Нескучная азбука стихосложения

                            Глава 0. Введение и предисловие автора.

Здравствуйте, дорогие мои стихиряне!

Вот и пришла пора обобщить мой четырёхлетний (написано в 2011 году)опыт пребывания на стихире.
Много за это время сделано и узнано: работа с другими авторами, работа над собой, работа в жюри конкурсов, дебаты и перепалки в рецензиях. Благодарен всем, принявшим участие. Без вашей осознанной и неосознанной помощи появление указанного «свода правил» было бы невозможно. Очень многое я понимал интуитивно, в чём-то чистосердечно заблуждался.

Особую благодарность хочу выразить Галине Ржевской,  Александре Радужной, Виоле Анисимовой, Ирине Шулениной, Алле Коряковой, Маргарите Алексенко, Сергею Дону, Тимофею Бондаренко, Евгению Какузину (Светлая ему память!), Филолоху, Митрофанычу Воронежскому, Ник Васильеву и очень многим другим (думаю они без труда догадаются).

Данный труд должен позволить всякому начинающему и продолжающему поэту, ищущему себя и находящему, избежать ошибок, свойственных дилетантам и сразу начать писать добротные стихи, коль способности позволяют, с той степенью таланта, которую Бог отпустил.

Итак, основные моменты, о которых пойдёт речь:

1. Разновидности метра (ритма).
2. Размер.
3. Пропуски ударений (пиррихии).
4. Дополнительные ударения (спондеи).
5. Распад ударений в двухсложных метрах.
6. Полураспад ударений в трёхсложных метрах.
7. Распад ударений в трёхсложных метрах.
8. Схемы рифмовки.
9. Классификация рифм.
10. Ассонансное построение строки – звукопись.

Изначально все эти моменты излагались в отдельных статьях. Но вот пришла пора придать теории законченный вид «практического руководства по всем вопросам».

Вы спросите: «Зачем нам это надо?»
Кто спросил, того отсылаю к своему творческому кредо, в пику тем, кто говорит, что пишет сердцем и ни в коем случае ни слова не собирается менять в своих творениях:

«Я стихи в небесах ТОЖЕ сердцем читаю,
Но гармонию алгеброй всё ж поверяю,
Ибо то, что пришло в суете вдохновенья,
Не всегда точно ляжет как стихотворенье.»

Поясню ещё одну простую истину. Ритм, размер и рифма – это дыхание стиха, его воздух. Если они хороши, мы их не замечаем, как воздух, которым дышим. Но вот что-то нас насторожило, режет ухо или ещё что-то. Прежде всего, это либо нечистая рифма, либо какое-то из нарушений ритма или размера. Не беру случай, когда это сделано умышленно, для достижения большего эффекта и художественно оправдано, но когда плохие рифмы лезут одна на другую, а ритм и размер сплошь и рядом ломается, мне лично становится трудно дышать таким, с позволения сказать, воздухом.

Кто принимает эти мои предварительные замечания, прошу за мной!
Кому, как специалисту, всё это более, чем очевидно, значит это писалось не для вас. Можете не читать. Но не торопитесь с выводами. Просмотрите хоть по диагонали. Я уверен, что не всё изложенное здесь вам известно. А с чем-то возможно, вы захотите поспорить. Кстати, уверен, что некоторые незнакомые вам термины резанули глаз уже в оглавлении.

В начале работы я не хотел излагать общеизвестные факты, но опыт показывает, что и они далеко не всегда известны начинающим поэтам, поэтому, не обессудьте. Для стройности теории я не выпускаю ничего, но и стараюсь не уводить нигде в сторону.

Внимание! Друзья мои! Со времени написания Азбуки прошло пол-года. За это время, благодаря работе с виртуальными учениками, я на многое взглянул другими глазами. Сейчас готовится вторая редакция Азбуки, где некоторые термины и понятия претерпят существенные изменения. В частности, здесь понятие спондея и пиррихия, трактуется совершенно иначе, чем в классической теории. Во втором издании будет найдена другая методика преподавания этих понятий. Дополнительно там подробнее будут рассмотрены пеоны, пятисложники, логаэды, а также дольник и тактовик.

А теперь, всё же, пока нет второй редакции, вперёд! Думаю, в главном я Вас не обманываю.

Итак, строим здание стиха по кирпичику:

!!!!!!!!!!!!!Стоп, машина!!!!!!!!!!! Друзья мои, кто хочет изучить историю заблуждений пусть читает дальше. Кто хочет овладеть "тайным знанием" пусть сначала прочитает первые из опубликованных глав "Путешествия по стране метра и ритма" http://www.stihi.ru/2011/10/14/1994
После этого можно бегло и критически читать дальше - тут немного. Однако всё, что написано о метре и ритме хотя и верно, но не вполне (Пиррихии и спондеи трактуются по Тимофею Бондаренко, а это, хотя и не лишено смысла, но не вполне верно). Помните об этом. Я не убираю этот материал только потому, что он дорог как памятник заблуждений в поисках
                                            Глава 1. Разновидности метра (ритм).

Прежде всего, надо отчётливо понимать, что в традиции русской поэзии существует пять основных метров (ритмов),  которыми пишутся стихи.

Строка в стихотворении делится на стопы.
Стопа - это группа, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов.
По количеству слогов в стопе метры делятся на двух-трёх-сложные (о четырёхсложниках отдельный разговор) .

Существует два двухсложных метра – хорей и ямб.
 А также три трёхсложных – дактиль, амфибрахий, анапест.

Разница между ними в том, на какой слог стопы приходится ритмическое ударение.
Условимся обозначать безударный слог как «0», ударный как «1».

Теперь любой метр (ритм) можно представить в виде такой двоичной цепочки нулей и единиц.

Рассмотрим примеры:

1) Хорей: 10 10 10 10 …..

Пример: «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского.

В поле вьюга-завируха
10 10 10 10
В трёх верстах гудит война.
10 10 10 1

2) Ямб: 01 01 01 01 01…….

Пример: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

Мой дядя самых честных правил
01 01 01 01 0
Когда не в шутку занемог
01 01 01 01

3) Дактиль: 100 100 100 100 ….

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
100 100 100 100

4) Амфибрахий: 010 010 010 010 ….

