Светлана Захарова. Пора прочесть

Кривой Рог Канский
С. Захарова Пора прочесть


«Эссе оптимиста», или Осень цвета апельсинов.

Юрий Зелёный. Оранжевая осень 2004. Киев



Пессимист ворчит, мол, плохо дело,
Этот мир скатился до предела,
И мы все сидим по шею в луже..
Оптимист смеётся, как всегда:
Мелочи всё это, ерунда –
А вот дальше будет много хуже.
(Старый анекдот в исполнении
Виктора Вайнштейна, г.Томск)


Постоянному читателю альманаха представлять Юрий Зеленого не надо. Он – автор «Кроткого и Благостного» (2007, № 4), который в своё время  всколыхнул сознание публики, оставил впечатление неоднозначное – кому-то понравился, кому-то нет, но каждого задел психологической глубиной изображения действительности, точнее, головокружительной десятидневной жизни Шуры Богдана с механическими ударами судьбы, её толчками, душевными травмами и, наконец, затяжным прыжком в «небо падших».
Я не единожды писала в рассказе (эссе, если хотите), всякий раз по-новому определяя горизонты «обозначенные» в произведении. На сей раз отмечу, что его «Кроткий» - это  «распад атома». Лишь на последних страницах цепная реакция приостанавливается, читатель обретает некую устойчивость, осознавая, что «гибель надежды» главного героя всё же не состоялась – ибо есть Он. О чем «Кроткий и Благостный»? О том, что в душе иногда остаются одни половинки, обломки, а это значит, что теперь человек живет полужизнью,  с полуболью и полупамятью.  И надо принимать это полусуществование, если ничего больше нет, если не сберег, не сохранил в жизни себя и бессмертие души.
***

Сегодня предлагаю читателю «Оранжевую осень 2004. Киев» и выскажу частное мнение.
Новое произведение Юрий Зеленого, скорее всего, относится к эпистолярному жанру. Это не «напутственное письмо в XXI век», как  «освежить небо и землю». Потушить солнце и зажечь в небе другое (М.Коцюбинский). Это не изобличительный документ, каковым является дневник 18-19-го годов Ивана Бунина «Окаянные души». Нет в «Осени» Зеленого мотивов удушающей ненависти к революции и «новой» жизни, ненависти, которая уже сама по себе отравляет существование Бунина.  Его в послереволюционной России возмущало всё: «В этом мире, в их мире поголовного хама и зверя мне ничего не нужно».
Не похоже произведение на «Несвоевременные мысли» Горького, возвращающего нас к  величайшей революции 20-го столетия. У Зелёного нет никакой критики преобразований нового века, тогда как пролетарский писатель нетерпим к той истории, которая демонстрировала «власть тьмы» и бесшабашную вседозволенность.
У Зелёного – отстраненный, спокойный взгляд на события 2004 года. Его воспоминания, как я уже отмечала, не несут ни критики кем-то творимых исторических действий, ни оценки происходящего, потому что автор достаточно умён, чтобы понять, что вся эта «буза» скоро закончится потому что, как ни холодно и голодно живется люду, как ни вопиёт всё вокруг о необходимости серьёзных изменений в жизни  эта революция ненадолго, и хорошие перемены, которые обещают на каждом перекрестке, о которых кричат микрофоны, неосуществимы. Одним словим, «буза». Этакая марионеточная революция, когда толпа «заведённая» чьей-то неведомой рукой являет собой народ, вышедший на улицы Киева.
Зелёный в революции не участвует – он  «болеет» за неё со стороны… Ему понятно, что разнородная масса, собравшаяся на майдане,  хочет зрелищ и хлеба, хотя,  если быть  справедливым к народу, следует согласиться с тем, что «бузят» люди не от хорошей жизни (А может быть они хотят  публичного избиения?).
К событиям  «серединной  осени» Зелёный относится больше иронично, чем серьёзно, его воспоминания напоминают многослойный пирог, где смешивается всё:  снисходительность к «революционным массам»,  насмешка над восторженностью тех, кто поверил в близость политических и экономических перемен, тревога (все-таки народ, каким бы плохим он ни был, достоин лучшей участи), сочувствие к философствующим одиночкам. Оставаясь рассудительно-спокойным, он подмечает детали той сногсшибательной жизни, которая захлестнула страну, особенно Киев, и разделила народ на два противоборствующих лагеря. Зелёный бытописует: столичный сброд, уличный быт, лица останавливающихся зевак, просто проходящих мимо. Мир вокруг интересует его как летописца. Автор заполняет страницы дневника мыслями, которыми напоён революционный воздух, и теми, что «роятся» в его голове:
В чужом городе люди чужие.
Слышу говор их непостижимый.
Неузнаваемы лица прохожих на улицах
Странной столицы.

