (и ничего не убавляет), то дело тут исключительно автора.

2)http://stihi.ru/2011/01/13/138
Борис Панкин
Я ставлю два стихотворения Панкина не в силу личной дружбы, а по гамбургскому счёту, хоть он и не лиричен, как всегда. Есть такая фирменная панкинская горечь, этакая смесь хрена и горчицы, что-то вроде пасхального марора. Панкин не умеет смеяться, то есть вместо смеха у него выходит кривая улыбочка, всегда немного злая, или хриплый клёкот, переходящий в кашель хронического курильщика. Но я ему верю – он достоверен. Это голос очень знакомого человека, голос ровесника, и я его в высшей степени понимаю.

3) Ржавый Ангел Го
http://stihi.ru/2003/04/16-554
Автор – аноним со стихиры, и ожидаешь тут всяких герд, волков и ангелов, а также оригами, щедро производимых тут в рифму. Но нет, ожидание тут не оправдывается ни на йоту. Связная, оригинально сделанная аллегория человеческого рождения. И даже берущая за душу, как всё, что вне контекста литературного направления, пишется о вечном.

4)http://stihi.ru/2011/02/24/3206
Чен Ким
Чен Ким (терпеть не могу вычурные псевдонимы), явно не кореец, а уж если и кореец, то бывший советский и окончательно и бесповоротно обрусевший, и, соответственно, его имя должно быть или Виталий, или Валерий. Виталий Ким. Или Валерий Чен. Стихотворение тут однозначного либерала, причём разлива «Новой газеты». Однако симпатию тут вызывает (то бишь спасает всё дело) исторический экскурс в Грушино, где известный русский барон планировал освободить крепостных, да так, чтобы прежнее состояние показалось бы им сущим раем и верхом всех свобод. И чувство юмора. Что, по мне, всё портит? Да сцукобля всё портит, вот бля сцуко.

5)http://stihi.ru/2006/07/05-1467
Зеленцов
Стихотворение Зеленцова про Северную Пальмиру мне хорошо известно. Это образчик знаменательной городской лирики, конечно, попытки сказать про Питер, минуя иглы и колоннады, по иному, что называется, тут нет, и только одно это делает стихотворение одним из. Сказал бы – взгляд туриста, если бы и заматерелые, махровые питерцы не писали бы в той же канве. Стереотип, на нынешнем этапе, по-видимому, непобедимый. Но из массы всего того «питерского» – это очевидный перл.

6)http://stihi.ru/2010/12/14/3740
Пагын

Пагын - поэт негромкий, лиричный, тяготеющий к камерным формам. Но тут никогда не встретить, ни клюевщины-есенинщины, ни пястрядинной народности, цыганщины и разлюли-малины. Я всегда, ещё будучи на печальной памяти сайте Поэзия ру, представлял себе Пагына пейзанином, живущим в маленьком, крытом соломой домике среди сада с цветами, где-нибудь на юге, вдалеке от городской суеты. Конечно, думается, это не так, но попав в среду, где тон задают эмигранты из крупных советских городов, окончательно, под старость, свихнувшиеся на правозащите, очутившись в царстве крикливых эпигонов, негромкий Пагын не стал Полярной звездой на тамошнем небе. Конечно, для нынешнего времени такое творчество абсолютно, стопроцентно «неактуально». Тем не менее, эти стихи всегда находят своего читателя. Хорошее печальное стихотворение.

7) http://stihi.ru/2011/01/16/2317
Ночной грозы промчалась колесница
Дмитрий Иващенко