Не вЕтер бушУет над бОром
010 010 010

5) Анапест: 001 001 001 001…
О, веснА без концА и без крАю —
Без концА и без крАю мечтА!
001 001 001

6) И ещё есть не очень признаваемые и не очень ясно определённые звери, именуемые пеонами – 1-м, 2-м,3-м и 4-м.
Это четырёхсложные размеры, и в системе, о которой мы договорились, записываются так:

1-й: 1000 1000 1000 1000…..
2-й: 0100 0100 0100 0100….
3-й: 0010 0010 0010 0010….
4-й: 0001 0001 0001 0001….

Нетрудно видеть, что 1-й и 3-й пеоны являются частным случаем хорея, где через одно пропущены ударения.
То же можно сказать и о 2-ом и 4-ом – они являются частными случаями ямба.
Подробнее о пеонах изложено в целых двух эссе. А когда станет интересно, можно будет это изучить отдельно ("Поговорим о пеонах": http://www.stihi.ru/2008/06/17/2785);"Попытка нового определения пеона": http://www.stihi.ru/2011/01/26/3855), "И вновь и снова о пеонах: http://www.stihi.ru/2011/03/29/5091).
                                                 
                                                                  Глава 2. Размер

Выше, приводя примеры метров, я ставил многоточие в конце, ибо размер - количество стоп в строке, может быть, вообще говоря, любым. Конечно 5-ти, 6-ти, и даже 7-ми стопный ямб вообще-то не редкость, но в основном большинство пишет средними (5 стоп, сюда относятся и все классические и близкие к ним сонеты). Другие пишут короткими (3-4 стопы) - таких не много или длинными (6-7 стоп) – таких тоже не очень много, тем более, что многостопный ямб или хорей может быть квалифицирован как пеон ( об этом: http://www.stihi.ru/2011/01/26/3855). А вот трёхсложники больше, чем пятистопные, крайне редки – строка больно длинная получается – более 15 слогов. Трудно воспринимать.
Что ещё сказать о размере?
 Некоторые ошибочно думают, что размер измеряется в слогах. Величайшее заблуждение. Здесь надо сказать несколько слов о рифме и всё встанет на свои места.

Мужская рифма – если строка кончается ударным слогом (1).
Женская рифма – если строка кончается безударным слогом (0);
Дактилическая рифма - если на конце строки имеется два безударных слога (00) (но это возможно только в дактиле, поэтому она и называется дактилической).

Если ямб имеет мужскую рифму, то в строке будет целое количество стоп (3,4,5,6,7) и, соответственно, слогов - 6,8,10,12,14
Схема строки такова: 01 (01..) 01, где в скобках любое количество стоп.

Если же - женскую - то на один слог больше (как бы, больше на полстопы).
Схема строки такова: 01 (01…) 01 0

Но это никого не должно волновать, так как с ритмической точки зрения эти строки идентичны, ибо КОЛИЧЕСТВО РИТМИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ В СТРОКЕ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.

Вот и получается, что не слоги надо считать, а ударения.

С хореем картина обратная. Стандартный целостопный хорей имеет женскую рифму, а если рифма вдруг мужская, то тут уж не хватает полстопы:

Женская рифма в хорее (схема): 10 (10 10 10) 10 10
Мужская рифма в хорее(схема): 10 (10 10 10) 10 1
Строка короче на слог, но это, опять-таки, нас не волнует. Считаем только ударения.

А ведь есть ещё дактилическая рифма, когда на конце два безударных слога. Тут на два слога короче может быть строка с мужской рифмой и ничего страшного не случится. Речь тут, конечно, может идти только о трёхсложниках.

Так вот, давайте запомним. Если что-то в строках нам кажется не вполне стройным – считаем ЦЕЛЫЕ стопы в любом метре. Хоть в ямбе, хоть в хорее, хоть в трёхсложниках.
Безударные слоги на концах строк в женской и дактилической рифме роли не играют.

Если кому-то, по-прежнему, не понятно как подсчитать количество стоп в своём стихе прошу пожаловать в упражнения на примере стиха из стихиры. (http://www.stihi.ru/2011/03/31/2769)

Теперь можно поговорить о разностопном ямбе.

Встретилось мне несколько примеров на стихире. Хотел возмутиться и вдруг понял, что укорачивание чётных строк на стопу, а то и две в определённых случаях полезно, естественно и придаёт динамизм стиху. А уж когда прочёл знаменитое стихотворение Василия Курочкина (XIX век) "Я не поэт". Кстати, у него разностопный дактиль, причём по схеме 4-1-4-1. Всякие сомнения отпали. Но это уже другой уровень. Об этом отдельно поговорим.

                                           Глава 3. Пропуски ударений (пиррихии).

Слышу недоуменный вопрос. А что если я пишу ямбом или хореем, а слово мне надо написать трёхсложное или подлиннее? Мне в нём два ударения делать и более?

Ответ не так прост, как кажется. Позже вы поймёте, почему. Разберёмся вместе.

С математической точки зрения выход есть. Трёхсложное слово с ударением на среднем слоге безболезненно может быть «засунуто» в строку ямба или хорея например вот так:

01(010)101… - в скобках ритмическая группа соответствующая тёхсложному слову.

Простой пример:

«Он в свете (фо)нарЕй искрящий»

01 0(1) 01 01 0 –

в скобках показан безударный слог, совпавший с ритмическим ударением. Такое пропущенное ударение и называется ПИРРИХИЕМ .

Переделаем строку, как предлагается выше, и заменим слово:

«В фонарном свете он искрящий»

01 01 01 01 0 – ну, вот! Сработало. В техническом отношении всё безупречно. Пиррихий исчез. Однако очень сильно пострадала образность. «Фонарный свет» это совсем не то же самое, что «свет фонарей». Лучше было ничего не трогать и оставить первый вариант.

Так что не бойтесь пиррихиев!!!

 Однако пиррихий — коварная вещь в песенных стихах. Он может совпасть с началом музыкального такта (ударной долей), и ничего не останется сделать, кроме как спеть с неверным ударением (но это особая статья, кому интересно (http://www.stihi.ru/2008/08/04/1611 ; http://www.stihi.ru/2011/02/15/2887)).

                                       Глава 4. Сверхнормативное ударение – спондей.

