Вена. Знамя Победы

Репин В.
Об этом помнил каждый венец:
Апрельский штурм, раскатов гром,
А выше белых полотенец
Над каждым выбитым окном –
Флаг красный в небе голубом.
И видел это каждый дом.

Над центром города, в зените,
В непостижимой высоте,
Горело знамя – как хотите,
Но понимали даже те,
Кто был с оружием в руках:
Рингштрассе  взяли – близок крах.

А это лейтенант Стомахин
С «полуторкой», да два бойца
Рванули в центр, прорвали махом
Посты дозоров, до конца
Решив держаться (с автоматом!)
И флаг поднять аэростатом.

И через сутки город пал…

** ** **

"При взятии Вены произошло такое немаловажное событие. В одном из наших полков начальником ПДС (парашютно-десантной службы) служил старший лейтенант Стомахин Арон Эммануилович. Он сконструировал небольшой аэростат и, укрепив на нем лампу, освещал сверху площадку, на которую приземлялись парашютисты во время ночных тренировочных прыжков.
Когда мы с юга подходили к Вене, Стомахину пришла в голову идея - с помощью этого аэростата поднять знамя над Берлином! Он стал добиваться встречи с командующим фронтом, маршалом Ф.И.Толбухиным. Но маршалу было не до него, и он не хотел его принимать. "Будет тут каждый... со своим знаменем лезть!.. " - сказал Толбухин (так рассказывал сам Стомахин). Но штабные офицеры все-таки уговорили маршала посмотреть, как действует установка Стомахина.
 
Из парашютного перкаля Стомахин сшил знамя размером, кажется, 5 на 8 метров, покрасил в красный цвет, нарисовал серп и молот и привез к Толбухину вместе с аэростатом. Где-то добыли баллоны с водородом (или гелием?), и Стомахин поднял знамя вверх. Маршал посмотрел на это без большого энтузиазма и сказал: "Ну, ладно, пусть поднимет. Только не над Берлином, а над Веной! Причем сделать это нужно до того, как Вена будет взята!.."

Договорились, что для этой операции Стомахину будет выделен танк и отделение автоматчиков. 11 апреля 1945 г. наши части уже вели бои на окраинах Вены. Вечером этого дня Стомахин стоял в условленном месте со всей своей аппаратурой и ждал обещанного танка.
Но вскоре выяснилось, что танка свободного в данное время нет, вместо него приехала полуторка с двумя автоматчиками. Погрузили на нее лебедку, баллоны с газом, аэростат, знамя и поехали в Вену. Ночью с погашенными фарами удалось пробраться почти в самый центр города. Въехали в какой-то двор, разгрузились, надули газом аэростат, прикрепили к нему знамя, и утром 12 апреля оно поднялось над Веной, на высоту, примерно, 800 метров. Немцы ничего не могли понять - откуда вдруг над городом появилось это знамя!? Маленький аэростат был почти не виден, тонкий стальной трос не был виден совсем, лишь огромное красное полотнище реяло над Веной. Немцы стреляли по нему из пулеметов и зенитных пушек, но сбить не смогли...
 
Увидев красное знамя над Веной, наши бойцы бросились на штурм. Но в этот день взять Вену не удалось. Когда стемнело, Стомахин опустил знамя, а утром 13 апреля снова поднял его. В этот день Вена была взята... У старых десантников сложилась традиция: каждый год 13 апреля мы собираемся и возлагаем цветы к могиле Неизвестного солдата, к Вечному огню. А наше Венское знамя хранится в музее Вооруженных сил".

http://www.zn.ua/newspaper/articles/12239#
А тут – почему мы не знали об этом.