Нравится ли мне творчество Иващенко? Да, безусловно. Нравится чем? Полным отсутствием неоригинальности, истинным мясом, истинной кровью. Это поэт, не исковерканный мейнстримом, не изувеченный эпигонией, не подстриженный никакими литературными обязательствами. С другой стороны, тот запал, накопленный в провинции географической, но в середине геометрической России, что присущ ангарцу Иващенко, заслуживает особого внимания. Почему эмигранты у нас сплошь в поэтах? Потому что они грамотны, у них есть свободное время и свободный доступ в сеть. Но почему они так похожи друг на друга? Потому что эти дядьки общаются только друг с другом, и окружающая их языковая среда загерметизировала их навсегда в том времени, когда они уезжали. Почему пишут? Да скучают оне. Почему пишет Иващенко, многодетный отец, работающий на заводе, и валящийся с ног от усталости, по вечерам? Видимо, не может не писать, невысказанное жжёт его, выплескиваясь, только когда нет иного пути, когда душат слова. И лира эта чистая, истинная. Она, по мне, вкуснее синтетического подавляющего большинства стихов любого поэтического ресурса, насколько кеклик, приготовленный в глиняном горшке, в углях костра, прямо после охоты, в горах, под звёздами, вкуснее брауншвейгской колбасы из супермаркета

8) http://stihi.ru/2003/04/15-552
Entony Bear

Понравилось стихотворение автора Entony Bear, (хоть шотландский виски и появился намного позже рыцарских времён, да и «исполняющий обязанности» былом вещь труднопредставимая), подкупает тем, что оно оригинально, как педикюр у тираннозавра и даёт нам тот самый искомый постмодернизм, ампир наших дней, в его наиболее ортодоксальной редакции, но лишённый пошлости, что уже редкая редкость. Бывают ли кошерные знамёна, спросите? Бывают, я посмотрел. Одно такое знамя хранилось в Старомястской синагоге, подаренное ашкеназской общине Праги кайзером Леопольдом (согласно Броду).

9) Панкин

вдохновения не бывает бывает боль
бесконечная безнадежная злая боль
ты смотришь в недоумении что с тобой
ты спрашиваешь опрометчиво что с тобой
и я отвечаю подробно в деталях что
со мною случилось подробно в деталях что
со мною случилось подробно в деталях стоп
ты говоришь мне испуганно стой ты трешь свой лоб
ты говоришь мне испуганно стой ты морщишь лоб
ты ищешь слова подбираешь с трудом слова
ты привыкла что ты всегда и во всем права
ты говоришь мне нечем дышать болит голова
ты говоришь мне устала болит голова
и я тебе верю конечно болит голова
приляг отдохни ты устала болит голова
приляг отдохни

В этом стихотворении Б. Панкина особый акцент создаётся повторами, то бишь, медитативность текста, как кажется, должна быть тут орудием, повышающим градус восприятия. По мне, так приём не совсем сработал. Отсутствие ощутимой звукописи сыграло свою роль. Кроме того, стоп сигнал, прозвучавший в середине, диктует обрыв, а за ним следует продолжение, что разбивает текст, как бы фрагментирует в восприятии.

10) Игорь Царёв

Как мы нелепо время убиваем,
Когда с перронов темных убываем,
Или с чужими женщинами пьем,
И шкуры дней, растраченных за кружкой,
Пытаемся набить словесной стружкой,
Чтоб хоть отчасти им придать объем.
Могли бы быть пути не так тернисты,
Но все поэты — чуть таксидермисты,
И сохраняясь в формалине фраз,
Мечты и страхи, псы сторожевые,
За ними всюду ходят как живые,
Во тьме мерцая пуговками глаз.
Вот и со мною — все, что я прищучил.
И самое бесценное из чучел —
Страничек сто кровавой требухи
На самой видной полочке в прихожей
Под переплетом из драконьей кожи
Ночных часов, убитых на стихи.

Стихотворение Царёва наверное, одно из лучших у этого автора – во всяком случае, мне так кажется. К достоинствам этого стихотворения следует отнести – мощь неразбавленной мысли, проходящей через текст сквозняком, притом, что сам текст – по-царёвски аккуратен и замечательно, звучно зарифмован. Вообще, этот автор, как водится, не "рвёт". Он принципиально не трибун, он и не экспериментатор. Хорошо читать Царёва, будучи зрелым, спокойным человеком, чурающимся революций, который давно построил дом, развёл и выпестовал детишек, защитил диссертацию, и, как и должно интеллигенту, вкушает культуры, лёжа в гамаке на даче.


PS. Выборка делалась по сотне стихов, представленных для публикации в апрельском номере 2011
http://stihi.ru/2011/03/07/7414