Далее проницательный читатель скажет: «А что делать, если в строке есть односложные слова?» И вот пример из А.С.Пушкина:

«Швед, русский - колет, рубит, режет» («Полтава»)

(1)1 01 01 01 0

И, вот, пожалуйста, Его Величество спондей. Довольно трудно в русской традиции произносить подряд несколько односложных слов – попробуйте сами. Особенно это сочетание («др») между шведом и русским. Так и хочется убрать ударение и сказать одним словом «шведрусский».

И, хотя речь идёт об односложных существительных, коих в русском языке достаточно много, например: дуб, ил, кол, мол, соль, голь, толь, моль и т.д., то кто же заставляет их применять в именительном или винительном падеже. А в других падежах они становятся двухсложными – соли, моли, дуба, илу, ну и т.д. Так что фонетическая красота стиха будет зависеть от мастерства автора и умения его обойтись без спондеев.

 Объективно говоря, спондей – явление вредное. И не только вредное, но и многогранное. К понятию спондея мы ещё вернёмся в конце следующей главы

                                  Глава 5. Распад ударения в двухсложных метрах.

РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ договоримся называть случай несовпадения фонетического ударения в слове с ритмическим в стихотворной строке.

Это явление не так уж безобидно, как многим кажется. Вспомним незабвенного А.А. Галича.

«Ударение, ударение,
Будь для слова как удобрение!
Будь рудою из слова дОбытой,
Чтоб свобОда не стала СвОбодой.»

«Людвиг Свобода, если кто не помнит или не знает - коммунистический диктатор Чехословакии, задушивший руками Советского Союза революцию 1968 года.»

Вот что такое перенос ударения в русском языке на другое место. То же, что перенос запятой во фразе «Казнить, нельзя помиловать». Понятно? Да?

Приведу ещё несколько примеров.

«ПрОволочка – проволОчка»

«ВеселИться – вИселица» - вдумайтесь в жуткий смысл этой замены.

Для наглядности даю пример из одного из стихирных авторов:

"Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!..

               01 0(1) 01 01 01 0

За городом зачахну я от скуки..."

(пятистопный ямб)

Здесь: 0 – безударный слог, 1 – ударный слог, (1) – пропущенное ударение (пиррихий)

В слове "менЯ" фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось - "мЕня". (Уж не отца ли Александра МЕня Боги родили – какое кощунство)

Переставим слова так:

"Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!..

За городом зачахну я от скуки..."

И нет вопросов.

С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Вопрос о художественных достоинствах данного примера не ставлю. Ведь родили-то всё-таки мама с папой, а Боги только определили место рождения, да и не боги (мы ж не язычники), а Бог, но чего не скажешь ради рифмы.

Поэтому приведу лучше пример из классика советской литературы Юрия Левитанского:

«Все стихи когда-то Уже были»
10 10 10 10 10

(пятистопный хорей)

Разберёмся со всех сторон.

 Во-первых, односложное слово «все», подлежащее к тому же, открывает строчку, стоит под ударением и поэтому не является спондеем. Это хорошо!

А вот наречие «ужЕ», которое имелось в виду, превратилось в прилагательное в превосходной степени «Уже». Осознали! Смысл меняется, если строка, вообще, не превращается в бессмыслицу. А выход, меж тем, прост. Переставим слова:

«Все стихи ужЕ когда-то были». И всё в порядке. У кого найдутся возражения?

Даже А.С.Пушкина не минула чаша сия (распад ударения) в «Сказке о царе Салтане»:

Четырёхстопный хорей.

«РодилА царИца в нОчь
 (1)0 10 10 1
нЕ то сЫна, нЕ то дОчь»
 10   10     10    1

Получилось что-то вроде -
 
«РодилА царИца в нОчь
 (1)0 10 10 1
НЕтто - сЫна, брУтто - дОчь,»
 10   10     10    1

(где  нетто и брутто – разновидности веса товара с упаковкой и без)

Почувствовали?

А если так попробовать:

«РодилА царИца в нОчь
 (1)0  10  10    1
ТО ли сЫна, тО ли дОчь» ?
 10   10     10    1

Замена словосочетания на аналогичное по смыслу спасло дело.

Но Пушкин не знал о распаде ударений, даже не подозревал, а мы-то с вами теперь знаем и знаем теперь, как с ними бороться и как не допускать подобных явлений в своих стихах.

И вот настало время вернуться к понятию спондея.

Если односложным словом является союз или предлог - с них легко снимается ударение и, в общем, такой спондей ни ухо, ни глаз не режет. Хотя вот тут-то и скрыт подвох. Если в словосочетании из двух односложных слов одно является более важным (существительное или местоимение по отношению к глаголу или частице), в таком случае основное ударение должно попадать на значимое слово, а спондей - на менее значимое, тогда его можно будет «проглотить».( Выше мы просто заменили устойчивое словосочетание из двух частиц на похожее по смыслу, но ударение упало на более важную). Другой пример:

«Для армии Российской наши розы.
На офицерстве отблеск всех Голгоф.
Сошелся нА нИх клином светлый козырь -
к терновому венцу идти готов.»

В третьей строчке два фонетических ударения рядом. Одно с ритмическим совпадает, другое является спондеем.
В данном случае ритмическое ударение попало на предлог «на», а спондей на «них». Главное слово в словосочетании «на нИх» пропало.

Перепишем строку так:

«На нИх сошёлся клином светлый козырь»

И вот уже всё звучит как надо. Ударение на «нИх», а предлог «на» можно и не «ударять».
То есть здесь способ борьбы со спондеем, как в случае с обычным распадом ударения.

Итак, рассматриваем словосочетание, как слово и ставим его в предложении таким образом, чтобы ритмическое ударение в строке пришлось на значимый слог.

И ещё один аспект этой проблемы хочется осветить. Из двух ничего не значащих частиц может сложиться значимое слово, у которого ритмическое ударение совпадёт с фонетическим, которое напрочь изменит смысл фразы. Вот классический пример из Юрия Кукина – русского барда:

«Поезд – длинный смешной чудак
Знак рисуя твердит вопрос:
«Что же, что же не так, не так?
Что же не удалось?»

Итак, что слышит, именно слышит, внимательный читатель? Стук колёс: «не так, не так», конечно.

А вот в последней строчке – песня. Это двухстопный анапест. И ритмические ударения в последней строке расположились так:

чтО жЕ нЕ удалОсь
    111   001
На частичку «же» приходится спондей, но раз частица, значит не под ударением. И вот она уже тяготеет к частице «не» и получается что? Правильно! «женЕ».