Но здесь присутствует другая «оранжевая» осень:
Листья слегка пожелтели.
Тёплая осень радует.
Солнце струится в аллею
Сквозь паутину радужную.
Блики, контрасты цвета.

Начав с «рисования» «пауз в ритме лет», «игр с жемчужными и парчовой драгоценной листвой», Зелёный прерывает «очарование высокого стиля» и погружается в стихию жизни – другую осень, «оранжево-политическую».
Ах, как здорово начиналась та, настоящая осень! Зелёный «фиксирует» всё, что проживает остро, напряженно… творчески. Вот почему в произведении «присутствует» Андреевский спуск – вотчина торговцев картинами и излюбленное  место тусовки художников, для которых подлинное искусство «первично». Автор заполняет дневник воспоминаниями о Шуре Богдане, а уже потом – мыслями о политике и политиках, о народе и жлобском государстве.
А еще его дневник – это запечатление «бешеных перепадов температур в духовном термометре страны», в жизни которой Зелёный не участвует, но вольно или невольно вынужден участие принимать, потому что «лукавый хвостиком махнул…». А еще: «Все, что наговариваем, может, и аукнется в безграничной перспективе времени. Может. Пока же тотально бедствуем..» а в целом – неядовитая ирония смешалась с горечью, оставив странный осадок. Что же такое дневник Зелёного?...
Зелёный ничего не хочет выбирать из политического арсенала страны: ни красных, ни белых, точнее – ни оранжевых, ни бело-голубых. Это не неприятие революции, это нечто большее. Что?
Автор не историк  и даже не историограф; к счастью, он обладает тактом, чтобы не хулить оголтело и не восхвалять взахлеб то, в чём не сумел разобраться сразу и до конца, но он вмиг угадал всю фальш  того, что совершается в истории. Он стал свидетелем тех   перемен, которые в 2004 году заявили о себе только загромождением жизни: совсем как  в войну и революцию на вокзалах – всё завалено, загажено, замызгано, а революция волной прет. И все-таки по-гайдаровски временами – весело!
В этой уличной «экспроприации» власти Зелёный не участвует, но ему все равно больно. И хотя откровенно-открытой оценки событий и прямого отношения к ним он не высказывает – боль в  себе затаил: все-таки это и его страна, страна, в которой довелось так надолго остаться. Это земля, ставшая вторым домом, где «продолжается жизнь – временами как сажа бела». Однако боль эта не «глубинная» и не такое переживали!
Позиции «ни к оранжевым, ни к бело-голубым»  он противопоставил  спокойную констатацию факта совершающегося. Его неучастие в событиях 2004 года не есть ни слабость ни сила. Это извечная, точнее с середины 19-го века позиция интеллигенции: не равнодушие, нет просто история-дура, она всё равно сделает по-своему.  И у автора есть только право выбрать точку обозрения событий: это взгляд изнутри, сквозь призму своей «аполитичности». Он не примкнул ни к одному из кандидатов… «Ему сейчас и раньше – «и со святыми пресно и с грешниками гадко».
Повторюсь: Зелёный – «летописец», а потому страницы своего рассказа он заполняет личностными смыслами обдуманно.
«Оранжевая осень» - это не монументальное произведение, но это захватывающие  «маленькие зарисовки» черным по белому». Это фоксирование жизненных ритмов, «уличных баталий» якобы за власть, это живая интонация живой речи и, как в «Кротком и Благостном», вкусный язык,  удивительно напоминающий хруст антоновских яблок на зубах. В интонации, звуковых, лексических и  стилистических «поворотах» Зелёного – он весь… с его тонкой иронией и его углубленной самоиронией. Стиль Зелёного – это, по Веллеру,  «когда обычные слова при рассмотрении не могут быть заменены никакими другими, рождая эмоции и мысли в читателе как бы не важно какими  именно выражениями…»
***

Читатель с удовольствием прочтет «Оранжевую осень» и, даже если, прочитав, заявит, что «воспоминания» ему не понравились, удовольствие получит. Еще и потому, что «автор не желает навязывать читателю чрезмерной определенности хорошо помня, что всякую картину в конце концов оканчивает зритель» (Н.Я. Эйдельман, кандидат исторических наук).
Критикам творчества Юрия Зелёного уже давно пора дать оценку новому произведению. Я же… как всегда. Я уже «признавалась», что почти (почти!) никогда не пишу о том, что мне неинтересно.
Я, как всегда:
Качели сломаны.
Стою внизу
И только взглядом вверх взлетаю (Виктория Смагина, )