чтО женЕ удАлось?

Хочется спросить: чьей жене и что не удалось?

Но это 60-е годы.

А вот Валерий Мищук – годы 90-е.

«До свиданья, до свиданья!
Ничего не обещай!
До свиданья, до свиданья!
Это всё же не «прощай».

Посмотрите сами на последнюю строчку и без труда увидите (услышите) следующее:

До свиданья, до свиданья!
Это всё! ЖенЕ «прощай!».

Ну сколько можно наступать на одни и те же грабли?

Вот, возможно несколько искусственный пример, но состоящий почти сплошь из односложных слов:

Что бы ни случилось -
10 10 10
Я при этом не был.
10 10 10
Ты при мне не билась.
10 10 10
Я не там, где пепел.
10 10 10

Трёхстопный ямб и все ритмическме ударения попадают на значимые слова - местоимения и обстоятельства. Всё нормально читается. Двусмысленностей не возникает. Обратим внимание на трёхсложное слово "случилось". Имея ударение на среднем слоге, оно идеально вписалось в ритмическую схему строки - без пиррихия.

И ещё один тонкий момент, показывающий коварство уже пиррихия в свете распада ударений.
Пиррихий не может находиться на последней стопе. Особенно при мужской рифме.
Иначе можем получить следующее:
 
Наполнили театры, рестораны
и на глазах у голодАющих
01 01 01 01 0(1)
кутили, растравляя язвой раны,
не дав соломки утопАющим.
01 01 01 01 0(1)

Так и хочется поставить ударение на последний слог, создав искусственный распад ударения, там, где его вроде и не должно быть (согласитесь!),

и получить:

Наполнили театры, рестораны
и на глазах у голодающИх
01 01 01 01 01
кутили, растравляя язвой раны,
не дав соломки утопающИм.
01 01 01 01 01

Итог - бороться с распадом ударения можно:

а) с помощью инверсии (перестановки слов в строке);
б) с помощью замены слова или образа.

ЗАМЕЧАНИЕ! Следующие главы (6 и 7) не стоит читать авторам, которые пишут только ямбом или хореем или тем, кто пишет только сонеты, а значит – только пятистопным с ямбом. Им это будет также непонятно и не очевидно, как жуку, привыкшему жить на плоскости, вдруг выйти в трёхмерное пространство (научиться летать). Пустая трата времени. Следует вначале попробовать написать по парочке стихотворений на каждый трёхсложник, желательно не менее, чем пятистопный, набив шишек и, накопив вопросы, попробовать  найти на них ответы в главах 6 и 7.

                                           Глава 6. ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ.

(Не стоит бояться! К ядерному излучению это понятие не имеет отношения.)

Просто, оказывается, в трёхсложных метрах (дактиле, амфибрахии и анапесте) кроме основного ударения существует вспомогательное, полусильное (отсюда и ПОЛУраспад)

Распада ударения, как такового, в трёхсложных метрах быть не может. Я, по крайней мере, пока не встречал. (Но вот недавно встретил. Об этом в следующей главе) Это - прерогатива ямба и хорея: тут сколько угодно примеров (часть из них в первой главе "Учебника..." рассмотрена (см. сборник "В поисках истины").

Зато тихо и незаметно на поэтов наваливается полураспад ударения. Большинство его даже не замечает - ни у себя, ни у других.

Итак:

Если для всех очевидно, что ритмическая формула трёхстопных метров такова:

дактиль:    1 0 0

амфибрахий: 0 1 0

анапест:    0 0 1,

где 0 - безударный слог, 1 - ударный,

то вот, оказывается, что есть ещё и полусильное ударение в стопах трёхсложных метров, которое ни в коем случае нельзя игнорировать.

Обозначив полусильное ударение знаком "+" имеем несколько иную схему трёхстопных метров:

дактиль:    1 + 0

амфибрахий: 0 1 +

анапест:    + 0 1
 
И вот пример ("сконструированный" специально для меня Евгением Какузиным, светлая ему память):

Трёхстопный анапест:

1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ
    + 0 1 + 0 1 + 0 1 В данном примере и сильные и полусильные ударения на месте

А вот здесь, извините:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
    + 0 1 + 0 1 + 0 1

В данном примере сразу два полураспада ударения. В слове "когдА", ударение пришлось за счёт полусильного на "кОгда" и в слове "почтИ" ударение пришлось на "пОчти" ("пОчки" какие-то)

Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то подобное строке из первого.

Внимательный читатель тут же спросит: "А в слове "лЮбишь" по Вашей логике два ударения? Да? Сильное и полусильное?".

Да! Уважаемый внимательный читатель. Чуть не выплеснул ребёнка вместе с грязной водой. Избавляясь от лишних примеров и тупиковых размышлений выкинул свою "теорию чёрных ритмических дыр". Исправляюсь.

Нетрудно видеть, что в трёхсложных размерах между двумя ударными слогами два безударных (если не считать дополнительного ударения) и при попадании в эту чёрную дыру именно ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают все проблемы. Чаще всего это предлоги и местоимения. Все эти "кОгда", "Ещё", "пОка", "пОчти", "свАи", "мАи" и т.д. Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена "беда" многих сочинителей.

Если же слово трёх- и более -сложное, либо двухсложное, но уже имеющее основное ударение (как "лЮбишь" в последнем примере), то полусильное ударение никак себя не проявляет - получается полу-пиррихий (пропущенное полусильное ударение). И в этом случае перепишем этот пример так:

  КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
    + 0 1    + 0 1 (+)  0 1

Так будет правильнее. И вот уж теперь, внимательный читатель не подкопается.
                              
                                           Глава 7. Распад ударений в трёхсложных метрах.

Выше я писал, что распад ударений невозможно «организовать» или не заметить в трёхсложных метрах. Так ведь нет! Хитроумные стихиряне ухитрились даже такую торчащую, как сухое жнивьё, фигуру изобразить в своих творениях.
 
Это уже не полураспад и не распад. Это уже ДВОЙНОЙ распад. Ядерный взрыв - лично для меня.

В первый раз я столкнулся с распадом ударения в трёхсложном метре в достаточно самобытном стихотворении состоящем всего из 4-х строк. Приведу его полностью, сохраняя пунктуацию автора, точнее, полное её отсутствие:


«ты не знаешь как я безнадёжно влюблён
001 001 001 001
но чтобЫ дружбу нАшу с тобой не разрушить
001 001 001 001 0
я запрятал все чувства под чёрным углём
001 001 001 001
и любовь свою я обрядил в равнодушье»
001 001 001 001 0

В четырёх строчках, написанных четырёхстопным анапестом с чередованием мужской и женской рифм, имеется ДВОЙНОЙ РАСПАД УДАРЕНИЯ во второй строчке в первой стопе и полураспад - в 4-ой строке во второй стопе, а именно:

В начале второй строчки слово «чтОбы» читается как «чтобЫ» ( «столбЫ» какие-то, да и только), а в 4-ой очередная «свая» - слово «своЮ» читается как «свОю» (это вроде что сделаю? – свою, типа «завою» в будущем времени?) в силу несовпадения полусильного ударения и фонетического ударения в слове. И вот если 2-ая строка лечится сравнительно просто, например, так:

"ну, а чтоб дружбу нашу с тобой не разрушить,"

то в 4-ой я не знаю что и посоветовать – решать автору.

А дальше больше… По два двойных распада на один катрен, как в следующих двух примерах.

Пример 1:
Дактиль четырёхстопный с женским окончанием во всех строчках (100 100 100 10)

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
ХОчу сказать, но слова не даются,
ХОчу сказать, но не пишут чернила...

Ну, что, дорогой читатель? Заметили что-нибудь странное?
Нет! Раскрою глаза тому, кто ничего не заметил.

В 3-й и 4-й строках первое слово «хочУ», читается как «хОчу». И против этого не попрёшь. Как мог автор такого не заметить? Не представляю.

Я бы порекомендовал автору хотя бы такой вариант:

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
НУжно сказать, но слова не даются,
НУжно сказать, но не пишут чернила...

Ну, в зависимости от вкуса автора, вместо «нужно» можно применить «надо».

 Пример 2:
Напоминаю - дактиль четырёхстопный с женским окончанием во всех строчках (100 100 100 10)

Ах, эта странная женская участь -
МОлчать и ждать от мужчин объясненья,
И вновь искать для свидания случай...
ГлАза в глаза. Вот и все продолженье.

Здесь то же самое во 2-ой строке и в 4-ой. Слово в начале 2-ой строки читается как «мОлчать» вместо «молчАть» и в начале 4-ой как «глАза», вместо «глазА».
А вот тут без вариантов. Видимо следует переписать всё четверостишие.
Так что такие неслучайные явления должны лечиться.

                                                       Глава 8. Схемы рифмовки.

В этой главе я, возможно, почти ничего не скажу нового. Просто дам некоторые основные известные всем сведения и правила хорошего тона, без которых глава о классификации рифм может быть не понятна.

1. Самая простая рифма. Детсадовская. Попарная. Строки рифмуются попарно. Детский ум не может ждать рифмы через строчку. Ему надо всё и сразу. Четверостишие при этом выглядит ААББ. Частный случай – рифмуются все четыре строчки АААА. Но это уже более сложно. Надо найти четыре разные рифмы, а это уже не для детсада. Да и рифмы все, включая «детсадовские» должны быть точными. Слишком близко строки рифмующиеся стоят.

Пример:
А.С. Пушкин

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»

2. Перекрёстная (АБАБ). Строчки рифмуются через одну. 1-я с 3-ей, 2-я с 4-ой. Нетрудно догадаться, что рифма 1-3 может быть более слабой, а рифма 2-4 должна быть безупречной. Конец - всему делу венец.

А.С. Пушкин:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог»

2.1.  Возможен вариант с отсутствием рифмы 1-3. Я лично считаю это полной безграмотностью, примитивом, уголовщиной. Таких стихов не читаю и не рецензирую.

«У меня глаза северных цветов
И мне не нужны тропические страны
Я всегда с тобой рядышком была  (????)
Просто ты уехал слишком рано»

                                                 Е.Ваенга


3. Опоясывающая (АББА). Первая рифмуется с 4-ой, а вторая с третьей. Тут послабее может быть рифма 1-4 (пока дойдёшь до конца, забудешь, что в начале) и очень точной рифма 2-3 (строки рядом).

А.С. Пушкин:

«Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Вздыхая подносить лекарства»

Очень хочется отметить А.С Пушкина за создание, так называемой, «онегинской строфы» ,  где объединены все вышеперечисленные рифмовки русской традиции на тот момент существовавшие:

АБАБ  ВВГГ  ДЕЕД  ЖЖ

4. Несколько особняком стоит нарочитая нерифмовка четвёртой строки АААХ. Последняя строка ни с чем не рифмуется, но несёт в себе настолько глубокий вывод из первых трёх строк или антитезу к ним, что «закачаешься». Но это уже возможно, только если художественно оправданно, и под правила не подпадает. Зависит от художественного вкуса и т.д.

Какой же это случай дикий
И одноврЕменно великий,
Как будто Будда многоликий,
Нас навсегда с тобою свёл.

Возможно не самый удачный пример, но если кто-то предложит другой, с удовольствием заменю.

5. Шестистишие. Я категорически не согласен с тем определением, что это два терцета (трёхстишия), потому что рифмовка в шестистишии в любом случае проходит через 6 строк и делить их на два терцета, особенно во французском сонете, – глупо. Итак, шестистишие рифмуется так: ААБВВБ. 1-ая и 2-ая, 4-я и 5-я попарно. З-я и 6-я между собой. Очевидно, что это целостный организм.

«И лишь сомненья душу бередят,
Они нас тянут в прошлое, назад
Туда, где были полны страстью пылкой
Сердца и бились чётко в унисон
И прямо к счастью, это был не сон,
Мы шли, и это не было ошибкой.»

А уж в итальянском сонете и подавно: аБа БаБ.
Тут шестистишие напоминает собой две зацикленные терцины. Рифма через строчку, причём они как бы зеркально отражают друг друга. Но если это шестистишие - ничто не мешает нам объединить два терцета в шестистишие: АБАБАБ. Надо найти две тройки разных рифмующихся слов – непростая задача.

«Непросто говорить бывает правду,
Сыграть бы я, конечно, всё могла -
Кокетливо напеть весны балладу,
Но если сердце ранила стрела,
Поверь, нельзя изобразить браваду,
Когда звонят души колокола...»


6. И, наконец, восьмистишие 1-го вида с четырьмя парами рифм АБВДАБВД. Это -  высший пилотаж.

Пример:

«Летний вечер был тих…
Навсегда я прощался с тобою,
И несказанных слов
Закипали потоки в душе.
Солнца радужный лик
Догорал над высокой сосною,
И не верилось, что
Нам не свидеться больше уже.»

Если не вчитываться, а слушать, то рифмы можно вообще не заметить. А вот её отсутствие может напрячь.

И не менее интересный пример на три рифмы АААБВВВБ. Развёрнутый случай французского шестистишия (потому что из французского сонета произошёл). Думаю, тут комментарии излишни.
При желании такой вариант рифмовки можно трактовать как разновидность пункта 4 (АААХ), однако пара таких четверостиший, когда Х между собой зарифмовывается, даёт нам АААХБББХ -предыдущую структуру.

Пример:

«Нам портовые власти
Рвали парус и снасти,
Всё сулили  напасти
Да ломали компАс,
Но и в тёмные годы
За глотками свободы
Мы в запретные воды
Заходили не раз»

                         Игорь Михалёв

И ещё более изощрённый вариант. Шесть (!!!!) разных рифм в одном восьмистишии АААБАААБ

В этом марте метели
Над землёю летели,
И морозы скрипели,
Что под стать февралю.
Что такое капели
Позабыть мы успели
И сказать мы не смели
Даже слова «Люблю!».

В песенной поэзии очень распространён ещё один вариант, который может быть представлен и как восьмистишие с одной пропущенной рифмой ААХБВВХБ или шестистишием ААБВВБ с удлиненной вдвое 3-ей и 6-ой строками:

Ушло тепло с полей,
И стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышленый.

                                       Константин Ваншенкин

Все остальные варианты рифмовок могут быть представлены, как авторские, или комбинации уже известных.

И чтобы не быть голословным, привожу очень интересную схему, применённую Адой Якушевой. Не зря эта песня была так популярна в своё время. Да и сейчас не забывается:

Ты - моё дыхание!    (А)
Утро моё ты раннее!  (А)
Ты и солнце жгучее,  (Б)
И дожди!             (В)
Всю себя измучаю     (Б)
Стану я самой лучшею (Б)
По такому случаю     (Б)
Ты подожди!          (В)

ААБ В БББ В -  Ну, как вам такая рифмовочка? При коротких строчках. Рифма Б - 4 раза. И все рифмы чистые и мастерские (но об этом ниже). Учитесь, студенты!!!!

                                                  Глава 9. Классификация рифм

Теперь, когда мы всё узнали о ритме (побольше многих академиков), пришла пора поговорить о рифме.

Не могу сказать, что рифма есть наиглавнейшее в стихе. Существует ведь и белый стих - вообще без рифм. Но если человек пишет в рифму, то есть стих в классическом понимании, он должен понимать роль рифмы в нём. Поэтому я не буду останавливаться на плохих примерах рифм. И банальными рифмами можно написать прекрасные стихи, и с виртуозными – стихи не о чём. Фамилию поэта «короля рифмы» в 19 веке сегодня никто уже и не вспомнит, ибо поэзия это не только форма, но содержание и способ подачи – образность, метафоричность и т. д.
После короткого вступления, обозначившего мои позиции в этом вопросе, перехожу к градации рифм по степени интереса и ценности. Это лично моя классификация, но, надеюсь, многие со мной согласятся.

1. В ы с ш и й     п и л о т а ж. С о с т а в н а я    р и ф м а. А в т о р с к а я.
Это когда рифмуются не только концы слов, но слова целиком и даже несколько слов одновременно. Примеры:

«душу РАДУЯ – виноГРАДУ Я»
"ЖЕНЩИНА – ВЕЩЬ ТВОЯ"
"и не знАли-то – чем-то зАнятой" (тут рифма ещё и дактилическая - два последних слога безударны)
«ЮБИЛЕИ – ВСЁ БЕЛЕЕ»
"НА СТОЛ - НАСТОЙ"
"СЛАБА – СО ЛБА"
"ПОСТАРЕВШАЯ – НАД СКВОРЕШНЕЮ"
«СКАТЫ КРЫШ – отРАДЫ ЛИШЬ»
"ЗНАМЯ – С НАМИ"
"ПОКЛАЖА - облаКО ДАЖЕ"
«ПАРУСАМ – ПО ЛЕСАМ»
«МЕЛОДИЯ - И ВРОДЕ Я»
"до души ли? - додушили"

Ещё такая рифма называется АВТОРСКОЙ, ибо это как стих в стихе, и использовать её вторично тоже может считаться плагиатом по большому счёту. Это рифма индивидуальная. Она характерна для больших художников.

2. М а с т е р с т в о. Рифмуются слова, полностью похожие друг на друга. Созвучные на всём протяжении, как правило, с одинаковым количеством слогов и одинаковыми гласными.
(В общем-то, составная рифма  - частный случай этой рифмы - назовём её ассонансной (ассонанс - созвучие), потому что отличие лишь в том, что в первом случае рифмующееся звуковое сочетание состоит из двух и более слов, но фонетическая идея та же, и неизвестно ещё, что сложнее, однако рифмы этого вида заимствовать не грешно. Они не имеют индивидуальной окраски, какую имеют составные авторские рифмы). Примеры:
 
"Скользя-нельзя"
"дали - видали"
"помешан - поменьше"
"эти - дети"
"это - лето"
"туго - друга"
"газели - глазели"
"лепете - верите"

3. О т л и ч н ы е р и ф м ы. Рифма простая, но когда рифмуются разные части речи. (Понятно, что при составной рифме, как правило, рифмуются разные части речи).

«на пляже – даже»
«морЯ – горЯ»
«Париж – говоришь»
"шкаф - прав"
"стогА - дорогА"
"туго - друга"

4. Х о р о ш и е  р и ф м ы. Рифмуются одинаковые части речи, но в разных формах и наклонениях:

«по столу – юлу»
"дорога - от порога"
"разлуки (род. падеж) - звуки (мн. число)"

5. Н о р м а л ь н ы е  р и ф м ы. Рифмуются существительное с существительным.

«гном – дом»
«Город-ворот»

6. С л а б ы е р и ф м ы. Рифмуются глагол с глаголом, деепричастие с деепричастием, местоимение с местоимением, прилагательное с прилагательным. Вы спросите, почему существительное с существительным не слабая рифма, а нормальная? А дело всё в том, что глаголы и прилагательные не блещут разнообразием окончаний и эти рифмующиеся части речи очень похожи друг на друга по форме, а рифму и искать не надо – сама на слуху.

«кричать-мычать»
«горя-говоря»
«тебе-себе»
«восхитительный-отвратительный»

7. О ч е н ь   с л а б ы е   р и ф м ы. Рифмуются фактически одни и те же слова. Назовём эти рифмы полутавтологическими (в отличие от тавтологических, где рифмуется одно и то же слово само с собой, но такую роскошь могут себе позволить только очень большие художники слова, не рискуя быть обвинёнными в примитивизме - Пушкин, Окуджава (но у него "рукой-рукой" в "Песенке о Ваньке Морозове" рифмуется для смеха и народ сразу же переделал её на "ногой-рукой"). Так что и тавтологические и полутавтологические рифмы будем считать очень слабыми. Примеры:

Знаменитый пример Леонида Адрианова: «ботинок-полуботинок».
Пример из Игоря Михалёва: «опустим-спустим»

Пример из раннего Ю.П. «Прожить-пережить». Мало того, что глагольная, так ещё и тавтологическая (но в песне пролетает на ура, да и смысл немножко разный и это как раз тот случай, когда слабая рифма ничего не определяет, но не для всех).

Пример из Елены Ваенги: «стану-станешь» (просто ужас какой-то, мало того, что тавтология, так ещё и созвучие из рук вон неточное, хотя в песне можно и не заметить этого)

8. О м о н и м и ч е с к а я. Отдельно хочется отметить случай, когда рифмуются омонимы. Это сильная рифма, которую сослепу можно принять за очень слабую.
Пример:
"пройти - пройти"
"За кругом круг, и надо по пути,
Что нам отмерено пройти,
                        пройти,
и, на чужие глядя лица,
От своего не отступиться.
Такая малость, а пойди
                    пройди."
                             Вадим Егоров

Вот пока все типы рифмы по моей классификации. Кто может расширить или уточнить, милости просим! Пишите!

Выше мы рассмотрели Д У Х рифмы.

Но есть ещё один аспект - Т О Ч Н О С Т Ь рифмы.

Все рифмы в вышеприведённых примерах, при разной ценности по части выразительности, были достаточно точными.

Но есть ещё неточные рифмы, когда рифмуются разные части речи, но созвучие неточное. Всё равно рифма будет слабой. Неточность созвучия часто выражается в следующем: открытый слог рифмуется с закрытым.

«пойду – продуть»

Здесь мы видим глагол в разной форме – хорошо, но открытость с закрытостью - плохо. А тут как в логике «ложь+правда=ложь», «хорошо+плохо=плохо» (а не «никак», как может быть кто-то подумал)

«стужУ-кунжУт» - та же история.

И здесь хочу остановиться на ещё одном, возможно, субъективном аспекте.

Открыто-закрытая слабая рифма, но закрыто-открытая более сильная и допустимая.
Потому что если после открытой во втрой строчке мы ждём открытую в 4-й (как в предыдущем примере), наличие этого "т" раздражает. Однако совсем другое дело, если рифма закрыто- открытая, и, особенно, если закрываюшая согласная во 2-ой строчке глухая.

"смешит - души" - не правда ли, уже не режет слух?
"написал - небеса" - а как вам такая ситуация?

А уж до чего додумываются некоторые авторы, когда рифма вообще приблизительная, ассонансная, где-то на гласных построенная. О точности говорить не приходится.

Пример:
«города-коробА»
Хорошая рифма или плохая?
По мне - не здорово. Хотя совпадает почти всё: «к-г» - прекрасно; все гласные совпадают – прекрасно; а вот «д-б» это не «д-Т», это мне лично немножко режет слух.

Так же не здорово рифмовать мягкие согласные с твёрдыми. Пусть даже одни и те же. Например:
«любовь-здоров»

То есть, с точки зрения точности, лучше, чтобы последние слоги рифмующихся слов были одинаковыми, но при этом, чтобы это были разные части речи, а ещё лучше, чтобы рифма была составная. Вот три кита, которые нужно стараться соблюдать, подбирая рифмы.

P.S.  Можно почитать в кое-что о рифме и здесь: http://stihi.ru/2006/07/25-878


Резюмирую всё вышеизложенное.
Если в стихотворении присутствуют все три компонента (три кита) хорошей рифмы, да, сверх того, верно соблюдён ритм, нет распадов ударений, да ещё, при том, образный ряд присутствует, и мысли свежие, и рифмы не избитые типа «кровь-любовь» - тогда рождается шедевр. Это бывает очень редко, но бывает.

Не обязательно чтобы весь стих держался на этом уровне. Даже у гениальных поэтов это не всегда получалось. Но если в стихе есть хотя бы 20-25 процентов сильных мест, отвечающих вышеприведённому определению, то он, безусловно, удался и он «цепляет», и не вычурностью или неправильностью, как сейчас любят многие, а именно внутренним строением и внутренними находками.

                        Глава 10. Ассонансное построение строки – звукопись.

До этого мы говорили только о чисто технической стороне дела. Но ещё минуточку внимания. НЕ могу обойти вопрос о звучании стиха в целом.
Обратимся к примерам:
                                                     Звукопись гласными (ассонанс)
«Ты - живая моя вода» -

Вся строка поётся: сначала два родственных звука «Ы» и затем шесть звуков «А»
В первом случае мне лично представляется ледоход и ледолом. В первых двух слогах лёд ломается и трогается, в 6-ти последующих – плывёт, ускоряясь.

«Как плакала вода» -

Вся строка поётся на шести звуках «А».
Здесь только один звук и мне видится бескрайность северной реки в её монотонности и величии.

«Гудит июль над ухом будто шмель» -

Комментарии, по-моему, излишни. Вся строка гудит как шмель в июле на звук «У».

«У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.»
                              М.Ю.Лермонтов

Не очень понятно с чем именно связано нагнетание этого звука «У». Тематически это никак не оправдано. Если бы уже военные действия начались, то это можно было бы ассоциировать с воем снарядов. А так, тихое утро. Ещё ничего не началось. Но в любом случае всё четверостишие поётся на одном звуке. А может, это утренние комары?

Всё вышеперечисленное, конечно, больше относится к песенным стихам, но мне кажется, что любой настоящий стих должен петься.

                                                    Звукопись согласными (аллитерация)

Пример:

"По небу голубому
Проехал грохот грома."

Здесь во второй строке нагнетается звук «р». Он рокочет как гром.
И по обоим строкам РОКОЧЕТ ассонанс на звук «о», правда частичный, а отнюдь не полный, как в первых двух примерах о воде и шмеле, но строки поют и это слышно.

                                                                 Заключение

Вот, собственно, и всё, дорогие друзья!

В добрый час!

Надеюсь с помощью этой «лакмусовой бумажки» вы научитесь лучше разбираться и в своих и в чужих стихах и сможете давать полезные советы другим, а также более критично относиться к себе.

Ещё раз повторюсь, что призываю НЕ ПИСАТЬ ПО ШАБЛОНУ, но к готовому произведению подходить с мерками строгими, изложенными выше. А в процессе поиска более удачной рифмы часто и смысл яснее становится. То же касается и замены слова или образа при борьбе с распадами ударений.

 
С наилучшими пожеланиями,
Ю.П.

ЗЫ. Если кто-то хочет получить индивидуальные консультации, так называемые "разборы полётов" по конкретным стихам, это можно делать по электронной почте.
 
Мой адрес:  jorik-sail(чёрный терьер)yandex.ru

Можно, конечно, посылать заявки и через кнопку "Написать письмо автору"

Это связано с тем, что разбирать стихи в рецензиях или комментариях совершенно неудобно - нет возможностей цветового выделения и выделения гарнитурой шрифта, а это очень помогает в работе. Да и другим авторам и читателям совершенно не обязательно видеть нашу "кухню".


Рецензии
Уважаемый Юрий Петрович!
В Главе 5. «Распад ударения в двухсложных метрах» Вы почему-то приводите рефрен песни Ю. Кукина «Поезд». Рефрен написан анапестом. К месту ли этот пример?
Далее, из факта совпадения ритмического и фонетического ударений на частице «не», Вы приходите к выводу, что в четвёртой строке слушатель должен слышать не авторское: «Что же не удалось?», а «Что жене удалось?»
Замечу, что человеческое восприятие зависит от прошлых впечатлений и накопленных знаний. В психологии это явление именуется апперцепцией и проявляется по-разному. Иногда оно ведёт к искажённому восприятию, а в других случаях способствует его адекватности.
Кажется, у К. Чуковского в книге «От двух до пяти» приводится ситуация как девочка, слышавшая ранее поговорку «Терпи казак, атаманом будешь», говорит своей кукле «Терпи коза, а то мамой будешь!»
Ещё пример: длительное время в рефрене песни И. Саруханова «Скрипка-Лиса» многие слушатели слышали не это словосочетание, а более привычное: «Скрип колеса, лужи и грязь дорог». Любопытно, что в первоначальном варианте у автора был именно «Скрип колеса», с которым хорошо сочетаются лужи и грязь дорог. Но позже автор решил усложнить текст и ввёл непонятный слушателю образ «Скрипки-Лисы», с которыми лужи и грязь уже не вяжутся.
В рефрене песни Ю. Кукина ситуация иная – четвёртой строчке предшествует третья, которая и готовит слушателя к восприятию структурно не простой строки: «Что же, что же не так, не так? Что же не удалось?»
Таким образом, в четвёртой строке слушатель слышит, в первую очередь: «Что же», а затем, после паузы: «не удалось». «Жена» не фигурирует.
И в припеве песни В. Мищука, «Дорогая моя женщина» никакой жены не слышится. Припев написан четырёхстопным хореем: «Это всё же не прощай» 10 10 10 1. После частицы «всё» нет паузы, поэтому воспринимается она вместе с усилительной частицей «же» как одно целое «всё же». Да, на отрицательную частицу «не» приходится ритмическое ударение, но по смыслу она воспринимается вместе со словом «прощай», а не с предшествующей частицей «же».
И последнее замечание. Комментируя искусственный пример, состоящий почти сплошь из односложных слов, вы допустили две описки, назвали хорей ямбом, и описались в окончании слова «ритмические»: «Трёхстопный ямб и все ритмическме ударения попадают на значимые слова».
В целом Ваш материал полезен и достоин всяких похвал.

Александр Аркадьевич Андреянов   29.04.2017 19:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр Аркадьевич за терпение и тщательность прочтения. Я обязательно внесу соответствующие поправки. Если забуду, напомните позже. А шуточка насчёт жены, которой что-то удалось не моя фантазия. То ли Визбор, то ли Туриянский так шутили на концертах по поводу Юры Кукина, а я лишь попробовал подвести теоретическую базу под эту шуточку, чтобы понять "откуда ноги растут".
По гамбургскому же счёту всю азбуку надо переделывать. Если Вы читали мои лекции о ритмике. Вот это уже законченный

Семинар Юрия Петровича   02.05.2017 17:32   Заявить о нарушении
материал. С продуманной нотацией 1о+ и продуманным построением. Это уже не поиски истины, а законченная математическая модель, с помощью которой любой грамотный человек может выверять свои ритмические схемы. А вот что касается рифмы, ассонанса и аллитераций, то тут конечно азбука не устаревает.
Ещё раз спасибо за разбор и добрые слова!
С теплом и светом,
Ю.П.

Семинар Юрия Петровича   02.05.2017 17:45   Заявить о нарушении
Да! Насчёт скрипки-лисы. Хотя это на мой взгляд бред какой-то, но именно это я лет двадцать слышал и не мог понять. А потом вдруг понял, что это именно "скрип колеса" и успокоился. Нельзя ли остановиться поподробнее на этом примере. А с чего Вы взяли, что Саруханов поёт "Скрипка-лиса" и что это такое в таком случае? пардон за тавтологию.

Семинар Юрия Петровича   02.05.2017 17:48   Заявить о нарушении
Юрий Петрович, спасибо Вам за конструктивную реакцию на мои замечания.
Что же касается "Скрипки-лисы" то этот образ ввёл сам И. Саруханов и теперь обижается что слушатели постоянно спрашивают у него, как же понимать эти два слова? Смотрите видео: http://www.youtube.com/watch?v=KeSRb8ibFAw

Александр Аркадьевич Андреянов   03.05.2017 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 104 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.